консультация по развитию мелкой моторики
консультация по логопедии (старшая группа)

Кривощекова Елена Владимировна

в данной консультации приведены приемы и методы для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методы и приемы развития мелкой моторики

у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Цель работы по теме самообразования:  совершенствовать своё профессиональное мастерство путём работы над темой самообразования.

Задачи:        

-изучить и проанализировать методическую литературу по теме самообразования;

-создать условия для совершенствования речи и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах, связанных с речевым развитием старших дошкольников.

У детей часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи – это степень общения детей с окружающими взрослыми людьми. Родители обычно получают совет – чаще разговаривать со своим ребенком. Они стараются при каждой возможности говорить с малышом, а он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Тут нужно учесть и другое.

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Ученые доказали, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кистей рук, расположенная близко от речевой зоны. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Исследования, наблюдения и опыт показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. В наше время дети стали гиподинамичны, родители им не дают поручений в быту, дабы оградить чадо от усилий, а на самом деле не оставляя ребенку шансов на полноценное развитие. Ребята с нарушениями речи часто не приучены держать ложку, карандаш, а ножницы вообще боятся взять в руки. Не с этим ли связан массовый наплыв детей в логопедические группы? Ведь лет 20 назад общее количество детей с такими проблемами было гораздо меньше.

        Я могу порекомендовать несколько приемов, которые помогут значительно улучшить качество движений рук и соответственно, состояние речи и её активизацию. Вот они:

  • Складывание разнообразной мозаики, пирамидок и головоломок
  • Складывание в коробочки мелких предметов
  • Сжимание поролона или резины разной плотности
  • Нанизывание на стержень, проволоку колец и пуговиц
  • Перематывание ниток из лубка на трубочку и обратно
  • Пособия по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков (можно самостоятельно изготовить игру «Одень куклу», пришив указанные атрибуты на бумажный манекен и предметы гардероба)
  • Завязывание и развязывание узелков на веревках разной толщины
  • Игра «Чудесный мешочек» для узнавания предметов на ощупь
  • Дощечки со слоем пластилина для выкладывания узоров из бисера и камушков
  • Счетные палочки для выкладывания узоров по образцу и объемных фигур типа колодца. Можно использовать спички.
  • Конструкторы типа LEGO
  • Пальчиковые театры, имеются в продаже
  • Наборы для фокусов, где предполагается ловкость рук
  • Бусы или четки для перекатывания бусин одной и двумя руками
  • Рисование по контурам, шаблонам, трафаретам, штриховка

Такие игры не обязательно должны быть продолжительными. Достаточно 10 минут в день для стимуляции речевой функции

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов либо музыкальным сопровождением

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

• кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

"Пальцы здороваются"

• Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

• выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

"Человечек"

• указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

• те же движения одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

• вытянуть указательный палец и мизинец руки;

• образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

• вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

"Деревья"

• поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

• пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

• поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

• выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

• выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

• согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

• выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

• выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

• согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

• пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

• соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

"Магазин"

• то же, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

• руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Корни растения"

• прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

• одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";

• кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;

• положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

"Кулак-ребро-ладонь"

• на плоскости стола три положения руки сменяют друг друга.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Массаж рук. Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг оси

3. Упражнение "Сорока-белобока"

4. Интенсивные движения большого пальца по кругу

5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7. Интенсивное растирание каждого пальца

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Считаю поставленные задачи реализованы в полном объеме, рекомендации и консультации, данные педагогам и родителям активно внедряются в коррекционно-воспитательный процесс. Это приводит к повышению эффективности развития моторики и речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Влияние развития мелкой моторики на речь ребёнка"

консультация для родителей, в которой говорится о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук, от того как развита мелкая моторика, настолько будет развита речь....

Консультация «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?»

     При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двига...

Консультация "Значение развития мелкой моторики рук для развития речи"

Консультация "Значение развития мелкой моторики рук для развития речи"...

Консультация: "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольника".

Развитие речи- это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем...