Возрастные особенности дыхания у ребёнка- дошкольника
консультация по логопедии (старшая группа)

Роттер Марина Александровна

Специалисты- неврологи, психологи- говорят, что такие симптомы, как шумный вдох ртом во время речи или, например, при чтении могут иметь психогенную природу. ️Они отмечаются у детей с чувствительной эмоциональной сферой: сензитивных, тревожных, астеничных (легко утомляющихся и истощающихся) и т.д. У них могут быть признаки эмоциональной лабильности: близко слёзы, без значительного повода. Но эти индивидуальные особенности могут и не привести к проблемам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal_dyhanie_iyun_2024_.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности  дыхания у  ребёнка- дошкольника

                              подготовил: учитель-логопед

                                    Роттер    Марина Александровна

В обычной жизни ребёнок дышит нормально. А во время речи ребёнок иногда шумно делает вдох через рот. Каковы могут быть причины этого симптома?  
      Если у ребёнка
нарушено носовое дыхание, рот всё время открыт- да, он может шумно дышать, но это отмечается всегда, а не только во время речи. 

Такой шумный вдох отмечается при заикании. Да, есть такой симптом, да и говорят дети часто на вдохе.

Но что является причиной такого дыхания? Может, есть более глубинные причины в состоянии нервной и эмоциональной системы ребёнка, которые вызывают заикание и такое дыхание?

Предлагаю рассмотреть  разные ситуации.
Для начала нужно понять, что есть норма для речевого дыхания.

Норма  речевого дыхания

Ребёнок (да и взрослый человек) во время речи делает короткий незаметный, но достаточно глубокий вдох и рационально расходует его во время произнесения. Что такое рационально? Это значит, что для голоса достаточной силы используется минимальное напряжение мышц. Организм, в норме, всегда стремится экономить ресурсы и может управлять своим дыханием в зависимости от длины фразы.
                      
Возрастные особенности речевого дыхания
        У детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей вдох может быть недостаточного объёма, а выдох укорочен. При произнесении длинных фраз можно видеть, как ребёнку не хватает воздуха для произнесения. Напомню, что в норме:

- никто не учит ребёнка правильно дышать;

-речевое дыхание  развивается само в процессе речевого развития;

-сначала ребёнок произносит короткие предложения;

-потом длиннее и т.д.

Происходит физиологическое развитие речевого дыхания. Самый лёгкий случай, т.к со временем взросления и активной тренировке во время речи(говорения) всё придёт в норму самостоятельно.
        

               Нарушения дыхания

 К ним относятся все варианты:

- нарушения ритма;

- частоты и различные особенности (например, шумный вдох).
Выделяют 2 вида нарушения (особенностей) дыхания: патологический тип и связанный с состоянием эмоциональной сферы. Патологический тип отмечается при различных заболеваниях и проблемах нервной системы: астма, Лор-патология, дизартрия и др.

Безусловно, если есть нарушения или особенности дыхания, нужно сначала исключить соматические причины.
        Нарушения дыхания у детей, связанные с состоянием эмоциональной сферы.
        Специалисты- неврологи, психологи- говорят, что такие симптомы, как шумный вдох ртом во время речи или, например, при чтении могут иметь психогенную природу. ️Они отмечаются у детей с чувствительной эмоциональной сферой: сензитивных, тревожных, астеничных (легко утомляющихся и истощающихся) и т.д. У них могут быть признаки эмоциональной лабильности: близко слёзы, без значительного повода. Но эти индивидуальные особенности могут и не привести к проблемам. А вот если на эти особенности накладываются требования родителей, завышенные их ожидания, тревожность самих родителей, конфликты в семье, то это вызывает стресс у ребёнка, который может проявляться по-разному. Например, ребёнок поступает в школу, ответственная мама требует от ребёнка результатов, а человечек не может выдать высоких результатов. И не может ожидания мамы не оправдать. Начинается внутренний конфликт, который ребёнок пока сам не может разрешить. Дети не могут заявить о своём эмоциональном дискомфорте, за них это делает их организм – появляются такие тяжкие или шумные вздохи. Одним словом, психосоматика. Затем, если стресс или внутренний конфликт сохраняются, могут появиться другие симптомы: навязчивые движения и т.п.  
        Довольно часто встречаются такие дети: иногда дошкольники, но чаще это начинается в начальной школе. Например, во время чтения ребёнок начинает делать вдох в середине слова. Нужно разобраться в причинах. Она может крыться в повышенной тревожности ребёнка.
        У ребёнка могут быть при этом и другие сопутствующие нарушения: нарушения прикуса, Лор-патология, СДВГ и т.д. Но это чаще нарушения, которые не являются причиной таких особенностей дыхания.

 Важным для родителе является вопрос, как психогенные нарушения (особенности) дыхания отличить от патологических?

Патологические, вызванные соматическими причинами, чаще проявляются на постоянной основе. А психогенные – в определённых ситуациях или в какие-то периоды жизни.


        
Что родителям делать при обнаружении или подозрении на подобные нарушения дыхания?

 В идеале нужна консультация грамотного психолога: он может провести диагностику состояния эмоциональной сферы ребёнка, проверить уровень тревожности и т.д. и дать рекомендации. Может понадобиться консультация невролога. Нужно проанализировать климат в семье. Причём речь не всегда про скандалы. Бывают случаи, когда любящие, ответственные, чрезмерно старательные родители предъявляют такие требования к ребёнку, для которых у него нет силёнок.  Каждый ребёнок в стрессовой ситуации будет вести себя по-разному. У кого-то будут возникать нарушения. А другой ребёнок выдержит любой прессинг.
        Если вы любящий родитель, то вы должны понимать, что любое нарушение – есть результат действия нескольких факторов: внутренних и внешних, биологических и социальных. На всех собаки лают, но не все после этого заикаются … Берегите детей!

(Рекомендации составлены с использованием  материала #логопедКосинова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные кризисы у дошкольников

Возрастные кризисы у дошкольниковОт рождения до  3 лет ребенок воспринимает себя и маму как единое целое: видит глазами мамы, чувствует то, что мама,  эмоционально реагирует на окружающий ми...

Буклет "Возрастные особенности развития дошкольников 4-5 лет"

Буклет для дошкольников среднего дошкольного возраста....

Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками

Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками.В материале представлена информация о возрастных особенностях общения ребенка со сверстниками 3-4 лет. Данное сообщение не является авторским...

Возрастные особенности ребёнка дошкольника

Возрастные особенности детей дожкольного возраста и рекомендации родителям по взаимодействию с детьми....

Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, ми...

Возрастные особенности развития дошкольников средствами хореографии

Обучение хореографии всегда диалог, даже когда ученик совсем малыш, но все равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда. Так...