Использование методик корреционно-развивающей логопедической работы на практике, обучение этому родителей дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования - внедрение инноваций в работу образовательного учреждения. Инновационная деятельность позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при использовании и распространении новшеств  - новых методов, методик, технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методик корреционно-развивающей логопедической работы на практике, обучение этому родителей дошкольников

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям. Важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования – внедрение инноваций в работу образовательного учреждения.

Инновационная деятельность позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых методов, методик, технологий).

Инновационные методы воздействия в деятельности воспитателя группы, становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.

Пальчиковая гимнастика– позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж и самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Артикуляционная гимнастика. - Цель ее использования - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Например, упражнение “Гудок паровоза”.

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

“Полет самолета”. Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Одним средств коррекции двигательных и речевых нарушений является фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Использование логоритмических упражнений — рассказывание стихов с помощью рук. Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у дошкольников, их успокоения во время занятий, либо после их окончания проводится мышечная релаксация.

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.

Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза дошкольников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок выходит к доске и рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

Для развития зрительно– тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей, который представляет собой лист ватмана с нарисованными на нем яркими линиями, узорами, которые, с одной стороны фиксируются на жесткой поверхности, с другой– прикрываются тонкой прозрачной пленкой. Упражнения выполняются только в положении телесно-моторной свободы, достигаемой в режиме телесной вертикали.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. (с-ма. Базарова)

Гимнастику для глаз, наряду с гимнастикой для рук, хорошо использовать на занятиях с детьми в качестве физминутки. С дошколятами лучше проводить ее в стихотворно-игровой форме.

Пролетает самолет, ( раскинули руки, летим, глазки вниз)

С ним собрался я в полет! (смотрим вниз, не опуская головы, одними глазками, словно оглядывая из кабины землю)

Правое крыло отвел – (посмотрели как можно дальше вправо)

Левое крыло отвел - (посмотрели влево)

Я мотор завожу ( рука описывает большой круг, глазки следят за движением руки)

И внимательно гляжу! (описываем круг в другую сторону)

Поднимаюсь и лечу, (описываем рукой большие восьмёрки)

Возвращаться не хочу! ( следим за движением руки глазами)

время занятий провожу гимнастику для глаз.

Таким образом, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения являются здоровьесберегающие технологии, которые помогают не только скорректировать речь, но и способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе,

К нетрадиционным методикам работы с дошкольниками, относятся:
• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
• Литотерапия – воздействие камней (минералов) на организм человека.
• Имаготерапия – театрализация: куклотерапия, сказкотерапия.
• Пескотерапия – игра с песком, как способ развития ребенка.
Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата их
реализация.

Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике. Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составлять содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств.

Рисуночные упражнения: «Свободный полёт»,
(позволяет установить контакт с замкнутым ребёнком. Ребёнок рисует на листе бумаги любую линию, а затем дорисовывает её до чего-нибудь осмысленного; педагог и ребёнок рисуют друг другу разные закорючки и без слов продолжают их, а затем описывают рисунки друг друга (упражнение выполняется карандашами двух цветов)

«Пойми меня», (для развития умения передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов. Это упражнение можно проводить в группе от 3 до 5 человек. Каждый участник получает лист бумаги и один цветной карандаш. По команде все приступают к рисованию, через 15-20 сек. Рисунок прерывается и передаётся соседу по кругу. Без слов и комментариев другой ребёнок продолжает рисунок, затем по истечении того же отрезка времени, рисунок передаётся дальше до тех пор, пока не вернётся к тому, кто начал рисовать. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального замысла, нужно обсудить, почему.

Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве участников образовательного процесса. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей. Для работы с родителями используются следующие методы:

анкетирование родителей, индивидуальные беседы с родителями, консультации, родительские собрания, родительские дни, проведение семинаров для родителей на волнующие их вопросы, посещение семьи ребенка, проведение открытых логопедических занятий, организация для родителей мини-библиотек и информационных стендов, уголков помощи,

организация в группах «стен творчества», «речевых» зон, предметное содержание которых соответствует возрасту детей, обучение родителей игровым занятиям, наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей и др.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком - дошкольником возможна только в случае разработки организационно - методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов.

Современным родителям не всегда подходят традиционные формы работы. Часто молодые родители проявляют интерес к логопедическим знаниям, самостоятельно находят информацию в интернете и периодике, но не всегда знают, как правильно выстроить свою работу с ребенком по развитию речи: либо им нужен наглядный образец («как делать то или иное упражнение»), либо они не соблюдают схему работы, начинают со сложного (например, со скороговорок для улучшения дикции, при еще не поставленных и не закрепленных звуках). В таком случае задачей педагогов является систематизация родительских знаний, обучение на практике тем или иным методам и приемам работы с детьми.

Другой категории родителей просто не хватает времени, современный ритм жизни, необходимость или желание работать, строить карьеру практически не оставляет им возможности для целенаправленных занятий с ребенком. И в данном случае педагог ставит перед собой задачу научить родителей использовать время, проводимое с ребенком рационально, помочь, играя научиться чему-либо, закрепить материал и т.п., а это соответствует основным принципам дошкольного образования, заявленных в ФГОС ДО и ФОП

В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Для того, чтобы партнерство педагогов группы и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:

приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;

помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка;

убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;

убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Информационное просвещение предполагает знакомство:

с возрастными особенностями становления детской речи;

с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение включает в себя:

обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;

привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Для решения этих задач, мною помимо традиционных родительских собраний, консультаций, бесед, используются такие формы взаимодействия с семьей как мастер-классы для родителей с детьми.

Преимущества новой системы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей ДОУ с семьей неоспоримы

Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, помогают успешно преодолевать не только собственно нарушения речи, но и нарушения психических процессов, поведения у ребенка, а также решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии речи, формируются благоприятные детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение для родителей дошкольников.Прогоните страшилки из души ребёнка с помощью театра.

В печатный материал входят рекомендации для родителей по борьбе со страхами у их детей. Представлены материалы по изготовлению разных видов театра дома из подручного материала....

Мастер – класс «Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников»

В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рассказыванию по к...

"Выявление базовых потребностей (использование методики "Пластилиновые фигурки" в работе педагога-психолога с родителями)"

В выявлении дефицита базовых потребностей, мне очень помогает проективная авторская методика Натальи Фоминых «Пластилиновые фигурки». Эта методика не только выявляет дефицит базовых потреб...

Опыт использования методики Т.А. Ткаченко по формированию фонематических процессов в практике коррекционной логопедической работы

Материал представляет собой консультацию для учителей-логопедов, в котором отражен практический опыт применения зрительных символов звуков речи по методике Т.А.Ткаченко...

Использование развивающих технологий в логопедической работе на практике, обучение этому родителей дошкольников

Важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования - внедрение инноваций в работу дошкольного образования....

«Использование методики Радуга Кайе для развития креативности и творческого мышления дошкольников»

Применение элементов методики В. Кайе и есть, то самое удивительное, что стимулирует детское творчество и создает фундамент для развития дизайнерских способностей каждого ребенка.Эта метдика представл...