«Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях»
учебно-методический материал по логопедии

Кульбакова Ирина Николаевна

Продолжать тренировку органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для

правильного звукопроизношения, автоматизацию звука в слогах, словах, тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Артикуляционная гимнастика

в играх и упражнениях»

Цель:


 «Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях»

Продолжать тренировку органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для

правильного звукопроизношения, автоматизацию звука в слогах, словах, тексте.

 Задачи:

  • развивать слухоречевое внимание;
  • вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
  • сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
  • стимулировать речевую активность детей;

Оборудование:

Карточки с изображением артикуляционных упражнений; Зеркало

Шпатель Песочные часы

Электороакустический аппарат для коррекции речевых расстройств VERBOTON G30L

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли»

  1. Задания и игры на формирование пространственного восприятия: «Что видишь справа, что у тебя слева?», «Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя», «Стань между стулом и доской», «стань около доски»
  2. Задания на развитие слухового восприятия: «Узнай предмет по звуку»,

«Жмурки» (определение местонахождения звучащего предмета), «Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен).

  1. Мимические упражнения

Движения сопровождаются речью: Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза. Правый глаз, просыпайся! Левый глаз, просыпайся!

  1. Артикуляционная гимнастика

Стихи для артикуляционной гимнастики:

*БЕГЕМОТ

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.


Закрывать его нельзя, До пяти считаю я.

А потом закроем рот Отдыхает бегемот.

ЛЯГУШКИ

Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам.


Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем. Слон

Я водичку набираю И ребяток поливаю!

Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

 ЛЯГУШКА И СЛОНИК

Раз - лягушка с толстым брюшком,

Два - большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке, Посадив её в кадушку,

Как под душем, ту лягушку Поливал из шланга он.

ЛОШАДКА

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий

ЧАСИКИ

Тик-так, тик-так. Язычок качался так,

Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?


ШАРИК

Я надул воздушный шарик Укусил его комарик.

Лопнул шарик.

Не беда Новый шар надую я.

ФУТБОЛ

Во дворе народ толпится.

Там идёт футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

КАЧЕЛИ

Сели дети на качели И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

ПАРУС

Лодочка под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

МАЛЯР


Я сегодня утром встал И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.

ДЯТЕЛ

Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук Раздаётся громкий звук.

КОМАРИК

Прилетает по ночам, Не даёт заснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.

ЗАВЕДИ МОТОР

Ну, давай поможем зайке: Заведём скорей мотор.

И до солнечной лужайки Довезёт его шофёр.

  1. Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии с текстом стихотворения. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом»

  1. Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук».

Произносятся звуки [с], [з], [л, [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].

-Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, сидел, махал, дятел, соловей

  1. Формирование слоговой структуры слова как вид артикуляционной гимнастики

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

Ударный слог: лапа, лама Безударный слог: луна, мыло Ла-ла-ла — у папы пила.

Ла-ла-ла — Мила воду пила.

Ла-ла-ла — вола вела.

Лы-лы-лы — я мою полы.

Лы-лы-лы — на поле голы.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

Колода, лагуна, молоко, логика, пугало, белуга, кобыла, холода, налоги, Володя, Данила, Калуга, милая, белая, вялая, поила, доила, ломала, лакала, ловила, будила, видала.

Ко-ко-ко — пей, Володя, молоко.

Ода-ода — у дома колода.

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ

Лак, лоб, лом

Ыл-ыл-ыл — я дома был.

Ал-ал-ал — Даня мал. Ыл-ыл-ыл — он лоб мыл. Ук-ук-ук — Дима ел лук.

Ил-ил-ил — Дима воду пил.

Ол-ол-ол — Витя мыл пол.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ

Ладонь, халат, локоть. Ал-ал-ал — купи пенал. Ил-ил-ил — папа ходил. Ал-ал-ал — сын упал.

Ат-ат-ат — надень халат.

Уп-уп-уп — у деда тулуп.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ

Булка, балка, лавка.

Елка-елка — на дубе белка. Алка-алка — на ветке галка. Олка-олка — папина полка. Ампа-ампа — мамина лампа.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ

Плата, пчелы, клады.

Олы-олы — летят пчелы.

Ава-ава — у Клуни Клава.

Ула-ула — Клава мячик пнула.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

Футбол, каблук, балкон.

Ук-ук-ук — у Ланы белый каблук. Ул-ул-ул — Володя Ладе махнул. Ол-ол-ол — иду на футбол.

Он-он-он — на доме балкон.

Ал-ал-ал — еду я на Байкал.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

Клубок, клубень, флакон. Ок-ок-ок — у Клавы клубок. Ок-ок-ок — у Влада платок.

Он-он-он — на полке флакон.

  1. Итог занятия

Список использованной литературы

  1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETC "Г НО ПРЕСС, 2004. – 528 с.
  2. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. – 256 с.
  3. Косинова Е. М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких – М .: Эксмо, ОЛИСС, 2007. – 192 с.
  4. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания М.: ТЦ Сфера, 2007. – 87 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика в картинках (Динамические упражнения для языка)

Артикуляционная гимнастика в картинках(Динамические упражнения для языка)...

Консультация "За советом к логопеду:артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях"

В материале представлен перечень упражнений для языка/комплекс для соноров/ и для изолированное произношение звуков...

Артикуляционная гимнастика в играх и игровых упражнениях в группе компенсирующей направленности.

Артикуляционная гимнастика в играх и игровых упражнениях.  Из опыта работы в группе для детей с ТНР...

Артикуляционная гимнастика. Рекомендации к проведению упражнений

Чтобы ребенок смог научиться произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, продолжительное время удерживать определенное положение, без труда совершать необходимые переклю...

Артикуляционная гимнастика сказки, игры, упражнения для развития речи Е. Косинова

Артикуляционная гимнастика сказки, игры, упражнения для развития речи...

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» Игровые упражнения

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений о...

Артикуляционная гимнастика в дошкольном возрасте. Упражнения.

Артикуляционная гимнастика – это один из самых эффективных способов, помогающих преодолеть речевые нарушения у детей. Основная цель логопедических упражнений – выработать у малышей полноце...