Семейная Академия - технология сотрудничества с родителями при работе с детьми с ОВЗ, имеющими ТНР. Выступление учителя-логопеда на родительском собрании.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Соболева Ольга Борисовна

Семейная Академия - технология сотрудничества с родителями при работе с детьми с ОВЗ, имеющими ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА    __ФИО____

НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИ

__дата__

1. Характеристика группы

   В группе 15 детей, из них 10 мальчиков и 6 девочек. Все дети относятся к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелое нарушение речи.

   В ходе диагностики было выявлено, что у детей имеется общее недоразвитие речи II и III уровня,  стёртая форма дизартрии.

Речевое развитие: Речь детей маловыразительна, высказывания состоят из простых предложений. Пересказ текстов неточен, недостаточно последователен. Дети не умеют выделять причинно-следственные отношения, употреблять сложные предложения.

Понимание речи постепенно развивается, морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение.

Пассивный словарь недостаточен. Ребенок понимает простые  грамматические формы (ед. и мн. числа, значения предлогов, муж.и жен. род) только в хорошо знакомой ситуации.

Активный словарь значительно ниже возрастной нормы, ограничен качественно и количественно  - присутствует обиходная предметная и глагольная лексика. Появляются некоторые прилагательные (качественные), которые чаще употребляются в исходной форме. Отмечается многозначность употребления слов, семантические замены. Наблюдается использование слов в узком значении ( нет детализации), а также затруднения в усвоении обобщающих слов. Появляются простые предлоги.

Экспрессивная речь изобилует аграмматизмами. Речь детей маловыразительна, высказывания состоят из простых предложений. Навыки словоизменения и словообразования по возрасту не сформированы.

   Появляются отдельные формы словоизменения, попытки изменять существительные, глаголы, согласовывать их. Способами словообразования не пользуется, существует недостаточность практического усвоения форм словообразования. Выявляются грубые ошибки в понимании, употреблении предложно-падежных конструкций.

Слоговая структура и звуконаполняемость слов характеризуется трудностью усвоения и воспроизведения. Отмечаются грубо выраженные нарушения (упрощения слов, сокращения, перестановки слогов, их замена и уподобление), диффузный звуковой состав слов.

Фонематическое восприятие развито недостаточно, нарушены слуховые дифференциации звуков, отмечается неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Фраза короткая. Наблюдаются начатки общеупотребительной речи, простые 2-3-словные нераспространенные  предложения, отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций, смешение падежных форм, отсутствие согласования прилагательных с существительными, предлоги встречаются редко, часто заменяются или опускаются.

В связной речи присутствует простое перечисление событий без установления  временных причинно-следственных связей. Свободные высказывания состоят из простых предложений. В речи используются короткие малоинформативные фразы. Отмечается неправильное оформление связей слов внутри фразы (нарушение синтаксической связи в предложении).

Нарушение звукопроизношения имеет полиморфный характер (множественные искажения, замены и смешения).

Общеречевые  навыки недостаточно сформированы. Интонационные возможности  снижены (речь маловыразительна).

Неречевая симптоматика

Нарушение восприятия схемы тела, трудности ориентировки в пространстве, на листе бумаги. Нарушение восприятия целостного образа предмета (конструктивный праксис), фрагментарность при рассматривании сюжетных картин, сужение объема восприятия. Затруднение в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения, трудности вербализации пространственных отношений.

Нарушение сукцессивных процессов. Познавательная активность снижена, мотивация к занятиям не устойчивая. Слабый уровень организации внимания, неравномерность работоспособности.

Повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательное беспокойство. Ассенизация психических процессов. Синдром двигательных расстройств (нарушение процессов регуляции мышечного тонуса гипогипердистония).

Недостаточность координации движений. Недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук.

Для детей группы характерно:

-  быстрая утомляемость, истощаемость (Перечислить имена детей);

- неустойчивое (слуховое и зрительное) внимание (Перечислить имена детей );

- нарушения общей и мелкой моторики, оральные диспраксии, синкинезии (Перечислить имена детей )

2. Помощь врача-невропатолога детям с дизартрией.

  • Характеристика стертой формы дизартрии.

  • Особенности проявления нарушений произвольных движений у детей со стертой формой дизартрии.

  • Помощь невролога детям с дизартрией.


3. Цели коррекционной работы на 2023-2024 учебный год

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- возможность освоения детьми с ТНР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

4. Знакомство с учебно-методическими пособиями, обеспечивающими образовательную деятельность (список литературы, ЭОР, и т.д.)

  1. Воробьёва Т.А.  85 уроков для обучения письму. – СПб: Литера, 2022.
  2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика, издательство Каро, 2006г.
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М.: Издательство Гном и Д, 2011.
  4. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И.- Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.-СПб.:Издательский Дом «Литера»,-2022.
  5. Бунеев Р.Н.- По Дороге к АЗБУКЕ- М; «БАЛАСС», 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя-логопеда на первом родительском собрании в подготовительной группе для детей с ОНР

Первое выступление учителя-логопеда на родительском собрании в  подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....

«Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие  тяжелые речевые, ...

"Речь детей младшего дошкольного возраста". Презентация для выступления учителя - логопеда ДОУ на родительском собрании в младшей группе.

Предлагаемая презентация может стать основой для выступления учителя - логопеда на родительском собрании в младшей группе и началом приобщения родителей к работе над развитием речи детей. В презентаци...

Консультация учителя-логопеда на первом родительском собрании в средней группе

Консультация о важности и необходимости посещения логопедической группы детей с нарушением речи....

"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность н...

Создание и использование мультимидийных игр для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя – логопеда и педагога-психолога.

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Коррекционная деятельность - это планируемый особым образом ор...

Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. ( Для учителей-логопедов)

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» ...