Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата. Логопедические упражнения.
консультация по логопедии (старшая группа)

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshts_artikulyatsionno.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата. Логопедические упражнения.

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

1. "Рожицы".

Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.

2. Щелканье языком с широко открытым ртом.

Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.

3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.

Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.

4. Гимнастика для языка:

движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.

5. Повтори.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.

Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Скороговорки для занятий:

  • Утром, присев на пригорке,
    Учат сороки скороговорки.
    Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
    Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
  • Вез на горку Саня за собою сани.
    Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
  • Шел Егор через двор
    С топором чинить забор.
  • Как у нас семья большая
    Да веселая:
    Два у лавки стоят,
    Два учиться хотят,
    Два Степана у сметаны
    Объедаются,
    Две Дашки у кашки
    Питаются,
    Две Ульки в люльке,
    Одна Маша не наша,
    Да и та хороша.
  • Братья сеяли пшеницу,
    Да возили в град-столицу:
    Знать, столица та была
    Недалече от села.
  • Вот телеграмма от гиппопотама.
  • Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на лошадке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • По вторникам над мостовой
    Летал воздушный шар пустой.
  • У храпуна - хоромы дома.
    Храпит храпун в своих хоромах.
  • В океане плыл диван.
    А на нем лежал Иван.
    Так приятно в океане
    Плавать,
    Лежа на диване.
  • Вероника, Вероника,
    Вареников навари-ка.
    Варе и Валерику - по паре вареников.
    А Толе и Боре
    И того поболе!
  • Дорог Алику рогалик,
    Алле дал рогалик Алик,
    Галя Алика ругала -
    А рогалик ела Алла.
  • Дали Маше сыворотку из-под простокваши.
  • Сшит колпак, связан колпак,
    Да не по-колпаковски.

6. Жираф и мышонок.

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры:

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький.

(Повторить 6-8 раз.)

7. Игра "Лиса-Патрикеевна".

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры:

"Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Упражнения для развития мышц речевого аппарата"

Умение правильно и четко произносить звуки речи очень важное условие  для полноценного речевого развития ребенка. Развитие подвижности артикуляционного аппарата достигается через каждодневные упр...

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Упражнения для развития мышц речевого аппарата...

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»

Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов согласно ФГОС ОУ, которые способствуют её четкой и эффекти...

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

Представлены упражнения для развития мышц речевого аппарата....

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения) Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите,...

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)...

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»

                    Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование тради...