Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и навыков фонеатического анализа
картотека по логопедии

Богданова Наталья Васильевна

Игры и упражнения для развития навыков фонематического анализа у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx942.56 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

И НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Карточка "Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста" ...

  • РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

     Данные игры можно использовать на начальном этапе логопедической работы.

Цель: развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков.
Задачи: научиться узнавать звучание игрушек, музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, звуков окружающей действительности.
                                   «Что звучало?»
Взрослый за ширмой играет на музыкальном инструменте. Ребенок угадывает его и называет.
                                    «Чей голос?» 
Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и определяет кому принадлежат голоса (голоса петуха, кошки, собаки, коровы, свиньи, овцы, козы)
                                         «Найди пару»

G:\фот\IMG_2427.JPG


Для игры нужны одинаковые коробочки (у меня, например, из-под «киндер-сюрпризов») с различным наполнением: крупы, зерна, макароны, мелкие металлические и пластмассовые предметы. Ребенок ищет одинаково звучащие коробочки, не открывая их, по звучанию. 


                                      «Волшебная палочка»
Взрослый стучит «волшебной палочкой» по разным предметам: деревянным, стеклянным, пластмассовым, металлическим. Ребенок запоминает звучание, а затем угадывает без зрительной опоры, по чему стучала палочка.
                         

         

                                           «Волшебный сундучок» 

Определить на слух что спрятано в сундучке. 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9ece45fec9551eff68905d4c596df4d0&n=33&w=147&h=135

                                                 «Узнай по звуку»
Ребенок отворачивается, взрослый  бросает на пол определенный предмет. Нужно узнать, что упало.

  • РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОВ, СОЧЕТАНИЙ СЛОВ И ФРАЗ

Цель: учить различать на слух направление звука, долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм на разнообразном речевом материале.
Задачи: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма, умение изменять голос по высоте, силе, длительности. 

                                                      «Ветер»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, сильный или слабый ветер дует и показывает соответствующую картинку.
                                               «Повтори ритм» 
Взрослый за ширмой отстукивает палочкой (карандашом) или отхлопывает определенный   ритм, ребенок повторяет его.

Усложненный вариант – ребенок прохлапывает  ритм, записанный символами. Например: !! !!! !! , где ! – хлопок, пробел – пауза.


                                             «Три медведя»
Взрослый за ширмой произносит любую фразу из сказки «Три медведя» низким или высоким голосом Ребенок должен угадать, голос какого персонажа он слышал.


                                                    «Пароход»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, какой пароходик гудит большой или маленький. 
                                                        «Медведь»
Ребенок - водящий встает спиной к остальным. Дети говорят фразу: «Медведь, Медведь, мы к тебе пришли, меда принесли». Затем по очереди произносят: «Мишка, я здесь!» Водящий должен угадать говорящего, не поворачиваясь.

  • РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ СЛОВ

Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: формировать умение различать слова, сходные по звучанию. 


                                                   «Гонки»
Взрослый предлагает устроить гонки. Дети встают в шеренгу на расстоянии от логопеда, по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», все должны замереть. Произносятся слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, который был самым внимательным.
                                                 «Найди себе пару»
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: мишка - миска.
                                         «Чем отличаются слова?»
Ребенок определяет чем отличаются слова. Например, кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.
                                                       «Лишнее слово» 
Ребенок определяет лишнее слово в ряду и объясняет свой выбор. Например: канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.

                                             «Найди рифму»

Перед игрой знакомим детей с понятием «рифмы».
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: матрешка – картошка, подушка – лягушка, петрушка – ватрушка и т.д.


  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

      Цель: формирование умения дифференцировать слоги.
Задачи: учить дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
                                «Глухие телефоны» 
Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т.д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся.
                            «Какой отличается?»
Взрослый произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
                                    «Живые слоги» 
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ

     Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи: учить выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов. 
                                       «Кто лучше слушает?»
Два ребенка встают спиной друг к другу. Взрослый произносит ряд звуков. Первый поднимает руку, если услышит звук, например, [ж], второй – [ш].
                                       

                                      «Звуковая мозаика»
На листе бумаги нарисована сетка. Если ребенок слышит звук [а] (как «малыш плачет»), закрашивает клеточку красным цветом, если нет заданного звука - желтым (любым другим). Можно использовать фишки указанного цвета.
                                         «Поймай звук»
Взрослый называет слова, ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком.
                                             «Клубки»
Помогите бабушке собрать клубки. В отдельную корзину складывайте клубки с рисунками, в названии которых есть заданный звук.
                          «Логопедическая ромашка»
Ребенок должен составить ромашку из лепестков, выбирая только лепестки с картинками, в названии которых есть заданный звук.
                                  «Наряди елочку»
Для украшения новогодней елки Ребенок должен выбрать определить есть ли заданный звук в названии картинки, нарисованной на елочном шарике.
                                              «День рождения звука»
На День рождения придут друзья звука - те слова, в которых есть этот звук. Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них. 
                                                «Лабиринт»
Проведи героя по лабиринту так, чтобы по дороге ему встречались только предметы, в названии которых есть заданный звук. 
                                           «Рассади по вагонам»
Взрослый говорит, что в вагоне слева поедут животные, в названии которых есть звук «Ж» (»песенка жука»), а в вагоне справа поедут животные, в названии которых есть звук «Ш» («песенка ветра»). Ребенок определяет наличие в словах заданных звуков и рассаживает животных по местам.
                                               «Собери букву» 

G:\фот\IMG_2438.JPG
Для игры нужно изготовить картонные буквы и разрезать их на несколько частей. На каждую частичку приклеить картинку, название которой начинается на звук, который эта буква обозначает. Ребенок должен определить первый звук в слове, собрать из частей букву. 


                                «Помоги Маше и Мишке»
Маша и Мишка хотят украсить дом к празднику флажками. Помоги им выбрать только флажки с теми рисунками, в названии которых есть заданный звук.
                                           «Собери чемодан»
Взрослый говорит: "Мы отправляемся в путешествие. Возьмем с собой только те предметы, названия которых начинаются на определенную букву ". Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.

  • РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

            Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза. 
Задачи: формирование умения определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, составлять слова из отдельных звуков, дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, выполнять фонематический анализ слов; определять последовательность и количество звуков в слове; местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
                                       «Кто больше?»
Взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
                                        «Цепочка слов»

                             (аналог игры «города»)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
                                      «Собери слово»
Взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.

                                       «Слова рассыпались»
Игра предназначена для детей, знакомых с буквами. Из отдельных букв нужно составить «рассыпавшееся» слово.
                                    «Четвертый лишний»
Взрослый называет четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Аналогично четвертый лишний определяется по последнему звуку – тогда названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук. 
                              «Начало, середина, конец»
Взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).
                          «Какой звук (слог) съел Буквоед?»
Буквоед съел первый звук (слог) в словах. Нужно догадаться, какого звука (слога) не хватает и назвать исходное слово.
                 

 

                       «Найди все предметы, начинающиеся на звук …»

F:\для през\Изображение 006.jpg

Взрослый предлагает ребенку назвать все окружающие предметы, названия которых начинаются на определенный звук (например на К).


                                      «Рассели по домикам»
Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце.
                                                  «Общий звук»
Нужно догадаться какой звук есть во всех данных словах. Например: ваза, зуб, стрекоза, медуза, заяц - общий звук [з]. 
                               «Подскажи Петрушке звук»
Петрушка называет предметы (картинки), но не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
                                            «Незнайкины загадки»
Незнайка прислал письмо: «Посылаю листок со словами. Угадайте, какие слова я задумал». В письме – слова с пропущенными буквами. Нужно догадаться какие буквы пропустил Незнайка и какие слова он загадал.

                                                          «Заправка»
Для игры нужна игрушечная машинка и три кубика. Кубики будут выполнять  роль колонок на заправке. Взрослый называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, ребенок ставит машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.
Во втором варианте взрослый, размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней), а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).
                                        «Заколдованное слово»
Злой волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние буквы. Расколдуйте их. В качестве подсказки можно предложить предметные картинки. 
                                             

                                               «Привяжи шары» 
Для игры нужно изображение шариков с рисунками. Ребенок определяет твердость/ мягкость заданного звука в названиях картинок. Если звук в слове твердый – нужно нарисовать к шарику ниточку синего цвета, если мягкий – зеленого.
                                                          «Жук»
Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.
                                           «Шифровальщики»
Ребенок становится шифровальщиком, он должен зашифровать слова – заменить все звуки в них на символы, т.е. произвести фонематический анализ.

                                                      «Мозаика»

Цель: дифференциация гласных-согласных, твердых - мягких звуков.
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок выстраивает мозаику, выкладывая элемент мозаики  нужного цвета (если звук гласный – красного, если звук твердый согласный – синего, если звук мягкий согласный – зеленого). Второй вариант: ребенок получает готовую мозаику. Нужно разгадать, какие звуки «построили» эту мозаику. IMG_2110.JPG

«Подбери картинку к схеме»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению. У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква, а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.

                          «Отвечай – не торопясь»

 Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

 Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)

  Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)

  Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)

 Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

  Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

«Паучок»

 Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух. Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

 На невидимой тропинке

 Ой, смотрите, паутинки.

Это хитрый паучок

Свой развесил гамачок.

И позвал наш паучок

Всех друзей на гамачок

Приходили к паучку

 Мотыльки, кузнечики,

Пчелки и шмели,

Бабочки-красавицы,

Мухи и жуки.

Наигрались, насмеялись,

 А потом все разбежались.

1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

 Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..

 Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?

 Какой одинаковый слог в словах пчёлки и бабочки (КИ)?

 Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические и игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

Описание дидактических и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха, определению позиции и количеству звуков в речи, обогащению словарного запаса слов. Дидактические игры предст...

Мастер-класс для родителей воспитанников в старшей логопедической группе «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной язы...

Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР 5-6 лет.

Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализаи синтеза у детей с ОНР5-6 лет....

Мастер-класс для родителей «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»

Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....

Мастер –класс для педагогов « Игры и упражнения на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет» (старшая группа)

laquo;Речь- удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» (Г.Гегель)Цели: помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического воспр...