"Вирусы вокруг нас"
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)

Анисимова Оксана Владимировна

Вирусы и микробы вокруг нас.

Тип занятия: интегрированное подгрупповое

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей о здоровом образе жизни дошкольников, по средствам познавательно – экспериментированой деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virusy_vokrug_nas.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Алёнушка»

«Вирусы и микробы вокруг нас».

Интегрированное подгрупповое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности

               Провел:

  Учитель-логопед высшей категории

                               Анисимова О.В.

                                                          Дети подготовительной группы

                                                               компенсирующей направленности

г. Зверево

2021г.

Вирусы и микробы вокруг нас.

Тип занятия: интегрированное подгрупповое

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей о здоровом образе жизни дошкольников, по средствам познавательно – экспериментированой деятельности. 

Задачи:

Образовательная:

  • Продолжать формирование у детей элементарных представлений о микробах и вирусах, о мерах защиты от инфекции. Рассмотреть возможные ситуации, опасные для здоровья.
  • Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми, формировать потребность делиться своими впечатлениями, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развивающая:

  • Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к экспериментированию, анализировать результаты; развивать внимание, инициативу и самостоятельность детей, умение применять имеющиеся знание в практических ситуациях.

Коррекционно–развивающая:

  • Развитие произвольности психических процессов.
  • Развитие качеств внимания и восприятия.
  • Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие пространственных и временных ориентировок.
  • Развитие личностных особенностей, навыков коллективного взаимодействия.

Воспитательная

  • Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.
  • Воспитание интереса к познавательной деятельности

Словарная работа: Развивать устную речь детей, упражнять в употреблении и глаголов, характеризующих свойства.

Активизировать словарь детей – вводить в словарь детей существительные: вирус, микроб, микроскоп, лаборатория.

Планируемые результаты: могут поддерживать беседу о вирусах и микробах, о здоровом образе жизни, сопровождаю эмоциональной речью, рассуждать, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции.(интерес, радость)

Методы и приемы: практические, игровые, наглядные и словесные: художественное слово, беседы о здоровом образе жизни, массаж, создание проблемной ситуации, дидактическая игра, подведение итогов.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о здоровье, выполнение лечебного массажа, лечебной гимнастики (стопа), пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Ходьба по дорожкам «здоровья».

Индивидуальная работа:

Отрабатывать слоговую структуру слов – микроском, эксперимент.

Материалы и оборудование:

Раздаточный материал: микробы

Демонстрационный материал: Презентация «Микробы» , мультфильм  Фиксики – «Микробы», «Вирус».

Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Обратная связь: осуществляется через постановку  вопрос, индивидуальную помощь.

Контроль и коррекция: Идут сразу же, корректируются  ошибки при помощи  косвенных вопрос и объяснений.

СЛАЙД № 1 заставка

ХОД ЗАНЯТИЯ:

СЛАЙД № 2

  1. Организационный момент:

(психологический настрой 1 мин.)

Логопед: Всем, всем, всем, доброе утро. Настал новый день. И я рада вас всех видеть. Ребята к нам сегодня пришли, гости давайте поздороваемся, улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение, а заодно и поздороваемся друг с другом

Логопед: 

И скорей вставайте в круг.

Игра «Теплые ладошки».

(выполнять в соответствии с текстом каждое упр. по 3 раза)

-Ребята, покажите мне свои ладошки.

- Разотру ладошки сильнее, сильнее,  и умоемся теплом, смелее, смелее.

Разотрем мы лоб (двумя пальцами выполняют массаж лба)
Нос, крылья носа в одну сторону, в другую
.

(движение в соответствии с текстом, по 3 раза)

Губки наши грустные, а теперь веселые.

Щечки трем, трем, трем - будем мы красивые как саду цветочки

Ушки лепим, лепим, лепим,  сверху вниз, снизу вверх.

А теперь сложили ушки, разложили.

Шейку гладим, грудку трем.

И немножко отдохнем!

Фоноритмика.

А-О-У-И -

БУДЕМ ВСЕ ЗДОРОВЫМИ

Логопед: А знаете, вы не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали «здравствуйте».

Я надеюсь, у вас у всех хорошее настроение и мы продолжим.

СЛАЙД № 3

  1. Постановка проблемы, создание мотивации детей.

Логопед:

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас:

(Логопед берет книгу с полки «Древопознание»): в этой книге есть интересная статья про микробы и вирусы. Ребята вы знаете кто это такие?

- А кто знает- что такое микроб?
Ответы…..

«Микроб – это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей.
Всех страшных болезней причина – микроб,
А разглядишь его лишь в микроскоп».

Логопед: Кстати ребята, а вы знаете, что такое микроскоп? (ответы детей)

Микроскоп – это оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Логопед: Послушайте захватывающую историю!(дети садятся на стулья)

 «Жил да был на свете самый главный вирус-вредилус. Царь всех вирусов. И армия у него была, и корона, и трон...»

СЛАЙД № 4

Видео начинается с 3:37 "Микробы очень маленькие существа"


Логопед: Совсем недавно у нас тоже появился новый вирус. Кто, знает, как он называется? (ответы детей - КОРОНОВИРУС) Чего боится этот вирус? Что нам необходимо соблюдать, чтобы не заболеть?(ответы детей)

После просмотра мультфильма наши глаза устали, пора сделать гимнастику для глаз.

СЛАЙД № 5

Гимнастика для глаз

Раз –налево, два – направо, 
Три –наверх, четыре - вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 

Логопед: А где о микробах и вирусах можно узнать подробно? (рассуждение детей, в лаборатории)

- А вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория – это специальное место, где проводятся опыты и эксперименты)

Логопед: Отправляемся в лабораторию

Глазки закрываем

И себе мы представляем

Мы ученые уже..

1, 2, 3,вокруг себя обернись в лаборатории окажись (глазки открываем)

СЛАЙД № 6

Логопед:Сейчас мы с вами пройдем в нашу научную лабораторию.

- Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, работая в лаборатории?

(ответы детей. Быть аккуратными не спешить, внимательно слушать, не перебивать друг друга, работать сообща, точно выполнять указания, не толкаться и соблюдать тишину, аккуратно работать с оборудованием, в конце опытов делать вывод. Дети одевают белые халаты).

Предлагаю провести эксперимент (Эксперимент - новое слово).

Логопед:Действительно, микробы очень маленькие. Хотите посмотреть, как передаются микробы, если мы не моем руки?

(логопед наносит на свои ладони муку, а потом играет в кругу с детьми в ладошки, после игры дети вытирают ладошки влажными салфетками).

Раз ладошка, два ладошка

Поиграем мы немножко.


Логопед: Посмотрите на свои ладошки, что вы видите? Они испачкались! Почему? (ответы детей) 

Логопед: Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие нас предметы, то микробы попадают на наши руки, а потом к нам в рот!(дети влажными салфетками вытирают руки)

СЛАЙД № 7

Физкультминутка: «Умывалочка» (Су-Джок)

Наши грязные ладошки(дети показывают ладошки)

Будем мылом дружно мыть(мылят)

Мылим, мылим, мылим, мылим.

Сколько пены – посмотри!(показывают)

Между пальцев тоже моем(мяч в ладошках, пальцы скрещены)

Все микробы удалим

И прозрачною водичкой (поглаживающие движения мячом по рукам)

Ручки наши освежим(похлопывающие движения по рукам мячом)

Смоем мыло, смоем пену(поглаживающие движения мячом по рукам)

Полотенцем промокнем(промокающими движениями)

Только с чистыми руками(показывают)

Кушать и играть пойдем!


Логопед:  Я вам ребята говорила, что микробы и вирусы, живые существа. И как нам это проверить. (рассуждение детей) Я предлагаю в этом убедиться. Посмотреть в микроскоп и сказать, что вы там увидели. А теперь взять микроб рассмотреть его в увеличительное стекла, а теперь зажать его в ладошке, и понаблюдать, что с ним произойдет? (рассуждение детей)

Логопед:Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.Мы устали мы трудились

СЛАЙД № 8

Дыхательная гимнастика

Носом вдох

А выдох ртом

Дышим глубже не спеша

Вдох и выдох.

Правую руку на грудь, левую на живот:
глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.

Разминка «Мы устали засиделись…»

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(дети потягиваются)

Вправо, влево повернись

(повороты)

На соседа оглянись.

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

(круговые движения головы)

Мы ногами – топ – топ,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик.

(движение в соответствии с текстом)

Раз – сюда, два – сюда,

(наклоны)

Повернись вокруг себя.

Сели – встали,

Сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

(прыжки)

Словно вышли на парад,

(шагают на месте)

Раз – два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Логопед:В лаборатории все свои исследования лаборанты записывают в электронный журнал. (логопед пытается включить компьютер, но нечего не работает, идут помехи)

СЛАЙД № 9

Логопед: Ребята, как вы думаете, что случилось? (рассуждение детей)

Логопед: В компьютер попал вирус? И что нам делать, как лечить?(рассуждение детей)

Логопед: Ребята, а вы знаете, что такое компьютерный ВИРУС? (ответы детей)

СЛАЙД № 10

Голос - Вирус: «Хотели поиграть? Не поиграете. Я заблокировал ваш компьютер, заколдовал все их части. Ха-ха-ха. Чтобы разблокировать их, вы должны выполнить задания. Вот сейчас и посмотрим,  как вы справитесь! »

Логопед: Не расстраивайтесь, ребята.

Я предлагаю сначала разобраться, что же это «компьютерный вирус».

(Демонстрация мульт- ролика или рассказ.)

Компьютерный вирус — это специальная программа, Способная самопроизвольно присоединяться к другим программам и при запуске последних выполнять различные нежелательные действия: порчу файлов и каталогов; искажение результатов вычислений; засорение или стирание памяти; создание помех в работе компьютера.

СЛАЙД № 11

Логопед: Компьютерный вирус испортил все файлы. Что нам делать? (рассуждение детей)У меня есть флэшка с Антивирусом, но она сломалась.

(картинка с изображением флэшки с надписью Антивирус)

Логопед: Ну, что ребята попробуем выполнить задания? (дети собирают слово Антивирус)

СЛАЙД № 12

Логопед: Какое слово получилось? (ответы детей, ребенок читает слово Антивирус)

СЛАЙД № 13

Логопед:Внимание на экран.

 - Посмотрите как рад наш компьютер. Он полностью восстановил свою программу и с нашей помощью избавился от вируса.

СЛАЙД № 14 Игра

Логопед: Давайте занесем наши данные по исследованию микробов в электронный журнал. (интерактивная игра про вирус)

СЛАЙД № 15

Релаксация:

Логопед: Наше сегодняшнее увлекательное путешествие в лабораторию  подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу.(дети снимают халаты)

Раз, два, три

Вокруг себя обернись в группе окажись.

Этюд «Дружба»

- Давайте еще раз возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, скажите, что вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Что вас порадовало? Что огорчило? Какие задания вы выполняли? Что для вас было самым трудным?

СЛАЙД № 16

А сейчас послушайте небольшой совет от Дедуса и Маси (мамы  Фиксиков). (герой из мультфильма «Фиксики»)

Видеофрагмент.

Литература:

  1. Журнал Логопед 2011г. № 2
  2. Мультфильмы Фиксики – «Микробы», «Вирус».
  3. Мультфильм Малышарики «Лови его».
  4. Мультфильм КомандаДино «Микробы атакуют».
  5. Интернет ресурсы

Самоанализ подгруппового занятия «Вирусы и микробы вокруг нас»

На занятии присутствовали дети подготовительной группы компенсирующей направленности в количестве 5-6 детей с диагнозом ОНР 3 ур., один ребенок ОНР 2 ур. дизартрия.

Технологии, использованные на занятии: здоровье сберегающие, развивающие, информационные.

Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей о здоровом образе жизнидошкольников, , по средствам познавательно – экспериментированой деятельности. 

Задачи:

Образовательная:

  • Продолжать формирование у детей элементарных представлений о микробах и вирусах, о мерах защиты от инфекции. Рассмотреть возможные ситуации, опасные для здоровья.
  • Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми, формировать потребность делиться своими впечатлениями, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развивающая:

  • Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к экспериментированию, анализировать результаты; развивать внимание, инициативу и самостоятельность детей, умение применять имеющиеся знание в практических ситуациях.

Коррекционно–развивающая:

  • Развитие произвольности психических процессов.
  • Развитие качеств внимания и восприятия.
  • Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие пространственных и временных ориентировок.
  • Развитие личностных особенностей, навыков коллективного взаимодействия.

Воспитательная

  • Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.
  • Воспитание интереса к познавательной деятельности

Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-путешествие, что, позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность.

Организационный момент был направлен на психологический настрой детей и развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между педагогом и детьми.

На своем занятии я использовала различные технологии:

- Игровые технологии: всё занятие – это игра детей и игровые поручения на разных этапах.

-Здоровьесберегающие: соблюдала смену деятельности детей, артикуляционная и дыхательная гимнастики, динамические паузы, гимнастика для глаз.

-Информационно-коммуникативные: использовала технические средства для показа презентаций к занятию.

- Проблемное обучение: проблемные ситуации; постановка вопросов, требующих находить решение (игра «Ладошка», Электронная игра: «Вирус», собери слово «Антивирус»)

Содержание основной части было подчиненно решению задач занятия.

Поставленные задачи решались путем применения наглядных методов (различные предметы, видео-демонстрация); словесных (объяснение в сочетание с показом, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, поощрения); и практических методов (деятельность детей).

Таким образом, для активной речевой деятельности были созданы все условия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.

Занятие строила как увлекательную игровую деятельность. В Лаборатории дети выполнял различные задания, знакомясь с её окружающим миром, и микробами. Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность и сохранила интерес на протяжении всего занятия.

В ходе работы процесс обучения превратился в интересную игру. Сюрпризный момент, игровые приёмы, занимательная форма занятия - всё это способствовало повышению познавательной активности и формированию мотивации к выполнению заданий.

При проведении занятия большое значение мною придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала игра «Ладошки», затем рассматривали микробов в увеличительное стекло, в микроскоп, интерактивная игра и, наконец, собрали слово «Антивирус».

Все этапы занятия были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и цели занятия.

Я считаю, что с помощью внесения на занятие необычной книги, мне удалось увлечь воспитанников в увлекательное путешествие и выполнении заданий.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость: была включена динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение «Носом вдох». Для получения более высоких результатов деятельности мною были использованы разнообразные материалы: наглядный материал, дидактический (микробы), разрезная картинка в видепазла (антивирус). Просмотр фрагмента мультфильма.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия я активизировала речевую деятельность воспитанников: предлагались задания побуждающие к активации речи, диалога друг с другом.

Считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.

Временное соотношение этапов занятия определено оптимально и адекватно.

Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Микробы и вирусы вокруг нас!"

Проект "Микробы и вирусы вокруг нас!"...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Вирусы и микробы вокруг нас"

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Вирусы и микробы вокруг нас"...

Что такое COVID-19? Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены в 2 подсемейства. Они могут заражать не только человека, но и животных – кошек, собак, птиц, свиней и крупный рогатый скот. Новый вид вируса C

Что такое коронавирусы? Коронавирусы — это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях могут передаваться человеку. Обычно заболевани...

ПРОЕКТ «Микробы и вирусы вокруг нас» в группе общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Жизнь человека неотделима от микробов. Мы живем с ними взаимосвязано, используем свойства полезных и,...

Консультация для родителей "Микробы и Вирусы- ужасные вредирусы ИЛИ КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О МИКРОБАХ, ВИРУСАХ И О ТОМ, КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ"

           Консультация для родителей   "Микробы и Вирусы-ужасные вредирусыилиКАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О микробах, ВИРУСАХ И О ТОМ, КАК С НИМИ БО...

ПРОЕКТ : «Микробы и вирусы вокруг нас.» Средняя группа

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Жизнь человека неотделима от микробов. Мы живем с ними взаимосвязано, используем свойства полезных и,...

Образовательный проект "Вирусы вокруг нас"

Образовательный проект в подготовительной к школе группы на тему "Вирусы вокруг нас"Цель проекта:Формирование  осознанного  отношения к своему здоровью, потребности к здоровому обр...