Влияние мелкой моторики на речь
консультация по логопедии
Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот. Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений. Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность. Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_melkoy_motoriki_na_rech.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние мелкой моторики на речь»
Подготовила:
учитель-логопед
Савватеева Ю.А.
Моторика рук – это различные движения, в которых задействованы мелкие мышцы кистей и пальцев. Мелкая (тонкая) моторика не является рефлекторной и требует специального развития. Но чем полезна моторика рук для развития детской речи? Учеными уже давно доказана связь между тонкими движениями рук и активностью мозга.
Взаимосвязь отделов мозга.
Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот. Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений. Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность. Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему. Именно поэтому нельзя сказать, что значение моторики заключается только в развитии речи. Она также косвенно затрагивает зоны, отвечающие за другие сферы: координацию; внимание; память; логику; воображение. Более выраженное воздействие на эти сферы оказывают специальные упражнения для развития речи. Ребенку в процессе таких игр приходится запоминать, повторять, развивать ритмический слух, представлять себе какие-то образы, концентрироваться на выполнении тех или иных движений. Кстати, существует мнение, что эффект от таких занятий достигается именно благодаря тому, что мозг включается в работу по «составлению плана действий» для выполнения непривычного ему задания. Как только действие доводится до автоматизма, ребенок выполняет его без активного участия мозга, и оно уже не влияет на развитие нужных зон. Поэтому упражнения и игры есть смысл менять по мере их освоения малышом. Это не только поможет задействовать зону речи, но и будет служить прекрасной зарядкой для маленького мозга.
Виды упражнений.
Существует немало видов деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук. Среди них можно подобрать занятия, соответствующие разным возрастным этапам. Например, для самых маленьких подойдут: массаж; игры-потешки как разновидность пальчиковой гимнастики; катание между ладошками орехов, ребристых карандашей; хватание и сжимание каучукового мячика (или массажного – с мягкими шипами); «переминание» песка.
Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия. Для деток после года подойдут, например, такие: лепка из пластилина или теста; рисование карандашами или красками; собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок, сортеров; выкладывание простейших рисунков из фасоли, гороха; перебирание круп; рисование по песку, муке, мелким крупам; застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков; закручивание баночек, бутылочек; разрывание бумаги на кусочки. Таким образом, далеко не всегда необходимо приобретать специальные дорогие игры. Для пальчиковых игр вполне подойдут предметы, имеющиеся в повседневном обиходе каждой семьи.
Источник:
1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на речь и мышление ребёнка»
Для первой младшей группы...
Влияние мелкой моторики на речь дошкольника
Важность мелкой моторики в жизни дошкольника, влияние её на речь и методы развития мелкой моторики....
Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на речь ребенка"
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение....
Влияние мелкой моторики на речь ребенка
Влияние мелкой моторики на речь ребенка...
Консультация для родителей " Влияние мелкой моторики на речь детей"
Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она....
Влияние мелкой моторики на речь детей в раннем возрасте
В. А. Сухомлинский говорил:«Истоки способностей и дарованиядетей — на кончиках их пальцев.От них идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли.Другими ...
Влияние мелкой моторики на речь ребенка.
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение пальцев "пользоваться" этими движениями....