социализация детей в доу 2023-2024г.
учебно-методический материал по логопедии
Социализация детей в ДОУ 2023-2024гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_v_dou_23-24.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
Деятельность учителя-логопеда
в области социализации воспитанников
Подготовила учитель-логопед Колчинская О.С.
2022г.
На протяжении всей коррекционной работы в нашем детском саду создаются условия для социализации детей с нарушениями речи. В настоящее время контингент детей в нашем ДОУ достаточно разнообразен по уровню речевого развития. Нарушение речи – одна из причин, мешающая социализации ребёнка. На момент вступления детей в период старшего дошкольного возраста, больше половины всех воспитанников имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничение в их социализации.
Прежде, чем преступить к работе по коррекции речевых нарушений у детей, провожу обследование каждого ребёнка, опираясь на технологию Грибовой, собираю анамнез, беседую с родителями и педагогами ДОУ. Все данные заносятся в речевую карту ребёнка. Затем на основе полученных данных обследования совместно с педагогом – психологом ДОУ составляем социальный паспорт на каждого ребёнка.
Такая система работы помогает мне определить цели и задачи коррекционной работы. При проведении диагностики нами проводится обследование детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития, по трем параметрам процесса социализации – самооценка, социальный статус в группе и усвоение социальных норм. При изучении процесса социализации используется следующая методика:
Методика «Лесенка» (Щур В.Г.)
Цель: исследование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.
Возраст применения: с 5 лет.
Процедура проведения: Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и дают инструкцию.
ИНСТРУКЦИЯ:
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, воспитатель».
Примечание к инструкции.
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.
№ | Способ выполнения задания | Тип самооценки |
1 | 2 | 3 |
1 | Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». | Неадекватно завышенная самооценка. |
2 | После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». | Завышенная самооценка |
3 | Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. | Адекватная самооценка |
4 | Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». | Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Качественный анализ методики.
- Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
- Неблагоприятный вариант - дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя.
- Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
- Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует: об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»); о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).
Качественные результаты деятельности.
Количество испытуемых-32 ребенка
Первичная диагностика (количество детей) | Заключительная диагностика (количество детей) | |
Неадекватно завышенная самооценка | 2 | 2 |
Завышенная самооценка | 7 | 5 |
Адекватная самооценка | 15 | 21 |
Заниженная самооценка | 8 | 4 |
Результаты исследования показывают, что дети, имеющие нарушения речи испытывают определенные трудности в усвоении социальных норм, приводит к затруднению процесса общения, к нарушению связей с социальным окружением, культурой, как одними из главных источников развития.
Далее нашем детском саду для социализации детей с нарушениями речи я стараюсь создавать определённые условия для того, чтобы ребёнок мог постепенно, плавно входить в среду сверстников, мог спокойно общаться с детьми и взрослыми:
• Занимаю позицию сотрудничества, помогая тем самым детям пережить реальность освоения мира, построить в нём свои отношения с другими людьми;
• Среда логопедического кабинета и группы наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными и подобранными с чёткой целью, социальны при первом же приближении;
• Провожу индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, направленные на устранение речевых нарушений;
• Провожу совместные мероприятия с педагогом – психологом, музыкальным руководителем, воспитателем :
- Включение детей в театрализованную деятельность;
- Совместные занятия;
- Участие в развлечениях, утренниках;
- Проведение экскурсий в школу и т. д. ;
• Оказываю консультации и провожу занятия по коррекции речи на консультативном пункте ДОУ;
• Просвещаю воспитателей и родителей, организую совместную деятельность по вопросам социализации ребёнка с речевыми нарушениями;
• Участвуем с детьми в конкурсах и смотрах различных видов деятельности дошкольников.
Данная работа по социализации проводится логопедом, воспитателями, педагогом - психологом и родителями в тесном содружестве, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.
В результате моей многолетней практики при систематическом индивидуальном подходе, при использовании специальных коррекционных приёмов и методов работы, во взаимосвязи с родителями, воспитателями, другими узкими специалистами, у моих воспитанников формируется красивая и грамматически правильная речь. Именно такая речь позволяет пройти этап социализации в детском саду, затем в школе, а также достичь результатов в профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы» на 2023-2024г
изучетие влияние развитие интелектуальных способностей старших дошкольников....
План по самообразованию на 2023-2024г по теме: «Формирование экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Актуальность:Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития д...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования» в подготовительной группе на 2023-2024г
План работы по самообразованию...
План работы по самообразованию на 2023-2024г "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста".
План работы по саообразованию....
Рабочая программа в разновозрастной группе для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (с 3 до 6 лет) 2023-2024г
Рабочая программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи предназначена для педагогов группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (3 -5 лет) муниципального бюдж...
Курсы для родителей и детей по основам детской психологии и педагогики в ДОУ 2023-2024г
Приказ о проведении курсов для родителей и детей по основам детской психологии и педагогики в ДОУ 2023-2024г...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников». (2023-2024г)
Цель технологии «Дети волонтёры»: - Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциало...