как помочь ребенку развить связную речь
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Пыхалова Юлия Алексеевна

как помочь ребенку развить связную речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivat_svyaznuyu_rech_srednyaya_gruppa.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого  внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Используйте для этих занятий то, что ваш ребенок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса,мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту, дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

 Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше -дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

      Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение  сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

 Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.    

 

Говорим по-разному

 Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.

          Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

   

Семейное ток-шоу

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.    

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку развить связную речь

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. ...

Как помочь ребенку развить связную речь?

Родители могут специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения....

Памятка для родителей "Как помочь ребенку развить связную речь"

Памятка для родителей "Как помочь ребенку развить связную речь"...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как помочь ребенку развить связную речь?

Для развития связной речи ребенка родители могут специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения....

Консультация "Как помочь ребенку развить связную речь"

Консультация для родителей "Как помочь ребенку развить связную речь"...

Как помочь ребенку развить связную речь

Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Как помочь ребенку развить связную речь»

Консультация для родителей «Как помочь ребенку развить связную речь» Как родителям помочь ребенку развить связную речь. Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и г...