Как помочь ребенку развить связную речь
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку развить связную речь?
Развитие связной речи детей предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логические рассуждения. Без этого навыка становится невозможной успешная учеба в школе. Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-7 лет.
ВАЖНО: развитие речи у ребенка идет только при живом общении. Телевизор, радио, компьютер – здесь не помощники.
ШАГ ЗА ШАГОМ (этапы развития речи у детей)
1. С первых дней жизни до 1 года. Именно речь взрослого является пусковым механизмом детской любознательности. Младенцу интересно именно то, на что взрослый обратил его внимание.
Что делать:
• С рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком (пеленание, кормление, купание, сборы на прогулку.)
• Называя предметы, действия, улыбайтесь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность ребенка в познании мира. Говорите с ним как можно больше и с разными интонациями.
• Откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов! Каждое слово называйте правильно.
• Играйте со звуковыми игрушками - это способствует развитию слуховой активности и сосредоточенности у детей.
• Не забывайте о пальчиковых играх («Ладушки», «Сорока-белобока» и т.д.) – они прекрасно подходят для развития речи и мелкой моторики рук.
2. От 1 года до 2 лет. Речь становится основным способом общения, постепенно вытесняя жесты и лепет. Малыш знает и понимает в 2-3 раза больше слов, чем умеет произнести.
Что делать:
• Продолжайте общаться и говорить! (причем правильно, ведь ваша речь – образец для ребенка)
• Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.
• Читайте книги с картинками, просите ребенка показать то, что вы назвали или прочитали.
• Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
• Читайте ребенку стихи (русские народные потешки) и сказки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок») пусть ребенок их после нескольких прочтений повторяет вместе с вами.
• Новые слова повторяйте многократно, быстрее и легче всего дети запоминают и повторяют слова из 1-2 слогов.
• Учите малыша играть в простые сюжетные игры (кормим куклу, строим гараж) и озвучивать их.
• Пальчиковые игры - продолжаем играть!
3. С 2 до 3 лет. Словарный запас ребенка (то, что он понимает) достигает уже 1000 слов. Малыш хочет все узнать и во всем разобраться сам. В речи есть не только слова, но и фразы. Дети говорят не только об окружающих их предметах и событиях, но и о том, что отсутствует в данный момент перед глазами. Дети учатся задавать вопросы, сравнивать предметы и явления, делать первые самостоятельные выводы. Они начинают учитывать комментарии взрослого на свою речь и поступки, понимают запрет или похвалу.
Что делать:
• Разговаривайте и читайте с ребенком. Не жалейте времени на объяснение того, что видит или о чем спрашивает кроха.
• На прогулке, показывая животных, птиц, дома, машины; читая книгу, показывая картинки, задавайте ему вопросы: «Кто это?», «Что это?» и помогите ответить правильно ( «Это кот»,«Это дом»)
• Просите ребенка рассказать, что он видит в данный момент, что делают члены его семьи, что он сам делал на прогулке…- хороший прием для развития связной речи.
• Учите ребенка отвечать на вопрос, который начинается со слова «Где?». Ответы будут содержать простые слова «там», «тут», например: «Где папа?» (он вышел на кухню) - «Папа там». «А мама где?» - «Мама тут».
• Давайте ребенку поручения из нескольких последовательных действий, например: «Возьми салфетку и вытри рот»…- это нужно для развития слухоречевой памяти и понимания речи.
• Поощряйте ребенка выражать свое согласие словами «могу» и «буду», а несогласие – словом «нет».
• Учите ребенка говорить слова-обобщения, например: «кошка, собака, корова – это животные, тарелка, вилка, чашка – это посуда…»
• Продолжайте петь песенки, играть с пальчиками, читать книги!
4. С 3 до 7 лет. Происходят значительные изменения в речевом развитии детей: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь становится логичной, последовательной, что позволяет дошкольникам более точно излагать свои мысли, более свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
В детском саду детей обучают составлять рассказы-описания, рассказы по 1 сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по представлению (из собственной жизни), учат пересказывать тексты, вести диалог друг с другом.
Что делать родителям:
• На прогулке продолжать расширять словарь не только новыми названиями предметов, но и их деталями и частями. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сидения, дверцы, колеса, мотор…», «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья.»
• При рассматривании какого-либо предмета задавайте ребенку наводящие вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Каков он на ощупь (на вкус?)». Этот прием помогает при составлении описательных рассказов.
• Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх, например: «Что бывает высоким?»-«Дом, дерево, человек». «А что выше-дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Аналогичные игры: «Что бывает широким? Белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.»
• Научиться пересказывать детям помогает «отраженный пересказ», когда взрослый начинает фразу: «Жили-были дед да…», а ребенок ее заканчивает «…баба», снова взрослый «и была у них …», ребенок «…Курочка Ряба».
• Далее переходите к пересказу по наводящим вопросам. Охотно дети пересказывают сюжеты любимых сказок, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда их содержание захватывает детей эмоционально. Спрашивайте у детей по дороге из сада домой, что интересного сегодня было?
• В детских журналах часто печатаются серии сюжетных картинок. Вырежьте их, перемешайте, попросите ребенка правильно разложить и рассказать, что получилось.
• «Расскажи мне небылицу» по 2 любым предметным картинкам или игрушкам – этот прием хорошо развивает фантазию и связную речь.
• Перед сном читайте детям книги с уговором, что во сне им приснится новый конец прочитанной истории, который дети поутру вам расскажут.
• «Расскажи, чем закончилось»- этот прием эффективен при просмотре мультфильмов. Смотрите его вместе, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело и, уходя из комнаты, попросите ребенка рассказать пропущенное вами. И обязательно потом скажите «СПАСИБО!»
Удачи и успехов, Уважаемые Родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку развить связную речь
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. ...
как помочь ребенку развить связную речь
как помочь ребенку развить связную речь...
Как помочь ребенку развить связную речь?
Родители могут специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения....
Памятка для родителей "Как помочь ребенку развить связную речь"
Памятка для родителей "Как помочь ребенку развить связную речь"...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как помочь ребенку развить связную речь?
Для развития связной речи ребенка родители могут специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения....
Консультация "Как помочь ребенку развить связную речь"
Консультация для родителей "Как помочь ребенку развить связную речь"...
Как помочь ребенку развить связную речь
Консультация для родителей...