Консультация для родителей "Упражнения для развития мышц речевого аппарата"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Умение правильно и четко произносить звуки речи очень важное условие для полноценного речевого развития ребенка. Развитие подвижности артикуляционного аппарата достигается через каждодневные упражнения для артикуляционных мышц. Выполняя движения плавно , ритмично, соблюдая одинаковое положение органов справа и слева, ребенок не только укрепит свои мышцы, отвечающие за работу речевых органов, но и научится правильному звукопроизношению. Вашему вниманию предлагаются базовые артикуляционные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_uprazhneniya_dlya_razvitiya_myshts_rechevogo_apparata.doc | 36 КБ |
eti_volshebnye_trudnye_zvuki.docx | 86.63 КБ |
Артикуляционная гимнастика | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития мышц
речевого аппарата
Учитель-логопед
Ольга Николаевна Бельды
.
Умение правильно и четко произносить звуки речи очень важное условие для полноценного речевого развития ребенка. Развитие подвижности артикуляционного аппарата достигается через каждодневные упражнения для артикуляционных мышц. Выполняя движения плавно , ритмично, соблюдая одинаковое положение органов справа и слева, ребенок не только укрепит свои мышцы, отвечающие за работу речевых органов, но и научится правильному звукопроизношению. Вашему вниманию предлагаются базовые артикуляционные упражнения.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно и , желательно, перед зеркалом, чтобы ребенок видел свою артикуляцию.
*****
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.
Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек»
Эти волшебные трудные звуки.
Игры для развития речевого слуха
Составитель О.Н.Бельды , учитель-логопед
Мы, взрослые , не задумываемся, над тем, как звучат слова, а сразу воспринимаем его образ. А дети, которым предстоит окунуться в звуковое многобразие, далеко не всегда могут распознать слова, которые отличаются одним звуком или слогом.
Фонематический или речевой слух - это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков-слов, фраз, текстов. Без умения сосредоточиться на звуках речи невозможно общаться.
Сформированное фонематическое восприятие ребёнка-это залог четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, легкости овладения грамматическим строением языка, гарантия успешного освоения письма и чтения.
Игры, которые мы предлагаем, помогут вашему ребенку научиться не только слышать звуки родного языка, но и научат его правильному восприятию.
Правильно или нет?
Выберите любую картинку, воспользуйтесь иллюстрациями из детских книг, энциклопедий.
Показывайте ребенку картинку и сами называйте предмет, но хитрите-заменяйте первую букву (лобака, мобака, хобака, собака, фобака). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения слова.
Одинаковый звук
Предложите ребенку внимательно послушать и угадать ,какой одинаковый звук есть в словах:
-шуба, кошка, мышь;
-чай, дочь, мяч;
-борщ, ящик, щавель; -коза, знак, избы.
Звуки шутят
Читая знакомые произведения, умышленно заменяйте звуки в словах. Например:
-Хвост с узорами, сапоги со шторами.(Русская народная песенка)
-Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.(Русская народная песенка)
-Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мед. (А. Пушкин)
-На пушистых детках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. ( С. Есенин)
-Эй,не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска. ( С. Маршак)
-Где обедал воробей? В зоопарке у дверей.( С.Маршак)
«Кот и Кит» (Б. Заходер)
Жили-были КОТ и КИТ.
Кот-огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит.
КОТ плывет по океану.
КИТ из блюдца ест сметану.
Ловит КИТ мышей на суше.
КОТ на море бьет баклуши!
КИТ царапался, кусался,
Если ж был неравен спор-
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ ни кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит в глубину…
КИТ любил залезть повыше.
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его:
-Кис, кис!-Он охотно спрыгнет вниз.
Буква заблудилась
-Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
-Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
-На виду у детворы крысу красят маляры.
-Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.
-Писем мы не написали: тучку целый день искали.
-Сидит на грядке крепко оранжевая кепка.
-Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.
-Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая , пушки.
-Жучка будку не доела, неохота, надоело.
-Я рубашку сшила шишке, я сошью ему штанишки.
-Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
-На поляне весной вырос зуб молодой.
