Консультация по теме "Традиционные и инновационные приемы при заучивании стихотворений в детском саду"
консультация по логопедии
Консультация по теме "Традиционные и инновационные приемы при заучивании стихотворений в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_po_obuchenieyu_zauch_stihov_.docx | 68.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с воспитателями
«Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.
Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
В настоящее время проблема развития речи дошкольников становится особенно актуальной и значимой.
В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом.
Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения. Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности. При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.
При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.
Таким образом, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
При работе с детьми не всегда дети с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – игру.
Нетрадиционные способы разучивания стихотворений
Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения.
Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты: подготовка детей к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз); чтение стихотворения детьми.
Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.
1 способ.
Метод иллюстрации.
Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8.
Покажем это на примере стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер.
У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
2 способ.
Учим стихи в движении.
Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Например, «Солнце светит (чертим руками в воздухе большой круг, а на лице изображаем улыбку), шепчут листья (прикладываем руку к уху, как бы прислушиваясь к шёпоту) и т.п. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или детям). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Или можно по-другому, педагог предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можете предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
Применяя этот способ, воспитатель выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении.
Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Попробуйте с помощью этого способа выучить такие стихи «Снеговик», «Зимние забавы», «Самолет». Я попрошу вас придумать самим движения на два последних стихотворения и записать их на листе.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
(Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратился в толстый ком
(Останавливаются, рисуют двумя руками в воздухе ком)
И станет ком снеговиком
(Рисуют в воздухе снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла
(Показывают на лице улыбку)
Два глаза шляпа нос метла
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка
(Медленно приседают)
Увы. И нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками)
Зимние забавы»
Мы идем с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом на коньках,
Но упали мы. Ах.
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали,
И домой мы побежали.
«Самолет»
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры.
Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
3 способ.
Мнемотехника (наглядное моделирование).
Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно, сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации.
Работая по теме «Использование моделей при заучивании стихотворений», мы используем различные дидактические пособия, которые помогают детям, при помощи зрительной памяти, рассказывать выученные стихи. Можно представить некоторые из них.
Это «мнемочасики» - на циферблат наклеиваются модели стихотворений. Как уже говорилось ранее, чем младше ребёнок, тем проще стихотворение. На одних часиках 4 круга, значит это может быть четверостишие, в каждой строке которого выделен главный предмет или действие и обозначены картинкой. Ребёнок, двигая стрелочкой, рассказывает по картинкам стишок. Сзади каждых часиков написан стишок для удобства воспитателя.
Если сравнить для средних детей мы используем цветные или чѐрно- белые картинки, а для старших детей - это изображения, составленные из геометрических фигур, знаков, условных обозначений. Вот, например, следующее пособие – «Мнемокнижка». Их принцип тот же самый: опираясь на мнемоквадраты, ребѐнок рассказывает знакомые стихи. Книжки также можно изготовить для младших и для старших детей.
В подготовительной группе можно предложить ребятам изготовить такие книжки самостоятельно: дети сами пусть схематично зарисуют то или иное четверостишие в квадратах, вырежут их и наклеят на каждую страничку. Можно детям предложить одно стихотворение, а они уж сами каждый по своему усмотрению зарисует. Но с данным заданием могут справиться те дети, которые знакомы с мнемотехникой.
Познакомившись со стихотворением, воспитатель показывает мнемоквадраты и знакомит с ними детей. Затем вставляет их в мнемотаблицу. Глядя на неё, дети рассказывают стихотворение. Задание можно усложнить, если попросить ребёнка самостоятельно последовательно рассказать стихотворение и расставить мнемоквадраты. Данные пособия можно приготовить, когда учите с детьми стихи, потешки и положить их в специально отведённом месте в группе. Раз от разу дети будут подходить и брать их, вспоминая по картинкам выученные стихи.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть
4 способ.
Учим стихи построчно.
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение «Дни недели».
«Дни недели»
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
Сказки добрые читал.
5 способ.
«Театральный».
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Например, Стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.
Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Например, стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (заменяя их игрушками).
Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.
Мы решили остановиться на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста - читать стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники, построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором.
Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты:
- подготовка детей к восприятию стихотворения;
- выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза);
- беседа по содержанию стихотворения;
- повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз);
- чтение стихотворения детьми.
Для облегчения запоминания стихотворных произведений хорошо зарекомендовали себя вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы.
Предметные рекомендации для воспитателей по нестандартным подходам к заучиванию стихотворений для детей дошкольного возраста
Все родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека. Кстати, самый благоприятный возраст для заучивания стихов у ребёнка 4-5 лет. Но иногда тяжело дается заучивание стихотворений.
Существует много способов и методик заучивания стихов. Я хочу предложить для заучивания стихотворений с ребятишками использование схематичного изображения предметов и действий, так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
Предлагаем поэтапное заучивание стихотворения:
- Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. Если родитель выучит его наизусть – будет просто замечательно.
- Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.
- После этого прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.
- После повторного прочтения расскажите ребенку об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
- Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы.
- Затем прочтите стихотворение еще раз.
- Теперь вместе с ребенком нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения.
- А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки – схемы. Предупредите ребенка, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте его на заучивание.
- Когда стихотворение будет выучено, предложите ребенку сделать книгу стихов. Время от времени можно рассматривать созданную книгу, воссоздавать выученные ранее тексты. Это интересное занятие дает ребенку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.
Общие рекомендации для педагогов по нестандартным подходам к заучиванию стихотворений для детей дошкольного возраста
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для большинства детей характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование нестандартного подхода к заучиванию стихотворений вызывает интерес и помогает решить эту проблему:
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
- учит детей видеть главное;
- систематизировать полученные знания;
- развивает психические процессы
- память, внимание, воображение, мышление, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»
Оказание методической и практической помощи родителям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами;Познакомить с нетрадиционными методами заучивания стихотворений;Научить использовать нет...
Методика заучивания стихотворений в детском саду (консультация для педагогов)
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культу...
Правила заучивания стихотворений в детском саду
Памятка для родителей*...
Методика заучивания стихотворений в детском саду
Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»
В консультаци описываются нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду....
Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду
Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду: по картинке, в движении, построчно, театральный способ заучивания, мнемотаблица, мнемосхема....
Традиционные и инновационные приемы при заучивании стихотворений в детском саду.
Традиционные и инновационные приемы при заучивании стихотворений в детском саду....