Звуковой анализ слов
консультация по логопедии
Консултация для родителей.
Рекомендации для успешного обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Обучая детей звуковому анализу, следует помнить:
Звук-это то, что мы слышим и произносим. Буква-это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой.
В словах звук может находиться в трёх положениях: В начале слова К ОРОВА В середине слова БЕЛ К А В конце слова ЁЖИ К
Гласные звуки – звуки , которые можно петь голосом ( выше-ниже ), при этом воздушная струя не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [ А ] , [ У ] , [ О ] , [ И ] , [ Э ] , [ Ы ] На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласных букв – десять: А, У, О, И, Э, Ы, Я, Ю, Е, Ё Шесть гласных букв – А, У, О, И, Э, Ы сооветствуют звукам
Четыре гласные буквы – Я, Ю, Е, Ё – йотированные, то есть обозначают два звука: Я – [ ЙА ] , Ю - [ ЙУ ] , Е - [ ЙЭ ] , Ё - [ ЙО ] в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка , пояс); после мягкого и твёрдого знаков (семья, подъём)
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я – [ А ] , Ю – [ У ] , Е – [ Э ] , Ё – [ О ] (берёза, мяч)
Для дошкольников при подборе слов для анализа следует учитывать разницу в произношении и написании слов. Для анализа лучше подбирать слова, в которых гласный звук [ О ] находится под ударением. Например, ОСЫ, ОСЛИК, ОСЕНЬ, а не ОЧКИ, ОГУРЕЦ ( в начале этих слов слышится звук [ А ] , а пишется буква О)
Согласные звуки – звуки , которые нельзя петь, так как воздушная струя при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки делятся на: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [ К ] , [ П ] , [ С ] , [ Т ] , [ Ф ] , [ Х ] , [ Ц ] , [ Ч ] , [ Ш ] , [ Щ ] . Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [ Б ] , [ В ] , [ Г ] , [ Д ] , [ Ж ] , [ З ] , [ Й ] , [ Л ] , [ М ] , [ Н ] , [ Р ] .
Твёрдость и мягкость согласных звуков определяется на слух. Согласные звуки [ Б ] , [ В ] , [ Г ] , [ Д ] , [ З ] , [ К ] , [ Л ] , [ М ] , [ Н ] , [ П ] , [ Р ] , [ С ] , [ Т ] , [ Ф ] , [ Х ] могут быть твёрдыми (если после них стоят гласные А, У, О, Э, Ы) и мягкими (если после них стоят гласные И, Е, Ё, Ю, Я)
Всегда твёрдые согласные: [ Ж ] , [ Ш ] , [ Ц ] Всегда мягкие согласные: [ Й ] , [ Ч ] , [ Щ ]
Твёрдые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зелёным цветом. Подбирая слова для игр со звуками следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (ГРИ Б ) и перед глухими согласными (КРУ Ж КА).
Л И С А
В Е С Ы
М А Ш И Н А
К О Т
К И Т
С О Л Ь
К О Н Ь
Л И М О Н
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1017965-1584255430.jpg)
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1384343-1665593299.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1120782-1550997058.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/17/picture-1018646-1708179850.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыд...