«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию у детей звукопроизносительных навыков»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Левдикова Марина Владимировна

1. Принципы и задачи построения образовательного процесса.

2. Функции учителя-логопеда и воспитателя в процессе работы.

3. Работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звукопроизношения.

4. Задачи взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

5. Основные направления в работе учителя-логопеда и воспитателя.

6. Основные направления работы воспитателя.

7. Проведение фронтальных занятий по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по

формированию у детей звукопроизносительных навыков»

Введение.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного

развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои

мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности,

содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем

активнее осуществляется развитие ребенка. Особенно актуально это в

условиях внедрения федерального государственного стандарта дошкольных

организаций, где одной из основных прописана цель – обеспечение

государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении

качественного дошкольного образования, его индивидуализация, социальная

адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностями.

Это становится возможным благодаря сотрудничеству всех педагогов ДОУ.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях

вопросу взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя уделяется

особое внимание. Особенно актуально это звучит для групп адаптированных

программ. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований

педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого

развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно

сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

1. Принципы и задачи построения образовательного процесса.

Успех работы в логопедической группе определяется строгой,

продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании

логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь,

взаимодействие логопеда и воспитателей.

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в

соответствии с возрастными потребностями, функциональными и

индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени

выраженности дефекта.

Конечная цель: воспитание гуманной личности, всесторонне и

гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция

ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля

группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта (из Положения –

принцип возрастной и дифференциальный по диагнозу)

При работе с детьми с ОНР задачи:

1. Развитие лексико-грамматических средств речи.

2. Формирование правильного звукопроизношения.

3. Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

4. Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

5. Подготовка к обучению грамоте.

2. Функции учителя-логопеда и воспитателя в процессе работы.

Каковы же функции логопеда и воспитателей в процессе работы над

лексическими темами:

Учитель-логопед

- на групповых занятиях знакомит детей с лексико-грамматическими категориями, выявляя детей с которыми необходимо работать на индивидуальных занятиях;

- проводить занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром с учетом лексических тем.

Воспитатель

- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра);

- систематически контролирует грамматически правильность речи детей в течение всего времени общения с ним.

3. Работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию

звукопроизношения.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию

звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.

Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми

детьми в группе, способствующая своевременному усвоению произношения

всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющие стойкие

затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на

преодоление этих недостатков.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения, работа

над звуками состоит из трех основных этапов:

- подготовительного;

- этапа появления звука;

- этапа усвоения звука в речи.

Подготовительный этап

Учитель-логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию учителя-логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Учитель-логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного учителем-логопедом звука,

фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука в речи (правильное произношение звука)

Учитель-логопед

автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь).

Воспитатель по заданию

учителя-логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный учителем-логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в

произношении, используя речевой материал, рекомендуемый учителем-логопедом.

3. Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе

принадлежит учителю-логопеду.

Функции учителя-логопеда:

1. Диагностическая

2. Профилактическая

3. Коррекционно-педагогическая

4. Организационно-методическая (учить воспитателей, родителей)

5. Консультативная

6. Координирующая (координировать направления работы)

7. Контрольно-оценивающая (динамику продвижения оценивает только

учитель-логопед).

4. Задачи взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

Задачи учителя-логопеда:

1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.

2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-

личностного и индивидуальных особенностей детей.

3. Определение основных направлений и содержания работы с каждым

ребенком.

4. Систематическое проведение коррекционной работы с детьми,

согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.

5. Оценка результативности и помощи детям и определение степени их

готовности к школьному обучению.

6. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей

информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в

организации полноценной речевой среды.

Задачи воспитателей:

1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития,

обучения и воспитания.

2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки

ребенка:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по

заданию учителя-логопеда (коррекционный час)

- систематический контроль над поставленными звуками и

грамматически правильной речью.

- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в

соответствии с лексическими темами программы.

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.

- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх,

упражнениях на бездефектном речевом материале.

3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи.

Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.

4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности

родителей, побуждение их к сознательной деятельности по

индивидуальному развитию дошкольника в семье.

5. Основные направления в работе учителя-логопеда и воспитателя.

