"Использование игровых наглядных пособий для подготовки детей к школе"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Буранова Антонина Николаевна

Современная практика показывает, что дети дошкольного возраста имеют немало нарушений.

Среди них нарушения:

  • пространственного восприятия;
  • памяти;
  • звукобуквенного анализа;
  • формирования фонематического слуха;
  • слоговой структуры слова.

Почти у всех страдает мелкая моторика, а также отмечается незрелость тактильных ощущений. Поэтому в процессе работы я использую коррекционные методики. Проводя занятия, могу с уверенностью сказать, что демонстрационные наглядные пособия очень помогают усвоить изучаемый материал. Эпиграфом к этому может служить древняя пословица: «Я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с изучаемым материалом, тем лучше этот материал усваивается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с №16 «Антошка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ НАГЛЯДНЫХ  ПОСОБИЙ  
ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ  К  ШКОЛЕ

Подготовлено:

учителем-логопедом

высшей квалификационной категории

Бурановой А.Н.

МБДОУ  д/с №16 «Антошка»

г. Лобня

2014 год

Пособие «Веселые человечки»

Цели и задачи данного пособия:

Основная задача: Формирование и закрепление понятий звук и буква. 

    Детям дошкольного возраста еще трудно воспринимать характеристики звуков, поэтому для их обозначения, я придумала карточки  с изображением мальчиков и девочек.

    Цвет костюма символизирует основные характеристики звуков и детям легче запомнить их, имея такую наглядность. Колокольчик говорит о том, что звуки бывают звонкие и глухие.

Следующая задача -  умение оперировать этими понятиями.

  • Педагог составляет какой-либо  слог или слово, а дети дают характеристику каждому из звуков и выставляют соответствующие картинки – символ человечка под буквой.
  •  Педагог называет звук, а ребенок дает описание – характеристику названному звуку и отыскивает соответствующий символ сам.

И последняя задача -  умение характеризовать звуки русского языка.

Вышеназванное пособие рассчитано на два учебных года. На первом году обучения используются лишь человечки, на втором году добавляется изображение символа – буквы, а также карточка со стихотворным  текстом о ней.        

Второе наглядное пособие «Путешествие по планете Златоустия»

Цели и задачи:

1.Формирование понятия буква, дифференциация понятий буква – звук;

2. Различение на слух звуков по признакам;

3. Закрепление понятия признаков:

  • Гласный звук
  • Согласный звук (звонкий – глухой, твердый – мягкий)

4. Формирование представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков;

5. Знакомство с буквами.

    Я придумала данное пособие, чтобы познакомить детей с богатством нашего языка, с многообразием звуков родной речи. Инструкция в игровой сказочной форме. На планете Златоустия, как и на нашей планете, много стран, государств. И в каждой стране живут свои жители, как взрослые, так и дети. Изучая звук, мы постепенно перемещаемся (путешествуем) по странам и узнаем много разного и интересного о них. Как-то мы побывали в стране с очень странным названием: «Мычандия» и узнали, что названа она так неслучайно, ведь все жители этой необыкновенной страны «мычат». Только вот взрослые это делают строго –твердо, а малыши -  ласково – мягко. У каждой страны планеты Златоустия есть свои особенности.

   Лучи этого пособия  - согласные звуки, окрашены они в соответствующие цвета, в основном в сине-зеленые. Это означает, что звуки и твердые и мягкие. Но есть и исключения, либо полностью синие, либо зеленые, а это значит, что звук только твердый или мягкий соответственно.  Колокольчик тоже не на всех лучах, ведь звуки бывают звонкие и глухие. Каждый луч этого пособия имеет название, исходя из основной характеристики данного звука. Например, Шипиляндия [Ш]; Лапландия[Л], [Л’];Звонада [З], [З’]; Туктюстан [Т], [Т’]; и многие другие, чтобы детям было интересно и весело.

Белый сектор  – Царство полной тишины, как вы уже догадались, там живут твердый и мягкий знаки, которые никаких звуков не обозначают.

        Красный сектор  - Зона гласных звуков, которые я назвала Королевством поющих командиров. Ведь все гласные звуки можно пропеть. Используя эти образы, дети легче запоминают абстрактные понятия, поскольку используется их наглядно-образное мышление, что характерно для детей этого возраста.

Пособие также рассчитано на два  учебных года.

   В начале первого учебного года середина круга не заполнена и по мере знакомства со звуком она постепенно заполняется. На конец первого учебного года середина полностью заполнена картинками с изображением предметов, название которых  начинается с изучаемых звуков (например, А – ананас и прочие).         

   На втором году обучения, переходя к знакомству с символическими изображениями букв, картинки постепенно заменяем буквами. И как видите в итоге, середина пособия заполнена, но уже не картинками, а буквами.