-На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
-Синеет море перед нами, летают майки над волнами.
-Мишка дров не напилил-печку кепками топил.
Хитрые загадки или загадки-
Все дети любят отгадывать загадки, особенно те, ответы к которым можно подобрать с помощью рифмы. Предложите малышам отгадать загадки, в которых не стоит доверять рифме.
-Над лесной поляной долго слышался кошмар:
Ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… (филин).
-К цветку приставишь ухо,а в нем жужжит, поет
Старательная …(пчела) и собирает мед.
- Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем…(павлин).
-По сосне, как барабан, застучал в лесу…(дятел).
-Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая…(белка).
Загадки про сказочных героев
-Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали …(Дуремар).
-В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко,
Звали песика…(Шарик).
-Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали …(Колобок)
-Бедных кукол бьет и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
это доктор…(Карабас).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заборчик Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, Свой заборчик покажи.
Трубочка В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни.
Заборчик - Трубочка Если наши губки улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губки узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке.
Окошечко Рот открою я немножко, г убы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят и в окошечко глядят.
Лопатка Мы копали, мы устали, Язык в лопатку превращали. Пусть язык наш отдохнёт, И опять копать начнет.
Иголочка Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать.
Часики Ходит мятник в часах: Влево - тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: Тик и так, тик и так?
На веселые качели Таня и Никита сели. Опустились вниз качели, А потом наверх взлетели. Вместе с птицами, наверно, Улететь они хотели.
Хомяк Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках.
Чистим зубки Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.
Горка Язычок за зубки опускается, Его кончик к зубкам прижимается. Спинка сильно-сильно выгибается- Вот какая горка получается!
Загони мяч в ворота Кончилось уже безделье, Будет языку веселье, Будем с ним сейчас играть, Мяч в ворота забивать. Носик глубоко вдыхает, Язык на губке притихает, Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем, Мяч в ворота забиваем.
Вкусное варенье Каждый раз по воскресеньям Мы едим с тобой варенье. Верхнюю губу вареньем Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем.
чашечка Будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!
Пароход Пароходик небольшой, Зато смелый он какой: Ему волны не страшны, Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!
Маляр Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад — Наш маляр работе рад.
Барабанщик В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, « Д-д-д-д » застучали.
Лошадки Цок-цок-цок по мостовой- Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее.
Грибок Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы вырос наш грибок, Подними вверх язычок.
Гармошка На гармошке чтоб сыграть, Нужно челюсть опускать, Язычок не отрываем, Очень здорово играем.
Использованные источники Стихотворный текст: Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика - СПб.: ЛИТЕРА, 2005 http://nsportal.ru/smirnova-elena-borisovna " http://www.logoped.ru/rubcof01.htm http://1logoped7gruppa.ucoz.ru/index/artikuljacionnaja_gimnastika_v_stikhakh/0-41 В презентации использовались картинки из следующих источников: Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003. Детское лото в картинках. М., 2008 «Мозаика – Синтез» - лопатка З.Петрова. Обложка книги «Качели» - качели http:// images . yandex . ru / - гармошка, маляр, пароход, горка, чистим зубки, окошечко http://gallery.forum-grad.ru/ - чашечка prodfood.ru – вкусное варенье http://lifehamster.ucoz.ru/- хомяк http://wiki.syktsu.ru/ - барабанщик iohanga.ru – иголочка suveni.ru – труба logolife.ru – индюшка - болтушка http://www.moi-detki.ru/ - грибок авторские фотографии – заборчик, лошадка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития мышц речевого аппарата
Упражнения для развития мышц речевого аппарата...
«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»
Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов согласно ФГОС ОУ, которые способствуют её четкой и эффекти...
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
Представлены упражнения для развития мышц речевого аппарата....
«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»
Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование тради...
Развитие мышц речевого аппарата
Развитие мышц речевого аппарата....
Неспецифические упражнения на развитие мышц речевого аппарата и дыхания.
Неспецифические упражнения на развитие мышц речевого аппарата и дыхания...
РАЗВИТИЕ МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ( НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЕ)
Неспецифическое развитие мышц речевого аппарата детей....