Индивидуальная логопедическая тетрадь, как эффективная форма взаимодействия совместной образовательной деятельности логопеда, детей с ОВЗ и родителей.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Горина Мария Сергеевна

Индивидуальная логопедическая тетрадь, как эффективная форма взаимодействия

совместной образовательной деятельности логопеда, детей с ОВЗ и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная логопедическая тетрадь, как эффективная форма взаимодействия

совместной образовательной деятельности логопеда, детей с ОВЗ и родителей.

Цель: Повышение эффективности логопедического взаимодействия с родителями.

Задачи:

 Актуальность темы: Сотрудничество педагогов и родителей, а особенно родителей  воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и важной проблемой современной образовательной ситуации. 

В коррекционно-логопедическом процессе учитель-логопед выполняет две взаимосвязанных роли: организатора и координатора коррекционной работы, так как он оказывает максимальную логопедическую помощь.

С этой позиции взаимодействие учителя-логопеда с родителями дошкольников с речевыми нарушениями можно рассматривать как важнейшее условие, влияющее на  результативность коррекционно-развивающей работы и дальнейшую успешную социализацию данного контингента воспитанников.

Так же, хочу  отметить, что заявленная проблема является актуальной и  востребованной, но  иногда и далекой от своего решения в условиях реальной педагогической деятельности.

Беда многих современных родителей — это отстранённость и нежелание родителей разобраться в проблеме ребёнка. Современные родители порой часто не слышат недостатков речи своих детей, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. За этим стоит перегруженность и стремительный темп жизни.

  Поэтому успех логопедической (коррекционной) работы во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с родителями.

Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей. Не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают, что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома. Поэтому нам, коррекционным педагогам, необходимо доказать родителям, что взаимодействие важно не только для педагогов, но, прежде всего для родителей.

Описание:

Хочу представить вашему вниманию свой опыт взаимодействия с родителями при помощи ведения индивидуальной логопедической тетради.

Индивидуальная логопедическая (коррекционная) тетрадь является обязательным документом учителя-логопеда (согласно АОП) и определяет общий успех коррекционного обучения как основная форма совместной деятельности логопеда, ребенка и родителей.

К тому же практика показывает, что алгоритм работы с тетрадями  понятен и доступен всем родителям.

 Специалист  самостоятельно выбирает разновидность ведения индивидуальной логопедической тетради. Это может быть рукописный или печатный вариант.

В  своей работе я практикую печатную форму, т.к. возможности множительной техники  многократно облегчают работу логопеда.

На каждого ребенка заводится индивидуальная папка с файлами формата А4.

Индивидуальную тетрадь я условно разделяю на три раздела.

Первый раздел представляет собой информацию  о структуре речевого развития, о плане коррекционной работы и правилах ведения логопедической тетради. 

В этом разделе я размещаю титульный лист с основной информацией о ребенке;

-логопедическое заключение, для того, что бы родители были в курсе нарушений всех компонентов речи, которые есть у ребенка, и в последствии не возникало вопросов к логопедическому маршруту и предложенным коррекционным заданиям;

- индивидуальный маршрут коррекционной работы, позволяет родителям получить  информацию о том, как именно проходит образовательный процесс;

- расписание занятий,

-экран звукопроизношения, в  котором родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Он показывает количество нарушенных звуков и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

- краткая информация по ведению индивидуальной тетради

(во избежание многочисленных повторений и обращений);

-общие рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений

 Второй раздел  тетради является рабочим.

Целью данной части является достижение высокого уровня взаимодействия  с родителями. Этот раздел заполняется в течении всего учебного года коррекционным специалистом.

Основное содержание включает:

- дату проведения индивидуальных занятий (с учетом недельного интервала);

- задания для развития фонематического слуха;

- артикуляционные упражнения;

- упражнения на формирование правильного произношения;

- упражнения для развития лексико - грамматических представлений;

- упражнения для развития связной речи;

Я включаю в структуру домашнего задания   материал тех тем, которые изучают в течение недели на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В третью часть  тетради я включила логопедические памятки  и так называемый дневник выполнения домашнего задания.

Использование логопедических памяток подчеркивает преимущество письменной формы взаимодействия с родителями. Родителям сложно удержать в памяти последовательно получаемую от логопеда  информацию. Логопедическая памятка позволяет родителям, прежде всего, осмыслить полученные рекомендации, последовательно и точно следовать им при осуществлении определенного алгоритма действий. Памятки распечатываются и вклеиваются по  по мере необходимости в логопедические тетради в специально отведенное для этого место.

Дневник выполнения домашнего задания состоит из таблицы в которой три столбца, в первом указывается дата, в которую было дано домашнее задание, второй столбик- подпись родителя, обозначающая выполнение домашнего задания, и третий столбик является некой мотивацией для ребенка, при выполненном домашнего задании ребенок получает оценку в виде наклейки.

В тетради накапливается большое количество наклеек, что очень стимулирует детей, поднимет им настроение и желание выполнять следующие домашние задания.

Таким образом, индивидуально составленная логопедическая тетрадь с домашними заданиями является своеобразным учебником для детей, имеющих речевые нарушения. А родители используют её в качестве методических рекомендаций и наглядного учебного материала по организации коррекционно-развивающей деятельности с ребенком в домашних условиях.

Опыт работы в дошкольном учреждении  показал, что данная форма взаимодействия логопеда с родителями ускоряет коррекционный процесс и приводит к положительным результатам речевого развития ребенка.

Индивидуальный экран звукопроизношения помещается в индивидуальную тетрадь ребёнка. Он показывает количество нарушенных звуков и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

Важно помнить, что индивидуальная коррекционная тетрадь является документом, который осуществляет преемственность между учителем-логопедом и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность педагогов, детей и их родителей в форме конкурса стихов "К нам весна шагает быстрыми шагами..."

В данном конкурсе  дети  логопедической группы  показали свои успехи в овладении правильной речью, продемонстрировали  свои творческие возможности; учитель - логопед смог закрепить...

Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»

Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»...

Совместная образовательная деятельность логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе «Превращение зимней варежки в веселого друга»

Наш детский сад пригласил курсантов учителей- логопедов на интегрированную образовательную деятельность «Превращение зимней варежки в веселого друга», где четко прослеживалась совместная р...

Постер -технология – одна из эффективных форм взаимодействия участников образовательных отношений

Постер -технология – одна из эффективных форм взаимодействия участников образовательных отношений...

Анализ совместной образовательной деятельности педагогов, детей и родителей (законных представителей) в форме литературной гостиной с детьми дошкольного возраста 5 – 6 лет на тему «Зима - Чародейка»

Анализ совместной образовательной деятельности педагогов, родителей(законных представителей) в форме литературной гостиной с детьми дошкольного возраста 5-6 лет на тему "Зима - Чародейка"...

Педагогический проект «Шаг навстречу» как эффективная форма взаимодействия участников образовательных отношений в группе детей со сложными дефектами

В статье представлен личный опытработы педагогов групп со сложными дефектами по реализации педагогического проекта "Шаг навстречу" (социализация детей с ОВЗ через создание интегративного теа...

Совместная образовательная деятельность педагогов, детей и родителей в режимных моментах в форме викторины на тему «Мы с музыкой друзья» в группе детей дошкольного возраста 5 – 6 лет

Цель: создать условия для обогащения детей новыми музыкальными впечатлениями, формирования музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке, вв...