Следующее наглядное пособие – «Матрешка»

Оно имеет следующие цели:

Диагностическую: Умение определять место звука в слове.

Коррекционные:

  • Определение  позиции  звука в слове;
  • Подбор слов со звуком в данной позиции.

Хочу представить это пособие  в двух видах:

Демонстрационная  матрешка -  используется для определения звуков в слове и для подбора слов со звуком в определенной позиции.

          И индивидуальная матрешка, её используем в основном для определения звука в слове.

Четвертое игровое пособие – « Часы».

С помощью этого пособия я также решаю, как диагностические, так и коррекционные задачи.

Диагностическая: Выявление умения выделять начальный звук  в слове.

Коррекционные:  

  • Формирование умения выделять начальный звук из слов;
  • Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из 3 - 4 звуков: ау, иа, сок, лак, пума, лист.

Циферблат сменный, по мере знакомства со звуками, он видоизменяется.

Это более сложное пособие, с его помощью повышается уровень развития мышления, в частности, такие функции, как анализ и синтез.

          С помощью часов дети читают слова по первым звуков слов, либо составляют слова сами.

Дети очень любят играть в эту игру, она для них является тем же, что и для нас взрослых сканворды.

Это пособие помогает проводить профилактические работы нарушений письменной речи.

После изучения алфавита, я использую игровое пособие «Незнайкина грамота».

Цель:  различать неправильно напечатанные буквы.

    Пособие можно использоваться как в индивидуальной, так и групповой работе. Детям предлагается исправить ошибки, допущенные Незнайкой. Можно также использовать как эстафету двух команд, цель которой не только увидеть и  исправить ошибки, но и опередить команду соперников, а это уже  значительно сложнее, но в тоже время намного увлекательнее и интереснее.

    Описанное пособие многоразовое, ламинированное, поэтому мы можем спокойно стирать и заново исправлять неправильно напечатанные буквы.

И последнее игровое пособие, с которым я вас хочу познакомить Вас –  это  «Сетка».

Диагностическая цель пособия: Проверка навыка ориентации на плоскости и в пространстве.

Коррекционные цели пособия:

  • Формирование представления о пространственных соотношениях и обобщающих понятиях;
  • Развитие памяти;
  • Развитие внимание;
  • Развитие логического мышления.

В ходе обследования выясняется, что дети с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа. При чтении и письме они совершают такие специфические ошибки, как:

  • Смешение сходных по написанию букв (Б –Д, П- Т,  и т.п.);
  • Перестановка букв  в слогах;
  • Неправильное изображение элементов букв;
  • Зеркальное написание.

С целью коррекции таких ошибок я изготовила и использую в своей работе данное пособие. Каждая сторона имеет определенный цвет. (Цвета были выбраны по результатам обследования, которое показало, что чаще всего, дети путают оранжевый цвет с желтым, синий с зеленым). Вспомогательными атрибутами игрового пособия являются фигурки каких-либо насекомых, например мотылька.

Приемы работы с пособием:

  1. Формирование понятий таких как: «левый нижний угол», «правый верхний угол», «середина» и т.д.

  1. Использование пособия для размещения демонстрационных материалов по изучению пространственных отношений:
  • Графический диктант

3.При проведении лексико-грамматических игр:

  • Игра «Четвертый лишний»
  • Игра «Угадай, чего не стало?»
  • Игра «Что изменилось?»
  • Игра «Что изменилось?»

Детям дается более сложная инструкция, в отличие от классических игр: «Внимательно посмотрите, в какой части плоскости стоят предметы». После того, как предметы поменяли местами, следует задать вопрос: «В какой части плоскости предметы сейчас?». Дети должны дать соответствующий ответ: «Кукла стояла в середине, переместилась в левый верхний угол, а медведь из левого верхнего угла переместился в середину». Постепенно игра усложняется до трех перестановок, а в дальнейшем и всех пяти.

  1. Классификация предметов по цветовой гамме

Представленные пособия способствуют развитию пространственного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики руки, фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза. Они помогают детям усваивать материал, представленный в наглядной форме. Красочный вид пособий и игровая форма их освоения формируют у детей учебную мотивацию и познавательный интерес. Представленные методы и формы помогают повышать эффективность работы учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников

          В последнее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, ...

Учебно-наглядное пособие по подготовке детей к обучению грамоте.

В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, ре...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»

laquo;Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»...

Использование метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте»

В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)Наглядное модели...

"Использование игровых наглядных пособий для подготовки детей к школе"

Современная практика показывает, что дети дошкольного возраста имеют немало нарушений.Среди них нарушения:пространственного восприятия;памяти;звукобуквенного анализа;формирования фонематического слуха...