Игры и упражнения для дифференциации звуков
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_differentsiatsii_zvukov.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для дифференциации звуков
Во время введения поставленного звука в активную речь может возникнуть проблема смешения его с тем звуком, каким он до этого заменялся. Какое-то время звуки смешиваются в произношении: то произносятся на своих местах, то звук-заменитель продолжает использоваться вместо нового, то новый звук звучит и там, где нужно, и вытесняя со своего места парный звук. В этом случае необходимо провести дифференциацию звуков. Начинается она с различения смешиваемых звуков на слух. Дети слушают ряды звуков, одновременно выполняя разные условные действия при узнавании того или иного звука. Например, услышав звук Ш, поднимают руку, а услышав звук С, хлопают в ладоши. Педагог или родитель при произнесении звуковых рядов должен заслонить экраном рот, чтобы дети не догадались по положению органов артикуляции, какой произносится звук. Далее проводится различение звуков в слогах, а затем в словах.
Добившись чёткого различения звуков на слух, необходимо продолжать работу по дифференциации. Детям произносят звуковой ряд, состоящий из смешиваемых звуков, после чего они должны воспроизвести данный ряд в той же последовательности. Затем предъявляются ряды, состоящие из слогов, например, СА-СА-ША, СУ-ШУ-СУ, АС-АШ-АС, которые ребёнок должен повторить. Слоговые упражнения можно разнообразить, произносить чистоговорки: ас-ас-аш – у Аси карандаш, са-са-ша – Саша моет малыша.
Затем необходимо приступить к различению звуков в словах. Нужно подобрать такой речевой материал, чтобы слова содержали парные звуки.
Следующий этап – называние картинок. Дети называют картинки, в которых встречаются смешиваемые звуки и распределяют эти картинки по группам в зависимости от наличия того или иного звука в названиях картинок, затем взрослый просит составить предложения по картинкам.
Завершающий этап – различение в связной речи. Необходимо соблюдать последовательность в работе, переходить от простого к сложному. Сначала предъявляются стихотворные тексты для заучивания наизусть. Затем даются небольшие рассказы, в тексте которых много слов с различаемыми звуками.
Игра «Будь внимателен»
Цель: различение изолированных звуков С и Ш на слух, развитие внимания.
Ход игры: Детям даются флажки. Предлагается послушать цепочки из звуков и найти заданные звуки. Когда будет звучать звук С, надо поднять вверх флажок, а когда будет произноситься звук Ш, хлопнуть в ладоши.
С-Ш-С-С-Ш-С-Ш-Ш-Ш-С-Ш-С-С.
Аналогично проводится игра со звуками З-Ж, С'-Щ, Л-Р , С-Ц, Т'-Ч, Ч-Щ, Ч-С' , Й-Л', Р'-Л' и др.
Игра «Эхо»
Цель: научить чётко произносить слоговые ряды в отражённой речи.
Ход игры: Ребёнок представляет, что он – эхо. Ребёнок должен повторять цепочки слогов за взрослым, не нарушая последовательность. Ведущий закрывает рот экраном и произносит всю цепочку слогов, а ребёнок повторяет эту цепочку.
Игра «Прятки со звуками»
Цель: различение на слух звуков С и Ш на материале слов.
Ход игры: Детям даётся инструкция: «Если услышите звук С, поднимите флажок; если услышите в слове звук Ш, то хлопните в ладоши».
Примерный речевой материал: сани, шкаф, каша, шляпа, маска, душ, сутки, песня, мешок, весы, шутки, кусок, шуба, штука, сом.
Аналогично игра проводится с другими звуками.
Игра-лото «Различи звуки»
Цель: различение звуков С и Ш на материале слов.
Ход игры: детям раздать большие карты с предметными картинками, у ведущего такие же картинки на маленьких карточках. Ведущий поднимает картинку, дети рассматривают и берут себе нужное изображение, при этом чётко произносят название картинки. Выигрывает тот, кто раньше всех закрыл все свои картинки. Аналогично поводится игра с другими звуками.
Стихи для заучивания
С-Ш
Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.
Шапка с ушами и мишка с ушами,
Всё уши да уши – послушайте сами.
Шишки на сосне, а шашки на столе.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
З-Ж
Звонок звенит, а жук жужжит.
Звенит звонок, жужжит жучок -
Жужжат - звенят, звенят - жужжат.
Жужжание – звон, жужжание – звон,
Звенят – жужжат со всех сторон.
С-Ц
Шагает мастерица по шёлку да по ситцу.
Как мал её шажок! Зовётся он стежок!
Никак не согласится она лежать без толку.
Все знают мастерицу, усердную иголку.
Ч-С'
Подогрела чайка чайник, пригласила десять чаек.
Прилетели все на чай. Сколько чаек, отвечай.
Ч-Щ
- Лютик, лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь!
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!
Л-Р
Звук Р прогрохочет в таких словах:
Огромный, широкий, крутой.
Звук Л словно плавает в плавных волнах
И ласково гладит волной.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.
Крыша в шапке меховой, белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома, значит, к нам пришла зима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры и упражнения на дифференциацию звуков С - Ш
презентация для педагогов...
Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж
Упражнения по дифференциации звуков: Ж/Ш, С/Ш, З/Ж в словах,предложениях,играх...
Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[Й]
Упражнения, способствующие устранению дефектов произношения звуков [Л] и [Й], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления....
Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[В]
Упражнения способствуют устранению дефектов звукопроизношения звуков [Л] и [В], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления....
Картотека упражнений на дифференциацию звуков «С-Ш»
Картотека упражнений на дифференциацию звуков«С-Ш»...
Виды упражнений на дифференциацию звуков [С] - [Ш] с детьми старшего дошкольного возраста.
Презентация мероприятия совместной деятельности детей и взрослого, проводимого с использованием ЭОР, созданного самостоятельно на тему: Виды упражнений на дифференциацию звуков[С] - [Ш] с детьми старш...
Игры и упражнения на дифференциацию звуков «З-Ж»
Игры и упражнения на дифференциацию звуков «З-Ж»...