ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Расширение педагогических знаний в области логопедии. Дать представление о таких речевых нарушениях, как "Дислалия". Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания. Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Расширение педагогических знаний в области логопедии. | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Цель: расширение педагогических знаний в области логопедии.
Задачи:
- дать представление о таких речевых нарушениях, как "Дислалия";
- познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
- создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.
Оборудование:
- анкеты для родителей;
- выступление логопеда;
- предметные картинки;
- памятка для родителей;
- билеты разного цвета;
- 5 мягких игрушек: мишка-Топтышка, котик, зайчик, лиса, обезьянка;
- геометрические фигуры;
- конверты с картинками животных и птиц
- картинки на различные группы звуков: с-ш, з-ж, р-л, ц-ч.
План мероприятия:
- Заполнение анкет родителями.
- Игра "мишка - Топтышка".
- Выступление логопеда о понятии"Дислалия", ее причины.
- "Творческая минутка с детьми" (развитие сенсомоторных умений).
- Элемент логоритмики "Электричка".
- "Логопедический зоопарк" (станции).
- Игра "Покричи как животное".
- Составь образ животного.
- Рефлексия, подведение итогов.
Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.
- Организация пространства:
Нами был представлен стенд с выставкой различных книг и пособий для родителей по закреплению звуков в речи детей. Помещение зала разделено на зоны:
Зона 1 - стулья расставлены полукругом по количеству присутствующих (для семинара)
Зона 2 - рабочее пространство (для занятия с детьми)
Зона 3 - свободное пространство (для проведения игры "Топтышка")
Зоны 4, 5, 6, 7 - "станции логопедического зоопарка" - стол со стульями, расставленными вокруг.
- Организационный момент:
- родителям предложена анкета (Приложение 1), цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с логопедом ДОУ.
- свободное общение родителей и детей друг с другом.
- индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.
Ход встречи:
После того как все родители собрались, гостиную открывает логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает "познакомиться":
Игра "Мишка - Топтышка".
Цель данной игры: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка мишка-Топтышка.
Ход игры: взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его ребенок. Логопед отдает одному из детей игрушку со словами: "Здравствуйте, я - Топтышка. Я очень пре очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)" (так по очереди все ребята знакомятся с Топтышкой).
После знакомства, логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные речевых нарушений: дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления) (Приложение 2).
В это время один из помощников организует занятие с детьми, где дети совместно с воспитателем выполняет творческую работу.
Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев;
Переход к практической части - путешествие в "Логопедический зоопарк", происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
Элемент логоритмики "На дачу" E.С. Анищенкова "Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников".
Цель: развитие темпа, ритма детей, подражательности и внимания.
Описание. Родители и дети становятся "паровозиком" за логопедом. Логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.
Для того чтобы разделить всех родителей на 4 группы, им раздаются "билеты" разного цвета. Цвет билета соответствует цвету "станции" зоопарка.
Все пространство зала разделено на четыре "станции", где располагаются четыре помощника. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать детй.
1 стол - "Познакомимся с котикомком". На этой станции представлен основной комплекс артикуляционной гимнастики.
Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения (Приложение 3). Эти упражнения показывает сам логопед. Родители и дети повторяют за логопедом.
2 стол - "Познакомимся с зайчонком". Где представлен комплекс дыхательных упражнений.
Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.
Оборудование:
- "Снежинки". Ребенок берет снежинку за ниточку, плавно дует до отклонения снежинки назад.
- "Буря в стакане". Ребенок плавно дует в стакан с водой через трубочку. Можно изменять силу струи: плавно – сильнее – сильнее - плавно.
- "Фокусник". На кончик носа малыша кладется кусочек ваты. Нужно так поднять язычок к верхней губе, чтобы ватка слетела с носа.
- "Футболист". Для этого упражнения нужны две игрушки -это ворота. Перед ребенком кладется кусочек ватки и ему нужно так подуть на ватку, "чтобы забить гол".
- "Кораблики". Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик "отправить" на другой берег (в виде соревнования)
3 стол - "Познакомимся с лисой". Здесь показывается пример работы с картинками на различные группы звуков: с-ш, з-ж, р-л, ц-ч.
Задания:
- выбери картинки с определенным звуком;
- составь предложение с этими картинками;
- в какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)
4 стол - "Познакомимся с обезьянкой". Знакомство с заданиями на развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук детей.
Игры:
- "Шумящие коробочки" - это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Ребенок закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.
- "Отбивание ритма" - взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.
- "Угадай, что звучало?" можно использовать звуки мятой бумаги, фольги, полиэтиленового пакета. Правила игры те же, что и в игре "Шумящие коробочки".
- "Каштанчики" - используются для развития мелкой моторики рук.
По окончанию "путешествия" взрослые с детьми рассаживаются по своим местам.
Логопед приветствует "путешественников" и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.
Задание: команде (родитель +ребенок) показать, как кричит животное или птица, показать его поведение и выложить его образ на столе из геометрических фигур.
Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается "подсказка". Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например: рычание тигра "Р-р-р", шипение змеи "Ш-ш-ш".
В заключение педагогической гостиной логопед провел с родителями рефлексию: предложил проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения.
