консультация для родителей "Развиваем речь ребенка вместе"
консультация по логопедии

О роли родителей в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_vmeste_pomozhem.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопеда  для родителей «Развиваем речь ребенка вместе»

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Родителям необходимо контролировать не только речь ребенка, но и свою речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие-либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи.

Нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего ребёнка желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся.

Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, папу, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.

Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми! Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь  во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку.

Только родители обладают уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, родители несомненно могут быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

Для того чтобы речь вашего ребёнка была плавной, четкой, выразительной и красивой, прислушайтесь к таким советам логопеда:

• сами говорите выразительно и правильно, не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка;

• не подражайте так называемой автономной (детской) речи ребёнка: бибика, ам-ам, баиньки (если она присутствует). Говорите с ним нормальным языком – и тогда он скоро поймет, что так правильнее;

• если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет, откажитесь понимать его жесты и мимику. Откликайтесь только при использовании ребенком понятной Вам и окружающим речи;

• если ребенок неправильно произносит звуки и слова, не ругайте его и не делайте резких замечаний. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы повысить подвижность органов речи, необходимо проводить гимнастику для губ, языка, нижней челюсти. Обязательно дайте ребёнку зеркальце, чтобы он мог контролировать свою артикуляцию. Логопедические упражнения этого вида могут иметь игровую форму. С помощью различных игр научите ребенка поднимать язык вверх, делать его широким, тонким, долго удерживать в одном положении («Оближем губки»«Сложим губки трубочкой» и т. п.)

Дыхательная гимнастика.

Ребёнку необходимо выработать правильный воздушный поток, который необходим для произношения звуков. Для этого научите ребенка дуть тонкой струей воздуха на кораблик, на перышко, в соломинку для мыльных пузырей. При этом следите, чтобы малыш не надувал щеки.

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Психологи и физиологи давно доказали прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и интеллектуально-речевым развитием человека. Поэтому развивая движения пальцев рук и кистей, вы способствуете развитию интеллекта и речи. Для этого давайте детям мозаику, мелкие бусинки для нанизывания, маленькие стеклянные шарики и крошечные игрушки (конечно же, играть с ними можно только в присутствии взрослых).  Играйте  в массажные игры«Сорока-ворона» и подобные ей. Занимайтесь лепкой, научите ребёнка шнуровать ботинки и застегивать мелкие пуговицы.

Для постоянных занятий с ребёнком нужно время и силы. Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит его будущее, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое. Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистое, выразительное, красивое произношение вашего ребенка.

Родителям о речевом развитии детей.

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.

Вы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Общие правила для родителей:

 Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования ребёнка, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Не забывайте, что ребенок постоянно наблюдает за всем, что происходит и понимает намного больше, чем может сказать.

 Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.

 Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир - новый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите).

 Основная деятельность ребенка - игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте его.

 Неточное произношение у детей в возрасте до 3-х лет естественно - это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном психическом и физическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5- 5,5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому особенно важно следить за формированием произношения и вовремя предупреждать закрепление неправильного произношения звуков.

 Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка - "сюсюкать" с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.

Дорогие родители, помните, что Ваша речь - образец для подражания!

Вы — первые учителя родного языка для своего ребенка! Семья — первая школа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речь ребенка"

Консультация для родителей "Речь ребенка"...

Консультация: "Как сделать речь ребенка выразительной"

                                             План:1. Возрастные особенности пс...

Консультация для родителей "Речь ребенка второго года жизни. Вопросы и ответы"

В данной консультации вы найдете ответы на интересующие вас вопросы о речевом развитии ребенка второго года жизни....

"Развиваем речь ребенка вместе"

Родители не всегда уделяют должное внимание развитию речи своих детей: они или не слышат их недостатков речи или слышат, но не придают этому серьёзного значения, думая, что с возрастом дефекты речи "и...

КОРРЕКТИРУЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА ВМЕСТЕ

Очень напряженный этап работы, который требует значительных  физических и эмоциональных усилий.  Ребенок учится выработке тонких дифференцированных движений органов артикуляционного  ап...