Мастер-класс для педагогов: "Дыхательная гимнастика"
консультация по логопедии

Воробьёва Екатерина Владимировна

Понятие дыхательной гимнастики.

Для чего нужна дыхательная гимнастика.

Несовершенства речевого дыхания.

Правила выполнения дыхательной гимнастики.

Техника выполнения дыхательной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание — важный инструмент, который мы используем, чтобы произносить звуки, собирать их в слоги, формировать словосочетания и целые фразы, говорить с разной интонацией, передавать свои эмоции. От того, насколько корректно сформированы механизмы речевого дыхания, зависит качество речи, ее громкость, плавность, мелодичность. Поэтому и многие распространенные расстройства речевой функции (например, заикание или дизартрия) нередко возникают на фоне неправильного дыхания. 

Дыхательной гимнастикой в логопедии называют комплекс упражнений, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания. Это хорошая тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, которая к тому же способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию и возникающие вследствие нее болезни. Дыхательные упражнения благотворно влияют и на психоэмоциональное состояние — снимают излишнее напряжение, переключают внимание, успокаивают. 

Дыхательная гимнастика проста, но при этом дает хорошие результаты, поэтому используется логопедами в работе с дошкольниками. Специально подобранные комбинации упражнений помогают сформировать у ребят навыки правильного речевого дыхания, которое является важным условием

  • корректного образования звуков, их артикуляции;
  • поддержания стабильной, равномерной на протяжении одной фразы громкости речи;
  • правильной расстановки пауз;
  • плавного говорения;
  • выразительного интонирования. 

Умение правильно дышать — с глубоким коротким вдохом и плавным продолжительным выдохом — позволяет в полной мере овладеть своим голосом, научиться им управлять.

Становление речи, ее связность, четкость, мелодичность и понятность во многом зависят от того, как функционирует речевой аппарат и насколько правильно в процессах звукообразования, интонирования, говорения участвует дыхание. Поскольку в дошкольном возрасте все механизмы формируются, шлифуются, автоматизируются, неизбежно возникают нарушения, отклонения различной степени выраженности.

К таким несовершенствам речевого дыхания и связанным с ними проблемам можно отнести следующие моменты:

  • Из-за того, что дыхательный аппарат ребенка развит недостаточно хорошо, вдохи и выдохи получаются слабыми. Это сказывается на качестве речи — малыш говорит тихо, его слова сложно разобрать. 
  • Дети пока еще не научились рационально распределять выдыхаемый воздух. Поэтому начало фразы они произносят нормально, а на ее концовку воздуха уже не хватает. В результате громкость сходит на нет, окончание фразы просто «проглатывается». 
  • Неумелое управление своим дыханием, попытка успеть проговорить фразу на вдохе может привести к торопливой речи без логических пауз. Создается впечатление, что малыш «захлебывается». Или ребенку приходится делать вдох в середине слова. 
  • Начинающим «говорунам» сложно распределять дыхание на все слова. Поэтому нередко бывает так: малыш что-то начинает говорить, делает паузу, чтобы восполнить запасы воздуха, и забывает, что он хотел сказать. 
  • Если ребенок неправильно выдыхает при говорении — например, выдох получается слишком слабым, или струя выдыхаемого воздуха направляется не туда, куда надо, может произойти искажение звуков.
  • Когда выдох получается неравномерным, в виде толчков, неожиданно меняется громкость речи — малыш говорит то едва слышно, то громко. 

Чтобы упражнения пошли на пользу, необходимо учитывать рекомендации специалистов:

  • Дыхательную гимнастику делают натощак или по прошествии одного-двух часов после приема пищи. 
  • Если малыш устал, находится в возбужденном эмоциональном состоянии, жалуется на плохое самочувствие, заболел, дыхательную тренировку лучше перенести. 
  • Одежда ребенка должна быть свободной, не стеснять движения. 
  • Перед началом занятия в помещении нужно провести влажную уборку (вытереть пыль) и как следует проветрить, в теплое время года можно заниматься с открытой форточкой. 
  • Необходимо подобрать определенную последовательность упражнений, подготовить план занятия и придерживаться его. 
  • Продолжительность занятия не должна превышать 5-7 минут. 
  • На самом старте ребенок учится выполнять одно упражнение. На каждом последующем занятии к нему добавляется по одному упражнению. 
  • Важно контролировать темп, в котором малыш выполняет упражнение. 
  • Не рекомендуется повторять одно упражнение больше 3-4 раз, в противном случае у ребенка может закружиться голова — из-за гипервентиляции. 

Еще один существенный момент, который влияет на эффект от таких тренировок — техника выполнения. Основные правила такие:

  • вдыхать нужно через нос;
  • не поднимать плечи при вдохе;
  • выдыхать — плавно и долго;
  • при выдохе важно не надувать щеки (сначала можно придерживать их ладошками);
  • при выполнении упражнений не надо напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.

Источник: https://nadpo.ru/academy/blog/dyhatelnaya-gimnastika-v-logopedii/

Упражнения:

  1. Вдох – выдох: попросить ребенка сделать вдох через нос, выдох через рот.
  2. «Сдуй перо» - подготовить страусиные цветные перья, предложить ребенку сдуть с ладони, при этом важно следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Затем предложить удержить в воздухе перо, не давать ему упасть.
  3. «Футбол» - игра, в которой есть небольшие ворота, шарик – мяч, трубочки. Предложить ребенку поиграть в футбол, задувая мяч по очереди в ворота.
  4. «Мельница» - специальная игрушка свисток с вентелем. Необходимо предложить ребенку подуть на мельницу. Сначала сильно, затем учить делать медленный выдох.
  5. «Пузырьки» - В стакан с водой дуть через коктейльную трубочку.
  6. «Сдуй карандаш» - Взять карандаш и предложить ребенку сдуть со стола.
  7. «Бомбошки» - Предложить ребенку сдуть с ладони бомбошку.
  8. «Погрей ручки» - Предложить ребенку погреть ручки, как будто они замерзли подуть открытым ртом на руки. Должна получится теплая струя воздуха.
  9. «Остуди кашу» - Предложить ребенку остудить кашку и подуть тоненькой струей. Должна получится холодная струя воздуха.
  10. «Сдуй ватку» - Взять ватку или половинку ватного диска, положить на нос, затем высунуть язык и поднять его наверх. И предложить ребенку сдуть ватку вверх. При этом следить за тем, чтобы ребенок не поднимал голову, она должна стоять ровно.
  11. «Аэробол» - Специальная трубочка с сеточкой, внутри которой находится шарик. Предложить ребенку подуть в трубочку так сильно, чтобы шарик подлетел вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей на тему: "Гимнастика для языка"

Данный материал позволит раскрыть родителям значимость проведения артикуляционной гимнастики - для профилактики и коррекции дефектно произносимых звуков речи у детей....

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике

Упражнения артикуляционной гимнастики, способствующие развития органов артикуляционного аппарата....

"мастер-класс"Оздоровление дошкольников посредством фитбол-гимнастики"

Выпускная работа предназначена для воспитателей детского сада, с целью ознакомления с с одним из современных инновационных средств физического воспитания. Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровите...

«Мастер-класс «Оздоровление дошкольников посредством «Фитбол-гимнастики »

АннотацияК выпускной работе слушателя Барбашиной М.Г.«Мастер класс« Оздоровление дошкольников посредством фитбол-гимнастики».Выпускная работа предназначена для воспитателей детского сада, с целью озна...

Мастер-класс «Педагогическая технология использования фитбол-гимнастики при работе с детьми ОНР»

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и п...