Родительское собрание: «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

демина наталья вячеславовна

Оказание методической и практической помощи родителям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами;

Познакомить с нетрадиционными методами заучивания стихотворений;

Научить использовать нетрадиционные технологии при разучивании стихотворений с детьми, изготавливать книжки своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauch._stih.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»

Провела воспитатель: Демина Н.В.

Февраль 2018.г.

Задачи: 

Оказание методической и практической помощи родителям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами;

Познакомить с нетрадиционными методами заучивания стихотворений;

Научить использовать нетрадиционные технологии при разучивании стихотворений с детьми, изготавливать книжки своими руками.

Оборудование: иллюстрации, мнемотаблицы, атрибуты, материал для изготовления книжек.

Уважаемые, родители, я рада, что вы нашли время и пришли на собрание. Тема сегодняшнего заседания звучит так: «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду». Вся наша работа будет проходить по блокам.

1 блок. Теоретический. В этом блоке вы познакомитесь с нетрадиционными способами разучивания стихов детьми дошкольного возраста.

2 блок. Информационный. Здесь мы посмотрим занятие по речевому развитию.

3 блок. Практический. Мы с вами изготовим книжки своими руками.

4 блок. Рефлексивный. Вы заполните анкеты.

1 блок. Теоретический.

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.

Скажите, пожалуйста, какие методы и приемы разучивания стихов вам известны? И какие вы применяете на практике с детьми вашей группы?

Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста. Итак, назовем эти способы: учить стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники,  построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором.

1способ. 

Учим стихи по картинкам.

Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

А теперь я предлагаю воспользоваться этим способом и попробовать выучить стихотворения «Зайчики», «Мышки», «Ель и ежик».

2способ. 

Учим стихи в движении.

Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста.  (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.

Попробуем с помощью этого способа выучить такие стихи «Снеговик», «Зимние забавы», «Самолет». Я попрошу вас придумать самим движения на два последних стихотворения и записать их на листе.

Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

3 способ. 

Мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своѐм воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Использование приѐмов мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

4 способ.

Учим стихи построчно.

Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение «Дни недели».

5 способ.

«Театральный».

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Например. Стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

Применим этот способ.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.

Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном.

Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.

Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.

2 блок. Информационный.

Сейчас мы с вами просмотрим занятие по речевому развитию.

3 блок. Практический.

А сейчас мы с вами вместе изготовим небольшие книжки для наших детей.

( Изготовление книжек из приготовленного материала)

4 блок. Рефлексия.

Сейчас я предлагаю вам заполнить анкеты по теме нашего собрания.

Разное ( ответы на интересующие вопросы)

Практический материал.

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,    

Кати по снегу свой снежок        

(Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратился в толстый ком

(Останавливаются, рисуют двумя руками в воздухе ком)

И станет ком снеговиком

(Рисуют в воздухе снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла

(Показывают на лице улыбку)

Два глаза шляпа нос метла

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка

(Медленно приседают)

Увы. И нет снеговика.

(Пожимают плечами, разводят руками).

«Зимние забавы»

Мы идем с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках,

Но упали мы. Ах.

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали,

И домой мы побежали.

«Самолет»

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

«Дни недели»

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с медом пек калач,

А в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

А в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

Сказки добрые читал.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Заучивание стихотворений"....

Методика заучивания стихотворений в детском саду (консультация для педагогов)

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. Повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогич...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»

В консультаци описываются нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду....

Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду

Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду: по картинке, в движении, построчно, театральный способ заучивания, мнемотаблица, мнемосхема....

Родительское собрание «Здоровьесберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада».

Цель: познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в нашем ДОУ.Задачи: 1. Показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего...