Консультация для родителей "Упражнения для развития мышц речевого аппарата"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Умение правильно и четко произносить звуки речи очень важное условие  для полноценного речевого развития ребенка. Развитие подвижности артикуляционного аппарата достигается через каждодневные упражнения  для артикуляционных мышц.  Выполняя движения плавно , ритмично, соблюдая одинаковое положение органов справа и слева, ребенок не только укрепит свои мышцы, отвечающие за работу речевых органов, но и  научится правильному звукопроизношению. Вашему вниманию предлагаются базовые артикуляционные упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для развития мышц

речевого аппарата

                                                                                                                                 Учитель-логопед  

                                                                                                  Ольга Николаевна Бельды

 .

        Умение правильно и четко произносить звуки речи очень важное условие  для полноценного речевого развития ребенка. Развитие подвижности артикуляционного аппарата достигается через каждодневные упражнения  для артикуляционных мышц.  Выполняя движения плавно , ритмично, соблюдая одинаковое положение органов справа и слева, ребенок не только укрепит свои мышцы, отвечающие за работу речевых органов, но и  научится правильному звукопроизношению. Вашему вниманию предлагаются базовые артикуляционные упражнения.

        Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно  и , желательно,  перед зеркалом, чтобы ребенок видел свою артикуляцию.

*****

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.

 Передние верхние и нижние зубы обнажены.

           Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
          Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

           Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
          Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

             Подражаю я слону -
            Губы хоботом тяну.
             А теперь их отпускаю
             И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

              Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
             А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

              На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
             И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

               Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

              Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
             И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

               Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
              И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

               Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
             Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

             Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.
            Ну-ка, горка, поднимись!

              Мы помчимся с горки вниз.
            Скатываются зубки с горочки.

Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек»

Эти волшебные трудные звуки.

Игры для развития речевого слуха

Составитель  О.Н.Бельды , учитель-логопед

                Мы, взрослые , не задумываемся, над тем, как звучат слова, а сразу воспринимаем его образ. А дети, которым предстоит окунуться в звуковое многобразие, далеко не всегда могут распознать слова, которые отличаются одним звуком или слогом.

                Фонематический или речевой слух - это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков-слов, фраз, текстов. Без умения сосредоточиться на звуках речи невозможно общаться.

                Сформированное фонематическое восприятие ребёнка-это залог четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, легкости овладения грамматическим строением языка, гарантия успешного освоения письма и чтения.

                Игры, которые мы предлагаем, помогут вашему ребенку научиться не только слышать звуки родного языка, но и научат его правильному восприятию.

Правильно или нет?

Выберите любую картинку,  воспользуйтесь иллюстрациями из детских книг, энциклопедий.

Показывайте ребенку картинку и сами называйте предмет, но хитрите-заменяйте первую букву (лобака, мобака, хобака, собака, фобака). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения слова.

Одинаковый звук

Предложите ребенку внимательно послушать и угадать ,какой одинаковый звук есть в словах:

-шуба, кошка, мышь;          

  -чай, дочь, мяч;

-борщ, ящик, щавель;            -коза, знак, избы.

Звуки шутят

Читая знакомые произведения, умышленно заменяйте звуки в словах. Например:

-Хвост с узорами, сапоги со шторами.(Русская народная песенка)

-Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.(Русская народная песенка)

-Мальчишек радостный народ

 Коньками звучно режет мед. (А. Пушкин)

-На пушистых детках снежною каймой

 Распустились кисти белой бахромой. ( С. Есенин)

-Эй,не стойте слишком близко.

 Я тигренок, а не миска. ( С. Маршак)

-Где обедал воробей? В зоопарке у дверей.(  С.Маршак)

                             

 «Кот и Кит» (Б. Заходер)

Жили-были КОТ и КИТ.

Кот-огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ  всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

КОТ плывет по океану.

КИТ из блюдца ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался,

Если ж был неравен спор-

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый КОТ ни кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину…

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его:

-Кис, кис!-Он охотно спрыгнет вниз.

Буква заблудилась

-Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»

-Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.

-На виду у детворы крысу красят маляры.

-Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.

-Писем мы не написали: тучку целый день искали.

-Сидит на грядке крепко оранжевая кепка.

-Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

-Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая , пушки.

-Жучка будку не доела, неохота, надоело.

-Я рубашку сшила шишке, я сошью ему штанишки.

-Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

-На поляне весной вырос зуб молодой.

-На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

-Синеет море перед нами, летают майки над волнами.

-Мишка дров не напилил-печку кепками топил.

Хитрые загадки или загадки-

         Все дети  любят отгадывать загадки, особенно те, ответы к которым можно подобрать с помощью рифмы. Предложите малышам отгадать загадки, в которых не стоит доверять рифме.

