Консультация для родителей "Критерии развития речи в дошкольном возрасте"
консультация по логопедии

Гордейчук Элина Анатольевна

 

Консультация для родителей

«Критерии развития речи в дошкольном возрасте»

   

 

 

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  • обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
  • устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

  • наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  • рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
  • показа фильмов и последующего обсуждения;
  • чтения художественных произведений;
  • дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Литература

  1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с. 
  2. Куцина Е.В., Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. В 3-х частях. – Ект.: Литур, 2016. – 32 с.
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М.: Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.
  4. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.
  5. Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_razvitiya_rechi_v_doshkolnom_vozraste.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Критерии развития речи в дошкольном возрасте»

   

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  • обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
  • устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

  • наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  • рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
  • показа фильмов и последующего обсуждения;
  • чтения художественных произведений;
  • дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Литература

  1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с. 
  2. Куцина Е.В., Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. В 3-х частях. – Ект.: Литур, 2016. – 32 с.
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М.: Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.
  4. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.
  5. Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста".

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являют...

Консультация для родителей " Развитии речи детей дошкольного возраста с помощью сказки"

    Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию восп...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

Консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Развитие речи у детей дошкольного возраста очень индивидуальны. Что является важным для ребёнка, если он имеет какие - либо затруднения в разговорной речи, а также рассмотрим как улучшить разговорную ...