"Использование игровых наглядных пособий для подготовки детей к школе"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Современная практика показывает, что дети дошкольного возраста имеют немало нарушений.
Среди них нарушения:
- пространственного восприятия;
- памяти;
- звукобуквенного анализа;
- формирования фонематического слуха;
- слоговой структуры слова.
Почти у всех страдает мелкая моторика, а также отмечается незрелость тактильных ощущений. Поэтому в процессе работы я использую коррекционные методики. Проводя занятия, могу с уверенностью сказать, что демонстрационные наглядные пособия очень помогают усвоить изучаемый материал. Эпиграфом к этому может служить древняя пословица: «Я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с изучаемым материалом, тем лучше этот материал усваивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_naglyadnyh_posobiy_dlya_podgotovki_detey_k_shkole_3.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №16 «Антошка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Подготовлено:
учителем-логопедом
высшей квалификационной категории
Бурановой А.Н.
МБДОУ д/с №16 «Антошка»
г. Лобня
2014 год
Пособие «Веселые человечки»
Цели и задачи данного пособия:
Основная задача: Формирование и закрепление понятий звук и буква.
Детям дошкольного возраста еще трудно воспринимать характеристики звуков, поэтому для их обозначения, я придумала карточки с изображением мальчиков и девочек.
Цвет костюма символизирует основные характеристики звуков и детям легче запомнить их, имея такую наглядность. Колокольчик говорит о том, что звуки бывают звонкие и глухие.
Следующая задача - умение оперировать этими понятиями.
- Педагог составляет какой-либо слог или слово, а дети дают характеристику каждому из звуков и выставляют соответствующие картинки – символ человечка под буквой.
- Педагог называет звук, а ребенок дает описание – характеристику названному звуку и отыскивает соответствующий символ сам.
И последняя задача - умение характеризовать звуки русского языка.
Вышеназванное пособие рассчитано на два учебных года. На первом году обучения используются лишь человечки, на втором году добавляется изображение символа – буквы, а также карточка со стихотворным текстом о ней.
Второе наглядное пособие «Путешествие по планете Златоустия»
Цели и задачи:
1.Формирование понятия буква, дифференциация понятий буква – звук;
2. Различение на слух звуков по признакам;
3. Закрепление понятия признаков:
- Гласный звук
- Согласный звук (звонкий – глухой, твердый – мягкий)
4. Формирование представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков;
5. Знакомство с буквами.
Я придумала данное пособие, чтобы познакомить детей с богатством нашего языка, с многообразием звуков родной речи. Инструкция в игровой сказочной форме. На планете Златоустия, как и на нашей планете, много стран, государств. И в каждой стране живут свои жители, как взрослые, так и дети. Изучая звук, мы постепенно перемещаемся (путешествуем) по странам и узнаем много разного и интересного о них. Как-то мы побывали в стране с очень странным названием: «Мычандия» и узнали, что названа она так неслучайно, ведь все жители этой необыкновенной страны «мычат». Только вот взрослые это делают строго –твердо, а малыши - ласково – мягко. У каждой страны планеты Златоустия есть свои особенности.
Лучи этого пособия - согласные звуки, окрашены они в соответствующие цвета, в основном в сине-зеленые. Это означает, что звуки и твердые и мягкие. Но есть и исключения, либо полностью синие, либо зеленые, а это значит, что звук только твердый или мягкий соответственно. Колокольчик тоже не на всех лучах, ведь звуки бывают звонкие и глухие. Каждый луч этого пособия имеет название, исходя из основной характеристики данного звука. Например, Шипиляндия [Ш]; Лапландия[Л], [Л’];Звонада [З], [З’]; Туктюстан [Т], [Т’]; и многие другие, чтобы детям было интересно и весело.
Белый сектор – Царство полной тишины, как вы уже догадались, там живут твердый и мягкий знаки, которые никаких звуков не обозначают.
Красный сектор - Зона гласных звуков, которые я назвала Королевством поющих командиров. Ведь все гласные звуки можно пропеть. Используя эти образы, дети легче запоминают абстрактные понятия, поскольку используется их наглядно-образное мышление, что характерно для детей этого возраста.
Пособие также рассчитано на два учебных года.
В начале первого учебного года середина круга не заполнена и по мере знакомства со звуком она постепенно заполняется. На конец первого учебного года середина полностью заполнена картинками с изображением предметов, название которых начинается с изучаемых звуков (например, А – ананас и прочие).