-Над лесной поляной долго слышался кошмар:

 Ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… (филин).

-К цветку приставишь ухо,а в нем жужжит, поет

 Старательная …(пчела) и собирает мед.

- Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем…(павлин).

-По сосне, как барабан, застучал в лесу…(дятел).

-Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая…(белка).

Загадки про сказочных героев

-Он пиявок добывал,

 Карабасу продавал,

 Весь пропах болотной тиной,

 Его звали …(Дуремар).

-В Простоквашино он жил

 И с Матроскиным дружил.

 Простоват он был немножко,

 Звали песика…(Шарик).

-Он гулял по лесу смело,

 Но лиса героя съела.

 На прощанье спел бедняжка.

 Его звали …(Колобок)

-Бедных кукол бьет и мучит,

 Ищет он волшебный ключик.

 У него ужасный вид,

 это доктор…(Карабас).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для родителей «Я со звуками дружу и красиво говорю»

Слайд 2

Заборчик Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, Свой заборчик покажи.

Слайд 3

Трубочка В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни.

Слайд 4

Заборчик - Трубочка Если наши губки улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губки узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке.

Слайд 5

Окошечко Рот открою я немножко, г убы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят и в окошечко глядят.

Слайд 6

Лопатка Мы копали, мы устали, Язык в лопатку превращали. Пусть язык наш отдохнёт, И опять копать начнет.

Слайд 7

Иголочка Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать.

Слайд 8

Часики Ходит мятник в часах: Влево - тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: Тик и так, тик и так?

Слайд 9

На веселые качели Таня и Никита сели. Опустились вниз качели, А потом наверх взлетели. Вместе с птицами, наверно, Улететь они хотели.

Слайд 10

Хомяк Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках.

Слайд 11

Чистим зубки Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Слайд 12

Горка Язычок за зубки опускается, Его кончик к зубкам прижимается. Спинка сильно-сильно выгибается- Вот какая горка получается!

Слайд 13

Загони мяч в ворота Кончилось уже безделье, Будет языку веселье, Будем с ним сейчас играть, Мяч в ворота забивать. Носик глубоко вдыхает, Язык на губке притихает, Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем, Мяч в ворота забиваем.

Слайд 14

Вкусное варенье Каждый раз по воскресеньям Мы едим с тобой варенье. Верхнюю губу вареньем Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем.

Слайд 15

чашечка Будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!

Слайд 16

Пароход Пароходик небольшой, Зато смелый он какой: Ему волны не страшны, Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

Слайд 17

Маляр Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад — Наш маляр работе рад.

Слайд 18

Барабанщик В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, « Д-д-д-д » застучали.

Слайд 19

Лошадки Цок-цок-цок по мостовой- Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее.

Слайд 20

Грибок Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы вырос наш грибок, Подними вверх язычок.

Слайд 21

Гармошка На гармошке чтоб сыграть, Нужно челюсть опускать, Язычок не отрываем, Очень здорово играем.

Слайд 22

Использованные источники Стихотворный текст: Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика - СПб.: ЛИТЕРА, 2005 http://nsportal.ru/smirnova-elena-borisovna " http://www.logoped.ru/rubcof01.htm http://1logoped7gruppa.ucoz.ru/index/artikuljacionnaja_gimnastika_v_stikhakh/0-41 В презентации использовались картинки из следующих источников: Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003. Детское лото в картинках. М., 2008 «Мозаика – Синтез» - лопатка З.Петрова. Обложка книги «Качели» - качели http:// images . yandex . ru / - гармошка, маляр, пароход, горка, чистим зубки, окошечко http://gallery.forum-grad.ru/ - чашечка prodfood.ru – вкусное варенье http://lifehamster.ucoz.ru/- хомяк http://wiki.syktsu.ru/ - барабанщик iohanga.ru – иголочка suveni.ru – труба logolife.ru – индюшка - болтушка http://www.moi-detki.ru/ - грибок авторские фотографии – заборчик, лошадка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Упражнения для развития мышц речевого аппарата...

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»

Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов согласно ФГОС ОУ, которые способствуют её четкой и эффекти...

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

Представлены упражнения для развития мышц речевого аппарата....

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»

                    Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование тради...

Развитие мышц речевого аппарата

Развитие мышц речевого аппарата....

Неспецифические упражнения на развитие мышц речевого аппарата и дыхания.

Неспецифические упражнения на развитие мышц речевого аппарата и дыхания...

РАЗВИТИЕ МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ( НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЕ)

Неспецифическое развитие мышц речевого аппарата детей....