Семинар – практикум для педагогов детского сада «Ораторское мастерство и искусство речи».
методическая разработка по логопедии

Некрасова Алена Алексеевна

Есть профессии, которые просто обязывают досконально познавать искусство ораторской речи. К ним относятся политики, судьи, учителя, актёры, дикторы и конечно же воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oratorskoe_iskusstvo_1.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» филиал детский сад «Сказочный городок»

Семинар –практикум для педагогов детского сада «Ораторское мастерство и искусство речи».

                                                                                                   Разработала:

                                                                                                                     учитель-логопед

                                                                                                        Некрасова А.А.

с. Усть-Кокса 2024 г.

Что такое ораторское искусство?

На греческом языке «ораторское искусство» звучит как «rhetorike», и означает слово «риторика». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми. Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.

При этом, в любую эпоху риторика, ораторское мастерство выступало, как  особое искусство, при котором каждый человек сможет открыть себя заново. Он будет красиво и правильно говорить, уверенно себя чувствовать перед любой аудиторией, быть интересным в общении. Конечно, есть люди, которые от рождения награждаются такой способностью, но их совсем немного. Поэтому человеку, обделенному Божьим даром, не стоит переживать, при желании ораторскому искусству можно учиться. Возраст при этом не играет особого значения, ведь получать новые знания и умения никогда не поздно.

Безусловно, есть профессии, которые просто обязывают досконально познавать искусство ораторской речи. К ним относятся политики, судьи, учителя, актёры, дикторы и др.

Отдельное искусство «Говорить с детьми»

Мы все были детьми в одно время, так почему же такому большому числу взрослых бывает трудно разговаривать с детьми? Может быть потому, что наши интересы такие разные.

Независимо от причины бывает трудно разговаривать с детьми. Дети смотрят на взрослых не только потому, что они меньше, чем мы. Они заинтересованы в том, что мы хотим им сказать, потому что они собираются быть похожими на нас.
Итак, вот несколько советов, чтобы говорить с детьми немного легче:
          Во-первых, если вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Также важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным ребенком, не стоит задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши слова звучали в утвердительной форме.

В-третьих, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. «Я поняла, что ты ударил Олю книжкой, потому что она тебя дразнила. Тебе было обидно».

В-четвёртых, очень важно в беседе «держать паузу. Если глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону, вдаль, то продолжайте молчать — в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа, он впитывает, он думает.

В-пятых, никогда не сравнивайте ребенка с другими, более успешными, на ваш взгляд, детьми! У каждого ребенка можно найти то, чем можно гордиться! И сравнивайте ЕГО результаты сегодняшние с ЕГО же предыдущими. Ищите лучшее в вашем ребенке.

В-шестых, не обвиняйте — опишите проблему.

Дети с большей готовностью начинают вести себя более ответственно, когда родитель или педагог вместо обвинений и приказов описывает проблему. Четко и кратко. Вместо «Маша, что здесь творится! Посмотри, что ты наделала — весь стол в краске!» можно сказать: «Маша, на столе краска. Убери, пожалуйста».

В-седьмых, не угрожайте и не приказывайте — предложите выбор.

Угрозы и приказы заставляют детей чувствовать себя беспомощными и обиженными. Выбор открывает дорогу к новым возможностям.

— Не хочу кушать, не хочу кушать, — кричит четырехлетняя Машенька.

И вместо уговоров и запугиваний («Если ты не съешь этот пельмень, то он будет ходить за тобой и плакать», Ешь , а то не вырастешь.) можно предложить ребенку выбор. Но такой, какой нужен вам.

— Машенька, ты будешь есть кашу гречневую или лапшу?

И ребенок уже переключается на обдумывание самостоятельного выбора, а не своих капризов.

Для детей мир — это игра. Если творчески относится к проблемам, им …просто не останется места.

Дар красноречия не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам. 

Таким образом, чтобы по-настоящему постичь ораторское искусство, упражнения и тренировки должны быть систематическими и постоянными.

  1. Система упражнений для развития навыков

ораторского искусства

Громкое чтение вслух 

Воспроизведение смысла прочитанного 

Развитие речевого мышления

Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.

Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Необходимо находить точки опоры и «вращать» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.

Рассказывание историй

Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов.

Тематическое сообщение 

Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме.

Изучение речи других ораторов

Наблюдение, слушание и постоянное изучение речи других ораторов — хорошая практика.

Анализ речи

Слушать речи ораторов, известных политиков, знаменитых личностей, приняв за основу анализа риторические средства — одно из полезных и эффективных тренингов. При этом следует обращать внимание на: 

  • то, как оратор делает вступление и заключение;
  • употребляет сравнения;
  • образность речи;
  • наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
  • игру слов.

Практика через дискуссии

Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях.

Выступление с докладом 

Работа над речью

1) Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон

2) Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию

3) Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.

4) Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

1) Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.

2) Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

3) Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Практическая часть

1. Упражнение «Скороговорки»

Участникам групповой работы предлагается по кругу эмоция: веселье, грусть, обида, страх.

Раздаются скороговорки (Приложение 1) и предлагается сказать свою скороговорку с определенной эмоцией.

2.Упражнение «Описание предмета»

Участникам предлагается из коробки достать первый попавшийся предмет (ракушка, клубок ниток, коробок спичек, линейка и т.д.) и начать описывать его в течение трех-пяти минут. Вся соль в том, что некоторые предметы можно описать буквально в двух словах, и приходится свое описание растягивать, а значит необходимо найти то, чего раньше не замечал. Очень сложное, но безумно интересное упражнение! 

3.Упражнение «Перефраз»

Участникам раздаются фразы (Приложение 2) и предлагается каждому по кругу зачитывать свою фразу соседу слева. А участник (сосед слева) должен перефразировать эту фразу, начиная предложение со слов «Я слышал, что….»

4.Упражнение «Грузинский хор»

Упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о».

5. Игра «Метрдотель»

Сообщение: метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей. Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?

 Инструкция: каждый участник по кругу объявляет своего правого соседа (Ф.И.О., должность).

6. Задание «Чтение стихов» 

Участник, которого объявили, выходит в центр зала и выразительно, «войдя»  образ читает стихотворение (Приложение 3), которое ему раздали до начала игры № 5

10.   Заключение.


Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Рефлексия занятия:

- Что для Вас было нового, интересного, трудного, что Вы конкретно будете делать для развития у себя ораторские умения?

Скороговорки

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Радость)

 Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка –

Мышка забыла про кошку!

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Надежда)

Куры, гуси да индюшки наклевались петрушки,

Закусили лебедой, побежали за водой.

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Умиление)

Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Гордость)

Говорил попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай!

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Благодарность)

Вёз корабль карамель,

Налетел корабль не мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Азарт)

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка –

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Ликование)

У Киры и Фиры

В квартире был пир:

Факир ел зефир и

Кефир пил Факир.

А Фира и Кира

Не пили кефира,

Не ели зефира –

Кормили факира.

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Предвкушение)

Яша с Пашей ели кашу,

Саша с Машей простоквашу

А Мишутка съел селёдку под шубкой.

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Разочарование)

За поселком у проселка в поле пела перепелка

Перепел прилетел,перепелку перепел.

Сказать свою скороговорку с определенной эмоцией (Сочувствие)

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок – сорок морок.

        

Упражнение «Перефраз»

1. Когда конкурс был окончен, жюри объявило результаты. 

2. Команда была отлично подготовлена и, тем не менее, проиграла. 

3. Мощный ураган повредил линии сообщения. 

4. Если бы соседи не пришли на помощь вовремя, последствия пожара были бы гораздо серьезнее. 

5. Чтобы получить сертификат, нужно посетить все занятия. 

6. Все, кто любит российское кино, пришли на презентацию нового фильма Никиты Михалкова. 

7. В июне была сильная засуха, и некоторые источники пересохли. 

8. Чтобы быстро поправиться, вы должны оставаться в постели. 

9. Автобус сломался, и нам пришлось добираться автостопом. 

10. Все студенты заинтересовались предложенной темой. 

11. Я дочитал последнюю страницу и отправился спать. 

12. Пришла телеграмма, и отец был вынужден срочно уехать. 

13. Неожиданный шторм заставил корабль свернуть с курса. 

14. Лишь то читается легко, что написано с трудом. 

15. Что хорошо понятно, то хорошо и свободно излагается. 

16. Приезжающие в Новгород любуются прекрасными памятниками древнерусской культуры и искусства. 

17. Когда я выбрался из зарослей, то увидел небольшую деревушку, мирно расположившуюся на высоком берегу реки. 

18. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. 

19. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. 

Приложение 3

Задание «Чтение стихов»

        Евгений Баратынский

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Сергей Городецкий

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок

Аполлон Майков

Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней – царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!

Михаил Пляцковский

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,

Василий Жуковский

ПРИХОД ВЕСНЫ

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

Андрей Белый

ВЕСНА

Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.

Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фекла,
нависая над улицей с риском,
протирает оконные стекла.

Федор Тютчев

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

\

Алексей Плещеев

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,

Самуил Маршак

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Сергей Есенин

ЧЕРЁМУХА

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Семинар - практикум для педагогов детского сада на тему: "Опыты и эксперименты с растениями"

Показать педагга как проводить опыты с расениями в детском саду....

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека»

Цель: актуализировать понятия «эмоции», «виды эмоций», «эмоциональный интеллект», обсудить роль эмоций в жизни человека,  способствовать овладению педагогами некоторыми приемами управления с...

Семинар – практикум для педагогов детского сада «Развитие познавательной сферы дошкольников»

Цель семинара-практикума: актуализация понятий «познавательная сфера», «психические процессы», пополнение педагогической копилки воспитателей играми и упражнениями, направленными на развитие познавате...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «В гостях у Песочной феи»

Цель семинара-практикума: способствовать овладению педагогами технологией развивающих игр с песком....

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...