На втором году обучения, переходя к знакомству с символическими изображениями букв, картинки постепенно заменяем буквами. И как видите в итоге, середина пособия заполнена, но уже не картинками, а буквами.
Следующее наглядное пособие – «Матрешка»
Оно имеет следующие цели:
Диагностическую: Умение определять место звука в слове.
Коррекционные:
- Определение позиции звука в слове;
- Подбор слов со звуком в данной позиции.
Хочу представить это пособие в двух видах:
Демонстрационная матрешка - используется для определения звуков в слове и для подбора слов со звуком в определенной позиции.
И индивидуальная матрешка, её используем в основном для определения звука в слове.
Четвертое игровое пособие – « Часы».
С помощью этого пособия я также решаю, как диагностические, так и коррекционные задачи.
Диагностическая: Выявление умения выделять начальный звук в слове.
Коррекционные:
- Формирование умения выделять начальный звук из слов;
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из 3 - 4 звуков: ау, иа, сок, лак, пума, лист.
Циферблат сменный, по мере знакомства со звуками, он видоизменяется.
Это более сложное пособие, с его помощью повышается уровень развития мышления, в частности, такие функции, как анализ и синтез.
С помощью часов дети читают слова по первым звуков слов, либо составляют слова сами.
Дети очень любят играть в эту игру, она для них является тем же, что и для нас взрослых сканворды.
Это пособие помогает проводить профилактические работы нарушений письменной речи.
После изучения алфавита, я использую игровое пособие «Незнайкина грамота».
Цель: различать неправильно напечатанные буквы.
Пособие можно использоваться как в индивидуальной, так и групповой работе. Детям предлагается исправить ошибки, допущенные Незнайкой. Можно также использовать как эстафету двух команд, цель которой не только увидеть и исправить ошибки, но и опередить команду соперников, а это уже значительно сложнее, но в тоже время намного увлекательнее и интереснее.
Описанное пособие многоразовое, ламинированное, поэтому мы можем спокойно стирать и заново исправлять неправильно напечатанные буквы.
И последнее игровое пособие, с которым я вас хочу познакомить Вас – это «Сетка».
Диагностическая цель пособия: Проверка навыка ориентации на плоскости и в пространстве.
Коррекционные цели пособия:
- Формирование представления о пространственных соотношениях и обобщающих понятиях;
- Развитие памяти;
- Развитие внимание;
- Развитие логического мышления.
В ходе обследования выясняется, что дети с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа. При чтении и письме они совершают такие специфические ошибки, как:
- Смешение сходных по написанию букв (Б –Д, П- Т, и т.п.);
- Перестановка букв в слогах;
- Неправильное изображение элементов букв;
- Зеркальное написание.
С целью коррекции таких ошибок я изготовила и использую в своей работе данное пособие. Каждая сторона имеет определенный цвет. (Цвета были выбраны по результатам обследования, которое показало, что чаще всего, дети путают оранжевый цвет с желтым, синий с зеленым). Вспомогательными атрибутами игрового пособия являются фигурки каких-либо насекомых, например мотылька.
Приемы работы с пособием:
| |
| |
3.При проведении лексико-грамматических игр:
Детям дается более сложная инструкция, в отличие от классических игр: «Внимательно посмотрите, в какой части плоскости стоят предметы». После того, как предметы поменяли местами, следует задать вопрос: «В какой части плоскости предметы сейчас?». Дети должны дать соответствующий ответ: «Кукла стояла в середине, переместилась в левый верхний угол, а медведь из левого верхнего угла переместился в середину». Постепенно игра усложняется до трех перестановок, а в дальнейшем и всех пяти. | |
|
Представленные пособия способствуют развитию пространственного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики руки, фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза. Они помогают детям усваивать материал, представленный в наглядной форме. Красочный вид пособий и игровая форма их освоения формируют у детей учебную мотивацию и познавательный интерес. Представленные методы и формы помогают повышать эффективность работы учителя-логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников
В последнее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, ...
Учебно-наглядное пособие по подготовке детей к обучению грамоте.
В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, ре...
Презентация "Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе"
Презентация для выступления на конкурсе "Учитель года"...
Опыт работы "Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе"
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»
laquo;Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»...
Использование метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте»
В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)Наглядное модели...
"Использование игровых наглядных пособий для подготовки детей к школе"
Современная практика показывает, что дети дошкольного возраста имеют немало нарушений.Среди них нарушения:пространственного восприятия;памяти;звукобуквенного анализа;формирования фонематического слуха...