В работе воспитателя и учителя-логопеда можно выделить два основных направления:

- коррекционно-воспитательное;

- общеобразовательное.

Воспитатель, совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении

речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и кроме того,

осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных

массовой программой детского сада (умственное, нравственное,

эстетическое, патриотическое и др.)

Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений, первое –

коррекционно - воспитательное является наиболее значимым, ведущим. А

второе – общеобразовательное – подчиненным.

 

Коррекционная работа, как мы уже отмечали, осуществляется под

руководством и контролем учителя-логопеда. Его главенствующая роль

объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические

особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы,

динамику всех коррекционных процессов.

Остановимся подробнее на содержании и способах осуществления

каждой из выше указанных задач в организации процесса.

В течении первых 2-х недель учебного года учитель-логопед обследует

каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и

сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех

нарушений, выбирает пути коррекции.

По окончании обследования учитель-логопед подробно сообщает

воспитателю группы о результатах своей диагностики (мини-педсовет или

индивидуальная беседа), в параметры которой включаются:

- произношение звуков речи;

- их восприятие;

- воспроизведение слоговой структуры слова;

- состояние словарного запаса и грамматического строя;

- сформированость связной речи;

- уровень внимания, памяти, воображения (психолог);

- состояние пальчиковой и артикуляционной моторики.

Опираясь на полученные от учителя-логопеда сведения, воспитатель

сможет решить ряд практических задач:

а) представит, кого из детей посадить вперед из-за ослабленного

внимания, неусидчивости плохого зрения;

б) запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия

по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики;

в) учесть чье произношение придется тщательно контролировать и т.п.

Важность контакта, преемственности в работе учителя-логопеда и

воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых

нарушений возможно только при комплексном подходе.

Причем работа должна быть не формальной, а вдумчивой, серьезной,

кропотливой, систематической. И первым, очень ответственным этапом

коррекционной работы является обследование, которое проводится в

первые две недели сентября. Воспитатель выявляет уровень знаний, умений

по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальный протокол

обследования.

Некоторые качества дошкольника воспитатель может оценить в ходе

наблюдения за детьми в режимные моменты, в совместной игре, в трудовой

и бытовой деятельности.

При чем, как и у учителя-логопеда, у воспитателей, должен отдельно

хранится материал по обследованию.

На основании обследования воспитатель может вывести уровни

развития детей (только не для формальности), скомплектовать подгруппы

для индивидуально-коррекционной работы с детьми.

Результаты обследования используются при:

1. планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы;

2. отборе программных и коррекционных задач;

3. создании предметно-развивающей среды;

4. организации подгрупповой и индивидуальной работы.

6. Основные направления работы воспитателя.

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и

голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с

артикуляционной 3-5 раз в день.

3. Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений

осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

4. Вечерние индивидуальные занятия по заданию учителя-логопеда,

закрепляющие звукопроизношение.

5. Фронтальные занятия по программе ДОУ.

6. Коррекционная работа вне занятий:

- во время режимных моментов;

- коррекционная работа по восполнению пробелов, выявленных в

результате обследования обязательно планируется и учитывается.

Остановимся подробнее на этих направлениях коррекционной работы.

Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются

учителем-логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен

хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата,

добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как

основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип

повторяемости, что объясняется сниженной способностью

автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в

занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в сказки и

проводить во вторую половину дня.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию учителя-логопеда

проводятся во вторую половину дня. Специфика работы воспитателя

включает в себя организацию и проведение занятий по заданию. Все

задания должны быть подобранны с учетом особенностей и возможностей

детей. Если 2-3 ребенка имеют сходный дефект, можно давать однородные

задания. По мере усвоения материал требует усложнения.

Структура коррекционного часа:

1. Игры на развитие высших психических процессов: внимания,

памяти, мышления, наблюдательности, восприятия.

2. Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.

3. Упражнения на развитие мелкой моторики.

4. Индивидуальная работа с детьми по коррекции разделов

общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения.

6. Игры и упражнения на координацию речи с движениями.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия с ребенком все

остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. А если

воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого

ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект.

Например, если у ребенка трудности мелкой моторики,- ему следует

предложить собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с

конструктивной деятельностью,- сложить по образцу разрезные картинки

или специальные кубики и т.п.

