"Задания на лето для детей посещающие логопедическую группу"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Задания на лето от учителя – логопеда
Подготовила: учитель-логопед Хрусталева А.А.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!
Для своих летних занятий можно использовать следующие задания:
Стихи, тексты для закрепления произношения звуков [с], [с’], [з], [з’]
Чудесная сумочка В сумочке чудесной – Ох и чудеса, В сумочке прелестной Сыр и колбаса, Соль, фасоль, сырочек, Сахарный песок, Маслица кусочек, Ананасный сок. | Вездеход Вам сегодня не везет? Вас автобус не везет? Вы возьмите вездеход! Вездеход вас повезет… Верно, правильно назвали Вездеходом вездеход | Подберезовик Подберезовик, подберезовик Ловко спрятался под березою Да не прячься ты так старательно – Я найду тебя обязательно. |
Склевали гуси Купила Марусе бусы бабуся. На рынке споткнулась бабуся о гуся… Не будет подарка у внучки Маруси: Все бусы склевали по бусинке гуси. | Затея Вот веселая затея – запускать на нитке змея. Змей летит выше берез! Ветер змея не жалея Прямо к солнышку понес. | Зайка и коза У Зины заводная коза. Заведут ее – она забегает по доске. Забавная такая! Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поет: «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет!» |
Саня и сани Маленькому Сане подарили сани. Посмотрите сами: вот какие сани! Вез на гору Саня за собою сани. Съехал с горки Саня, а на Сане – сани! | Вот так свистнул! Кто-то принес Сереньке свисток. Носит с тех пор его Серенька всюду с собой и все свистит да свистит. Один раз Серенька как свиснет! У самого уха кота Васьки. Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. И вот миска пуста, а весь стол и Васька в сметане. |
Стихи, тексты для закрепления произношения [ж], [ш]
Жадина Жадину я ни о чем не прошу. В гости я жадину не приглашу. Не выйдет из жадины друга хорошего, Даже приятелем не назовешь его. | Прибаутка Уж ты, Мишенька, дружок, Ты не бегай на лужок, На крутой бережок. | Наша Маша Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две матрешки на окошке, Две Танюшки на подушке. |
Добыча меда Жалко жадных медвежат, Пчелы кружатся, жужжат, Жала к рожицам все ближе… Мед медведи жадно лижут. | Шмель Жу-жу-жу, жу-жу-жу, На лужайке я жужжу! На лужайке я жужжу, Над ромашками кружу! Безобидно я жужжал, Что же Женя убежал? | |
Машина каша Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке – в блюдце, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. | Лошадки Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были вожжи. Он погонял Женю: «Но! Поехали! Живей! Живей!»Женя бежал вперед, поднимая ноги, как лошадь. Ребятишки убежали далеко, а потом прибежали обратно к дому. | Школа Наташа и Гоша – школьники. Они идут в школу. В руках у них – школьные портфели. Там лежат книги и тетради. Вот и наша школа. У нее пять этажей. В школе Наташа и Гоша вешают одежду в шкафы и переобуваются. У Гоши первым уроком должна быть химия, он идет на второй этаж. Наташе надо не третий этаж, у нее математика. |
Стихи, тексты для закрепления произношения звуков [л], [л’]
Мила и мыло Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила. Миле в глаз попало мыло. - Что ты плачешь, наша Мила? - Я выплакиваю мыло. | Лапти Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапки кошке. | Клоун-чудак Клоун-чудак Все делал не так: Ломом копал, Лопатой ломал, Пилой колол, А кистью мел! |
Плотник Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы. | Хозяйка Убежало, убежало Убежало молоко. Я с трудом его поймала. Быть хозяйкой нелегко. | Лодочка На даче была лодка. Она была плохая. И на ней никто не катался. Но однажды Володя и Клава захотели покататься. Они взяли весла, сели в лодку и поплыли. Лодка начала наполняться водой. Володя и Клава сильно испугались. Но недалеко была мель. Володя и Клава увидели ее и благополучно довели лодку до мели. |
