Консультация для родителей «Логопункт и мы»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Цель: познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми в условиях логопункта; дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.
Оборудование: пособия по развитию речевого дыхания, мелкой моторики кистей рук; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха грамматического строя речи; логопедические альбомы, тетради, книги.
Что такое логопункт?
И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт в детском саду. Что это такое?
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopunkt_i_my.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты. Должность учителя-логопеда вводится в штатное расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения. График работы и расписание занятий утверждается заведующей дошкольным образовательным учреждением. Список детей на оказание логопедической помощи детям утверждается заведующим ДОУ, руководителем ПМПК.
Целью работы логопункта в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет.
Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:
формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
привитие детям навыков коммуникативного общения;
решение задач социального и речевого развития.
В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 25 человек. В первую очередь в список включаются дети шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются дети пятилетнего возраста.
Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия кратковременные (20 мин.), 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:
-подготовительный,
-постановка звука,
-автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
-этап дифференциации.
1. Подготовительный этап. Цель этого этапа — подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
— формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
— формирование направленной воздушной струи;
— развитие мелкой моторики рук;
— развитие фонематического слуха;
— отработка опорных звуков.
2. Этап постановки звука. Цель этого этапа — добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
3. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
4. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.
На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР;
нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом
У детей, имеющих ФФНР:
один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
сложные звуки заменяются простыми;
наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.
При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
Формирование произносительных навыков;
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования.
Почему логопеду нужна помощь родителей?
Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс более эффективным, поскольку
-уменьшается срок коррекции речевых нарушений
-более прочно закрепляются полученные навыки
-весь процесс коррекции проходит для ребенка легко.
Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
-выполнять все рекомендации логопеда;
-выполнять лечение, назначенное неврологом;
-обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
-выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
-осуществлять контроль за речью ребенка.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей)
"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей). В данном материале освещены цель, задачи логопедической работы; содержание...
Консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ: "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе" ( Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)
Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Материал консультации знакомит родителей с офсновными формами коррекционно-л...
Консультация для родителей детей, посещающих логопункт, на тему: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»
Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Задачи родителе...
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
Консультация для родителей "Логопункт и мы"
Данная статья поможет родителям старших дошкольников грамотно и своевременно оказать посильную помощь своим детям и адекватно оценивать речевой дефект ребёнка....
Консультация для родителей. Основные направления работы логопункта на 2014-2015 уч.г. Артикуляционная гимнастика.
Консультация для родителей о необходимости играть вместе с ребенком для достижения наилучшего результата. О собственных наработках и игровых приемах артикуляционной гимнастики....
консультация для родителей "Что такое логопункт?"
Материал для уголка логопеда, поясняющий родителям "что такое логопункт"...
- Мне нравится (1)