Родителям раздаются "Памятки" (Приложение 4)
- развитие слухового внимания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие физиологического дыхания;
- развитие голоса;
- развитие речевого дыхания.
Всем большое спасибо. Досвидания.
Приложение 1
Анкета для родителей
Речевое развитие ребенка
Уважаемые родители!
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
- Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
(Родители, детский сад, школа) ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Читаете ли Вы с ребенком? (Да, нет.) Какой литературе отдаёте предпочтение? ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Какую помощь Вы оказываете своему ребенку по вопросам развития речи? ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет,) __________________________________
- Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да (Как?), нет.) ____________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
7. Вы хотите самостоятельно исправлять дефекты речи? (Да, нет.) _____________________________
8. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок: на логопедических занятиях? ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
- Какие формы работы с родителями Вы бы предпочли: «Дни открытых дверей», беседы, консультации, выпуск стенгазет для родителей, анкеты, собрания ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Какая форма родительского собрания (с логопедом) Вас больше всего устроила бы? (индивидуальная или групповая) ________________________________________________________
- Какие проблемы Вы хотели бы обсудить? ________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Ваши рекомендации и пожелания относительно организации помощи логопеда по вопросам коррекции речи ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Большое спасибо!
«____»___________________г
Приложение 2
Теоретический семинар.
Дислалия
Функциональная дислалия - (греч. dys - нарушение + греч. lalia - речь) нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения функциональной дислалии:
- Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного времени "сюсюкают" с малышом. В результате может надолго задержаться развитие правильного звукопроизношения;
- Функциональная дислалия может возникнуть по подражанию. Как правило, вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Развитию речи детей приносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая или с диалектными особенностями речь;
- Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой;
- Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;
- Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих;
- Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
- Функциональная дислалия также может быть вызвана снижением слуха. Чаще всего при этом наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных;
- Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в половине случаев отмечается нарушение звукопроизношения;
Механическая (органическая) дислалия - (греч. dys - нарушение + греч. lalia - речь) нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Причины возникновения механической (органической) дислалии:
- Аномалии зубочелюстной системы: прогнатия, т.е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней; прогения, т.е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней; открытый прикус, т.е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний или двусторонний), неправильное строение зубов, например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.
- Неправильное строение нёба. Узкое, высокое, низкое, плоское нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.
- Толстые губы, часто с отвислой нижней губой или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губнозубных звуков.
- Часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка).
- Механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.
Приложение 3
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
- "Заборчик" - широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать под счет – от 5-15раз.
- "Слоник" - вытянуть губы "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать 5-15
- Чередовать упражнения N1 и N2
- "Непослушный язычок" - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося "пя-пя-пя:". Повт. 3 раза.
- "Блинчик на тарелочке" - широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз "пя". Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать под счет от 5-15раз.
- "Чистим зубы" - открыть широко рот, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка "чистить зубы" изнутри, двигая им вправо-влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз.
- "Вкусное варенье" - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).
- "Маляр" - широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком языка "красить" потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться "от потолка" и двигаться влево- вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- "Лошадка" - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.
- "Качели" - широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.
- "Шоколадка" - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза.
- "Конфетка" - упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - "спрятали конфетку за щеку", нажать не сильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию)
- "Больной пальчик" - положить широкий плоский кончик языка между губами (т.е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох.
- "Индюк" - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к "бл-бл-бл:". Тянуть звук 5-7 сек., сделав сначала глубокий вдох.
Приложение 4
Памятка родителям.
1. Развитие слухового внимания
Игра "Тихо-громко!"
Цель: развитие координации чувства ритма
Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши)
Описание игры : Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
3. Развитие фонематического слуха
Игра "Красный- белый"
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух
Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый)
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.
4. Развитие физиологического дыхания.
Игра "Капитаны"
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.
Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям прокатиться на кораблях из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь, сложив губы, как для звука Ф. кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. "П-п-п:" - губы складываются, как для звука п. или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту. (г
5. Развитие голоса
Игра "Вьюга"
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Описание игры: Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у:; по сигналу сильная вьюга громко говорят: у-у-у:; по сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.
6. Развитие речевого дыхания.
Игра "Придумай фразу"
Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.
Оборудование: сюжетные картинки из лото "Что мы делаем"
Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает одну короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детям дополнить одну фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение: Таня играет на улице и добавляет в песочнице.
Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, а длинные - с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладевают правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая гостиная для родителей
Театр и дети. Консультация для родителей....
Психолого-педагогическая гостиная "Здоровые родители - здоровые дети"
Психолого-педагогическая гостиная для родителей...
Педагогическая гостиная для родителей. «Волшебный сундучок»
Речевые игры для детей 5-6 лет....
Презентация. Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»
Презентация для педагогической гостиной с родителями «Роль семьи в воспитании ребенка». Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и...
Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»
Эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет достичь нужных результатов в воспитании и развитии детей. Одна из наиболее распространенных форм работы с...
Педагогическая гостиная для родителей: «Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр».
Педагогическая гостиная для родителей:«Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр»....
Педагогическая гостинная для родителей "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
Компьютерная презентация по теме "Речевое развити детей дошкольного возраста", где объясняются причины, проблемы речевых нарушений у детей и пути их решения....