Формирование фонематических процессов у дошкольников
консультация по логопедии
В работе представлены этапы по формированию фонематического восприятия у детей с использованием игр и специальных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskih_protsessov_u_doshkolnikov.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
На основе данных Розы Евгеньевны Левиной можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.
1) Дофонематический (доязыковой) этап – От рождения до шести месяцев.
Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.
2) Фонематический (языковой) этап.
– От шести месяцев до двух лет.
Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.
– От двух до четырех лет.
На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечет различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.
– К возрасту четырех лет.
В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.
– К пяти годам.
Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.
- К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.
Опираясь на данные А. И. Гвоздева, Н. Х. Швачкина, Р. Е. Левиной и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:
- «Что ты слышишь?»
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
- «Угадай по звуку»
Определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
- «Угадай что звучит»
Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма. Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название
- «Шумящие мешочки».
Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен отгадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
5.«Волшебная палочка».
Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучит.
6.«Жмурки».
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка…
7.«Похлопаем».
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
- «Узнай по голосу»
Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
- «Три медведя».
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку (можно заменить картинки медведей действием).
3. «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
4.«Узнай голос»
Ребенок отгадывает голоса близких людей (называет человека, который сказал фразу, имя,).
5.«Громко-тихо»
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
- «Ошибка»
Воспитатель показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом»… Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
- «Хорошо послушай»
Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван).
- «Добавим и запомним»
Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.
4. «Найди пару»
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: мишка, крыша, коза, лук. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. (например, у детей картинки: мышка, крыса, коса, люк)
5.«Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
6.«Верно-неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.
IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.
- «Цепочка»
Взрослый называет ряд слогов (ПА-ТА-МА, ТО-ПУ-АХ….), дети по очереди произносят цепочку из слогов, тот, кто ошибся, выбывает.
- «Запомни и повтори»
Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
3.«Живые слоги»
Трое детей запоминают по одному слогу из слова (например, машина) и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их (не по порядку); остальные ребята должны догадаться, какое слово было загадано.
4.«Похлопаем»
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
5.«Поезд»
На доску помещается картинка поезда с 3 вагонами (можно 3 корзины, ракета с 3 окнами и пр.) Ребенку предлагается вытянуть картинку из колоды, прохлопать слово по слогам и определить куда поместить это слово (1 вагон – слова с одним слогом, 2 вагон – 2 слога, 3 вагор – 3 слога).
6.«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа», … Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
7. «Повтори верно»
Ребенку предлагается:
- воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА,
- воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;
- воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА;
- воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА;
- воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ; МА-МА-МЯ;
- воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;
- воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
- воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.
Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
1. «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением парохода, девочки, зайчика и объясняет: «Пароход гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а», «Зайчик пищит и-и-и» и т. д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у, дети поднимают картинку.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов (либо буквы). Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].
2. «Найди одинаковый звук»
Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, сыр, нос — С
- «Выбери правильно»
Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
- «Угадай чей звук»
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, кот шипит – шшш, пар из чайника – ппп, зуб болит –оооо, волк воет – уууу, тигр рычит — рррр. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
- « Поймай звук»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук. (Усложняем игру постепенно: произносим слоги, слова, предложения).
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной слоговой структуры.
Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
- «Спой начало»
Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У, АААня –А, оооблако – О (сначала первый звук – гласный ударный, затем безударный).
- «Назови конец»
Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т, сок – К, дом - М
- «Назови по порядку»
Взрослый называет слово (например: РАК), дети должны назвать звуки в этом слове по порядку – Р, А, К.
- «Синий — красный»
Взрослый называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: синюю – если звук согласный, красную – если звук гласный.
- «Зашифруй слово»
Взрослый на доске печатает слово (например: ум, мы, дом, мох). Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; красными – гласные.
- «Слово рассыпалось»
Взрослый произносит отдельно звуки слова, например: С, О, К. Дети должны угадать, какое он слово загадал. (Если дети знают буквы, они могут составить слово – СОК).
- «Составь слово»
Из предложенных букв дети составляют слово.
- «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Далее можно предлагать детям посчитать количество звуков в слове.
- «Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Заключение
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...
Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников
В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....
Консультация для педагогов "Формирование фонематических процессов у дошкольников"
Формирование у детей правильного произношения....
Методическая разработка "Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников "
Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРИгровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРОдной из основных задач любого д...
Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников» (средний дошкольный возраст)
Консультация для педагогов Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников»(средний дошкольный возраст)...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
В данной работе предложены методы и приемы коррекционно-педагогической работы для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня....
«Формирование фонематических процессов у дошкольников»
laquo;Формирование фонематических процессов у дошкольников»...