Формирование фонематических процессов у дошкольников
консультация по логопедии

Левчук Юлия Викторовна

В работе представлены этапы по формированию фонематического восприятия у детей с использованием игр и специальных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_fonematicheskih_protsessov_u_doshkolnikov.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонематического слуха и восприятия у дошкольников.

На основе данных Розы Евгеньевны Левиной можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

1) Дофонематический (доязыковой) этап – От рождения до шести месяцев.

Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.

2) Фонематический (языковой) этап.

– От шести месяцев до двух лет.

 Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.

– От двух до четырех лет.

На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечет различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.

– К возрасту четырех лет.

В норме фонематическое восприятие и представления сформированыФормируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

– К пяти годам.

Завершается процесс спонтанного фонематического развитияСформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.

 - К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.

Опираясь на данные А. И. Гвоздева, Н. Х. Швачкина, Р. Е. Левиной и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

I этап — узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

На данном этапе можно использовать следующие игры:

  1. «Что ты слышишь?» 

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

  1. «Угадай по звуку» 

Определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

  1. «Угадай что звучит» 

Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма. Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

  1. «Шумящие мешочки».

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен отгадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

5.«Волшебная палочка».

Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучит.

6.«Жмурки».

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка…

7.«Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

  1. «Узнай по голосу» 

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

  1. «Три медведя».

Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку (можно заменить картинки медведей действием).

3. «Животные и их детёныши»

Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

4.«Узнай голос»

Ребенок отгадывает голоса близких людей (называет человека, который сказал фразу, имя,).

5.«Громко-тихо»

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

  1. «Ошибка»

Воспитатель показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом»… Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. «Хорошо послушай» 

Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван).

  1. «Добавим и запомним» 

Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

4. «Найди пару»

Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: мишка, крыша, коза, лук. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. (например, у детей картинки: мышка, крыса, коса, люк)

5.«Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

6.«Верно-неверно»

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

  1. «Цепочка» 

Взрослый называет ряд слогов (ПА-ТА-МА,  ТО-ПУ-АХ….), дети по очереди произносят цепочку из слогов, тот, кто ошибся, выбывает.

  1. «Запомни и повтори» 

Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

3.«Живые слоги» 

Трое детей запоминают по одному слогу из слова (например, машина) и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их (не по порядку); остальные ребята должны догадаться, какое слово было загадано.

4.«Похлопаем»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

5.«Поезд»

На доску помещается картинка поезда с 3 вагонами (можно 3 корзины, ракета с 3 окнами и пр.) Ребенку предлагается вытянуть картинку из колоды, прохлопать слово по слогам и определить куда поместить это слово (1 вагон – слова с одним слогом, 2 вагон – 2 слога, 3 вагор – 3 слога).

6.«Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па»«фа-фа-ва-фа-фа», … Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

7. «Повтори верно»

Ребенку предлагается:

- воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА,

- воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;

- воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА;

- воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА;

- воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ; МА-МА-МЯ;

- воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;

- воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;

- воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1. «Покажи картинку»

Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением парохода, девочки, зайчика и объясняет: «Пароход гудит: у – у – у»«Девочка плачет: а – а – а», «Зайчик пищит и-и-и» и т. д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у, дети поднимают картинку.

2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов (либо буквы). Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

2. «Найди одинаковый звук» 

Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, сыр, нос — С

  1. «Выбери правильно» 

Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

  1. «Угадай чей звук»

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, кот шипит – шшш, пар из чайника – ппп, зуб болит –оооо,  волк воет – уууу, тигр рычит — рррр. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

  1. « Поймай звук»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук. (Усложняем игру постепенно: произносим слоги, слова, предложения).

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной слоговой структуры.

Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

  1. «Спой начало» 

Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У, АААня –А, оооблако – О (сначала первый звук – гласный ударный, затем  безударный).

  1. «Назови конец» 

Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т, сок – К, дом - М

  1. «Назови по порядку» 

Взрослый называет слово (например: РАК), дети должны назвать звуки в этом слове по порядку – Р, А, К.

  1. «Синий — красный» 

Взрослый называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: синюю – если звук согласный, красную – если звук гласный.

  1. «Зашифруй слово» 

Взрослый  на доске печатает слово (например: ум, мы, дом, мох). Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; красными – гласные.  

  1.  «Слово рассыпалось» 

Взрослый произносит отдельно звуки слова, например: С, О, К. Дети должны угадать, какое он слово загадал. (Если дети знают буквы, они могут составить слово – СОК).

  1. «Составь слово»

Из предложенных букв дети составляют слово.

  1. «Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Далее можно предлагать детям посчитать количество звуков в слове.

  1. «Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Заключение

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....

Методическая разработка "Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников "

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРИгровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРОдной из основных задач любого д...

Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников» (средний дошкольный возраст)

Консультация для педагогов  Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников»(средний дошкольный возраст)...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В данной работе предложены методы и приемы коррекционно-педагогической работы для  развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня....

«Формирование фонематических процессов у дошкольников»

laquo;Формирование фонематических процессов у дошкольников»...