Любят очень сильно славную малышку, В ванночке купают Милочку-голышку, Помогают маме Лада и Алина. Лада поливает Милу из кувшина, Мама моет мылом своего младенца, А Алина вытрет Милу полотенцем. | Находка Мала сидела у окна и услышала жалобный писк. Мила побежала в сад и увидела там маленького, еще слепого щенка. Ему было холодно. Миле стало жалко его. Она закутала щенка в большой платок и понесла домой. Дома Мила дала ему теплого молока. Щенок вылакал все молоко и уснул. |
Стихи, тексты для закрепления произношения звуков [р], [р’]
Все красное Красный помидор растет на огороде. Красный георгин красуется в саду. Красная брусника краснеет у дороги. А красную ромашку я что-то не найду. | Три крокодила Жили в долине Нила Три больших крокодила. Первый – только большой. Второй – с прекрасной душой. А третий – ну просто милый!.. Но всех их зовут - крокодилы. | Кенгуру Носит мама-кенгуру В теплой сумке детвору. А ребятки-кенгурятки Целый день играют в прятки |
Варежки Варежки у Вари пропали на бульваре. Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара. | Драчун На руке у Ромы рана, И рукав у Ромы рваный. Дрался Рома утром рано У своих ворот с бараном. | Алешкина кричалка Лейся, лейся дождик! Я хочу расти! Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости! |
В пенале Хвастались друг перед другом ручка и карандаш. - Я отлично пишу! – говорила ручка. – Без единой ошибки! - А я, - вторил ей карандаш, - я и забыл, когда ошибался! А резинке было стыдно это слушать, ведь она стирала их ошибки. | Разведчица - Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась? - Наверное, расстроилась. А почему ты спрашиваешь? - Меня Вовка на разведку прислал. |
Обобщающие слова:
Задания: а) назови одним общим словом
б) Какую обувь (одежду и т.д.) ты знаешь?
Материал: Одежда: свитер, платье, костюм, шорты, юбка, колготки и т.д.; Обувь: тапки, сапоги, кроссовки, туфли, валенки, ботинки и т.д.; Посуда: кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, вилка, чашка и т.д.. Грибы: мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик и т.д.; Овощи: картофель, помидор, репа, лук и т.д.; Фрукты: яблоко, апельсин, груша, персик и т.д.; Цветы: тюльпан, роза, гвоздика, одуванчик, ромашка и т.д.; Деревья: липа, береза, тополь, осина, дуб и т.д. Инструменты: пила, топор, отвертка, дрель, лопата и т.д.; Материалы: дерево, железо, пластмасса, бумага и т.д.; Профессии: повар, плотник, водитель, врач и т.д.; Животные: кошка, собака, волк, лиса, еж и т.д.; Птицы: снегирь, синица, журавль, утка, гусь и т.д.; Мебель: кровать, стол, тумбочка шкаф и т.д.; Бытовые приборы: холодильник, утюг, стиральная машина, пылесос, миксер и т.д.; Транспорт: велосипед, автобус, поезд, вертолет и т.д. Насекомые: бабочка, паук, кузнечик, оса, пчела и т.д.; Рыбы: щука, ерш, сом, судак, акула, скат и т.д.; Времена года: зима, весна, лето, осень; Месяцы: январь, февраль, март, апрель, май и т.д.
Слова антонимы:
Задание: а) скажи наоборот;
б) что может быть длинным, горьким и т.д.? А коротким (сладким и т.д.)?
Материал:
Большой - маленький Длинный - короткий Высокий - низкий Широкий - узкий Толстый - тонкий Веселый - грустный Здоровый - больной Чистый - грязный Горький - сладкий Сухой - мокрый Прямой - кривой | Сытый - голодный Острый - тупой Полный - пустой Твердый - мягкий Новый - старый Холодный - горячий Светло - темно Быстро - медленно Мало - много Тяжело - легко Близко - далеко |
Притяжательные прилагательные:
Задания: Чья морда? Чьи уши? Чей хвост?
Материал:
У волка - волчья, волчьи, волчий
У зайца - заячья, заячьи, заячий
У белки - беличья, беличьи, беличий
У собаки - собачья, собачьи, собачий
У кошки - кошачья, кошачьи, кошачий
У медведя - медвежья, медвежьи, медвежий
У лисы - лисья, лисьи, лисий
У козы - козья, козьи, козий
У коровы - коровья, коровьи, коровий
У лошади - лошадиная, лошадиные, лошадиный
У оленя - оленья, оленьи, олений
И т.п.
Относительные прилагательные:
Задания: Какая? Какой?
Материал:
Ручка из пластмассы - пластмассовая
Матрешка из дерева - деревянная
Сумка из кожи - кожаная
Стакан из стекла - стеклянный
Шуба из меха - меховая
Гвоздь из железа - железный
Ложка из металла - металлическая
Самолетик из бумаги - бумажный
Рубашка изо льна - льняная
Платье из шелка - шелковое
Носки из шерсти - шерстяные
Сапоги из резины - резиновые
Сироп из яблок - яблочный
Компот из клубники - клубничный
Сок из клюквы - клюквенный
Варенье из вишни – вишневое
И т.п.
Упражнения для развития фонематических процессов
1. Услышишь слово с заданным звуком (например, со звуком С) - хлопни (вата, сом, нос, зуб, бинт,…)
2. Выделить гласный звук, стоящий в начале слова. Например, какой первый звук в слове ААААня? – А. Ууууууутка? – У и т.д.
3. Выделить гласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове усыыы? – Ы.
4. Выделить согласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове маК (последний звук К выделяем голосом, произносим громче)? – К.
5. Составить слова из заданного количества звуков (Послушай какое слово получилось? К, О, Т – Кот.
6. Определение количества слогов в слове (хлопками). Сколько слогов в слове «мо-ло-ток»? - 3
7. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. Какое слово получится из слогов: го, ло, ва? - Голова.
Работа над слоговой структурой слова
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет это физиологически обусловлено, нормально. В системе языка с тремя основными составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает, на наш взгляд, особое место. При подготовке ребенка к школе нужно поработать над слоговой структурой слова, т.е. определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в слове. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить пропуски гласных звуков на письме.
Можно предложить задания:
- Определить количество слогов в слове.
- Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов.
- Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки (..буз, ут.., лод..).
- После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п.
- Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный-гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка-ток, мас-ка, бан-ка, пас-та и т.п.), далее – слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т.п.).
- Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста-кан, Моск-ва, гра-дус-ник, каст-рю-ля, прос-ты-ня.
Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок пропускает или переставляет слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных. После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный вид работы, чем отработка изолированного произнесения.
При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:
- Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
- Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
- Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
- Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
- Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
- Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
- Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
- Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.
- Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- в собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
- обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
- привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.).
Активно развивайте мелкую моторику рук вместе с ребёнком:
Играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, раскрашивайте, клейте, вырезайте, конструируйте, используйте игры — мозаика, шнуровка, пазлы, лото, конструктор, лего и т.д. Ребёнок самостоятельно должен одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, застёгивать (расстёгивать) пуговицы, молнии, застёжки, шнуровать.
Пополните багаж знаний вашего ребёнка яркими впечатлениями и ощущениями.
Приятного, яркого вам отдыха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу. Буклет
В буклете раскрывается организация коррекционной работы в логопедической группе...
Презентация на тему:« Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу »
Презентацию предлагаю использовать педагогам для демонстрации на родительском собрании,заменив слайды с фото детей...
Памятка для родителей детей посещающих логопедическую группу
Данный материал знакомит родителей со спецификой работы логопедической группы....
План взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей, посещающих логопедическую группу
План взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей, посещающих логопедическую группу на 2013 – 2014 учебный год...
Анкета для родителей детей, посещающие логопедическую группу
Работа с данной анкетой поможет учителю-логопеду в достоверном заполнении необходимой логопедической документации...
«Как выполнять логопедические задания с ребёнком, посещающим логопедическую группу».
Консультация для родителей по выполнению логопедических заданий, рекомендации....
Памятка для родителей "Как выполнять логопедические задания с ребёнком, посещающим логопедическую группу"
Рекомендации для родителей по выполнению домашней работы...