В тетради «Взаимосвязи» в графе «Примечание» или «Отметка о

выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли

трудности. Эта информация необходима учителю-логопеду, чтобы внести

коррекцию в индивидуальные планы работы.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков

находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и

грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В течение года учитель-логопед отмечает в таблице «Экран

звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в

звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты

коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание

всего фонетического материала по тетради должно проходить с

обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано.

Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или

грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено

лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой

материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно и

добиваться того же о ребенка.

 

7. Проведение фронтальных занятий по развитию речи.

Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-

тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию

речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.

Логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения темы

работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление

детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также

совершенствует связную речь. Учитель-логопед углубляет и обеспечивает

формирование лексико-грамматических категорий.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды

занятий (ИЗО, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые

прогулки и т.п.)

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей

занятия, указать какую именно речевую работу предполагается провести на

данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация

словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над

предложением), развитие связной речи.

Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно:

1. Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая?

Какое? Что делает?

2. Образование уменьшительно-ласкательных названий;

3. Употребление форм существительных во множественном числе;

4. Образование притяжательных и относительных прилагательных;

5. Автоматизация поставленных звуков;

6. Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными,

числительными;

7. Работа над предложением.

Одним из обязательных условий формирование правильной, четкой и

внятной речи, как на занятиях учителя-логопеда, так и воспитателей,

является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с

первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь,

различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка

элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь

слышать ошибки в своей и чужой речи.

Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа

объемных текстов, составления рассказов-описаний, придумывания сказок,

т.е. планируя работу по развитию речи нужно опять же учитывать

результаты логопедического и педагогического обследования, и поэтому

используются только «простые» виды работ: разбор сказок и рассказов,

рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и

т.п..

В отличии от массовой группы на занятиях в логопедической группе,

все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом.

Необходима постоянно зрительная опора. Наглядность должна

способствовать речевой активности. Каждый ребенок должен проявить

свою речевую активность, как на логопедическом занятии, так и на занятии

воспитателя – это показатель хорошей речевой активности.

Словесные инструкции должны быть четкими, не многословные.

8.Коррекционная работа воспитателя в повседневной жизни.

Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровые

зоны, развивающие уголки групповой комнаты и участок на прогулке – это

широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В

течение дня воспитатель имеет возможность многократно активизировать и

закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в

самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря,

упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.

9.Индивидуальная работа.

Планируются виды работ по восполнению имеющихся пробелов:

1. по сенсорике (цвет, форма, величина, количество);

2. развитию общей моторики;

3. развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т.д.);

4. развитие графических навыков (обводка, штриховка);

5. формирование пространственных представлений (право, лево, узкий -

широкий…..);

6. работа по коррекции лексико-грамматических категорий.

В конце учебного года логопед проводит итоговое занятие. Воспитатель

итоговое комплексное занятие с приглашением родителей, администрации,

коллег воспитателей.

10.Заучивание стихотворения.

Особенности:

1. предварительная словарная работа, использование наглядности

как основы для организации познавательной и речевой

активности, раскрытие значений новых слов (как в массовой

группе);

2. чтение воспитателем стихотворения наизусть;

3. последовательность, использование не традиционных методов

для заучивания – «Мнемотехника» (рисунки, картинки, схемы и

т.д.);

4. вторичное чтение воспитателя стихотворения с интонациями и

выражением;

5. беседа, постановка вопросов;

6. чтение с установкой на запоминание;

7. рассказывание стихотворения детьми.

Заключение.

Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять

характер и особенности своей работы, чтобы помогая друг другу, достигнуть

единой цели – формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к

учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В

логопедической группе особо важна взаимосвязь учителя-логопеда и

воспитателя по формированию звукопроизносительных навыков.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений

Эффективность логопедической работы напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия с воспитателем. Комплексный подход к работе, предполагает сочетание двух основных направлений...

«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и воспитателей по оздоровлению детей с общим недоразвитием речи»

Совместная работа медицинского работника, воспитателя и логопеда начинается с момента поступления ребенка в группу. И далее наблюдение ведется на протя­жении всего периода пребывания детей в логопедич...

"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с воспитат...