Диагностика творческих способностей детей 22-23
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Колчинская Ольга Сергеевна

Диагностика творческих способностей детей 22-23

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_tvorcheskih_sposobnostey_detey_22-23.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста

Провела учитель-логопед Колчинская О.С.

2022-2023 год

Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить...».

В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), - всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале.

Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий, игр;

- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

Творчески одарённые дошкольники могут проявлять большой интерес к различным видам занятий и игр, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить – открыть, создать что-то новое. Как правило, такие дети с радостью и большой увлечённость занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией и за сведениями, как эту информацию получить. Такие дети целеустремлённы и настойчивы в осуществлении задуманного, их полностью поглощает сам процесс творчества.

На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж.Рензулли и Р.Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам:

1.​ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

2.​ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

3.​ Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;

4.​ Склонен к рискованным действиям;

5.​ Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

6.​ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

7.​ Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

8.​ Нонконформист, не боится отличаться от других;

9.​ Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию предметов.

Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка. Если при этом расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о раскрытии творческого потенциала ребёнка.

Комплексность, многогранность понятия творчества предполагает и комплексный подход к его диагностике. Выделение одной какой-либо характеристики или качества, а также использование одного какого-то диагностического метода недостаточно для объективной и точной оценки способностей ребёнка.

Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.

Особенности диагностики:

*Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.

*Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.

*Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.

*Игра, тренинги являются основными методами.

*Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.

*Снят лимит времени.

Основные показатели при диагностировании:

-Беглость.

-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему).

-Оригинальность (стандартный ответ или нет).

-Устойчивость интереса.

-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).

При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.

Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток.

1)​ Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

Количество баллов

Первичная диагностика (количество детей)

Заключительная диагностика

0

2

0

1

7

5

2

8

6

3

6

9

4

2

3

5

0

2

Методика оценки сочинённой ребёнком сказки

О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

2. Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

       

Первичная диагностика (количество детей)

Заключительная диагностика

Высокий уровень

4

15

Средний уровень

11

8

Низкий уровень

10

2

Творческое задание «Озвучь роль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Диагностика творческих способностей детей

для выявления творческого потенциала детей дошкольного возраста...

Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие групы)

Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие групы)...

«Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Тест креативности Торранса. Психодиагностика творческого мышления Елены Туник. Опросник креативности Джонсона, в модификации Елены Туник

Предлагаю методики диагностики творческих способностей ребенка, которые позволят педагогам определить уровень развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

Диагностика творческих способностей детей (Ф. Татла, Л.Беккера)

Диагностика творческих способностей способностей. Опросник для родителей....

Диагностика по выявлению творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Диагностика по выявлению творческих способностей детей среднего дошкольного возраста...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию  творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...