Авторская программа по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Программа по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ. Программа составлена с учетом особенностей развития детей с ТНР на 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная программа для детей с ОВЗ учителя-логопеда, направленная на профилактику дисграфии и дислексии для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи «Пиши – читай – ка»
Автор:
Кудинова Е.А. – учитель-логопед
СП «Детский сад «Терем-теремок»
ГБОУ ООШ №21
Содержание
Пояснительная записка.
Содержание программы.
Учебно-тематический план.
Формы контроля.
Методическое обеспечение программы.
Список литературы.
Пояснительная записка
«Дисграфия никогда не возникает «из ничего»!
Необходимость профилактики специфических нарушений процесса чтения и письма возникла на основании обследования письменных работ учащихся начальных классов. Выяснилось, что дети, имеющие общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте чаще других допускают специфические ошибки, осложняющие усвоение учебной программы. Понимание этого обстоятельства говорит о том, что профилактические мероприятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте. И основные усилия здесь должны быть направлены на «выравнивание западающих звеньев», то есть на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии. Если это будет сделано в дошкольном возрасте, то в дальнейшем не придется говорить о преодолении самой дисграфии и дислексии, поскольку для ее возникновения просто не останется почвы.»
Авторская программа по профилактике дисграфии и дислексии для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи имеет коррекционную направленность.
Программа разработана на основе: раздела развития речи «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». Методических рекомендаций по предупреждению ошибок чтения и письма: «Нарушения чтения и письма» А.Н.Корнева, «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» Л.Г.Парамоновой, «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» 1 и 2 части О.Б.Иншаковой, «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» Л.Г.Милостивенко.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленной профилактике всех видов дисграфии и дислексии. Используются современные образовательные технологии. Она позволяет углубленно изучать звукобуквенный анализ и синтез, систематизировать и расширять задачи по развитию графо-моторных умений и навыков, формировать навыки оптико-пространственной ориентировки. Программа основана на наглядности, позволяет развивать когнитивные процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления) воспитанников.
Актуальность авторской программы по профилактике дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с ОНР заключается в том, что с каждым годом повышается количество школьников с дисграфией и дислексией.
Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью оказания помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии детей.
В профилактическую работу включено: целенаправленное развитие высших психических функций, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графо-моторных навыков. Эта работа проводится в игровой форме с интеграцией межполушарного взаимодействия, что оказывает влияние на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование ВПФ, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Цель коррекционной программы - профилактика специфических нарушений процесса чтения и письма.
Задачи:
- Формирование навыка фонемного распознавания, а именно четкой слуховой дифференциации ребенком акустически близких речевых звуков;
- Формирование слуховой дифференциации звуков, а именно устранение «косноязычия»;
- Формирование фонематического анализа и синтеза;
- Формирование зрительно-пространственных представлений (т.е. представлений о форме и величине предметов, об их расположении в пространстве друг к другу) и зрительного анализа и синтеза;
- Формирование грамматического строя устной речи;
- Формирование лексического строя речи;
- Формирование зрительно-моторной координации;
- Формирование элементарных графических навыков.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является использование:
- современных образовательных технологий;
- компьютерных речевых игр и упражнений;
- комбинированных упражнений;
- здоровье сберегающих технологий.
Содержание программы обучения включает в себя занятия с целыми подгруппами и индивидуально.
Коррекционная программа рассчитана на 2 года. Первый год для детей 5-6 лет, второй год для детей 6-7 лет. Представленная коррекционная программа реализуется в очном формате.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий в старшей группе 20 – 25 минут, в подготовительной 25 – 30 минут. Занятия могут проходить группой и индивидуально.
Итогом обучения по программе является:
- отсутствие предпосылок возникновения дисграфии и дислексии;
- овладение первоначальными навыками чтения и письма без ошибок.
Данная учебная программа устраняет риск возникновения специфических нарушений чтения и письма у детей в младших классах школы, что облегчает усвоение учебного материала.
Содержание программы
Учебно-тематический план
программы для детей 5-7 лет по профилактике нарушений чтения и письма.
№ | Виды занятий | Количество | часов | |
В неделю | В месяц | В год | ||
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ | ||||
1. | Профилактика акустической и акустико – артикуляторной, аграмматической, оптической дисграфии и дислексии. | 2 | 8 | 72 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ | ||||
2. | Профилактика аграмматической, оптической дисграфии и дислексии, дисграфии и дислексии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов. | 2 | 8 | 72 |
Первый год обучения.
№ | Тема занятия | Колич. часов |
Профилактика акустической и акустико – артикуляторной дисграфии и дислексии. | ||
1. | Правильная поза при письме и чтении. Учимся правильно держать тетрадь и ручку. (для праворукого, леворукого ребенка). | 1 |
2. | Развитие слухового внимания. (Игра «Узнай по звуку!») | 2 |
3. | Дифференциация звуков, оппозиционных по звонкости – глухости, твердости – мягкости. | 2 |
4. | Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика. | 2 |
5. | Развитие фонематического слуха. | 2 |
6. | Определение места звука в слове. | 2 |
7. | Заучивание чистоговорок на звуки, оппозиционные артикуляционно и акустически. | 2 |
8. | Развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «кулак-ребро-ладонь»), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели). | 2 |
9. | Совершенствование мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками. | 2 |
Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии. | ||
10. | Формирование навыка слово- и формообразования (Игры «Скажи ласково», «Один – много»). | 2 |
11. | Формирование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными (Игры «Какой? Какая? Какое?», «Посчитай-ка»). | 2 |
12. | Составление предложений с предлогами и приставочными глаголами по демонстрации действий. | 2 |
13. | Понимание логико-грамматических конструкций. | 2 |
14. | Игры на развитие грамматических средств языка: повторение. | 2 |
Профилактика оптической дисграфии и дислексии. | ||
15. | Узнавание и сравнение изображений реальных предметов по размеру, величине, форме. | 2 |
16. | Узнавание и сравнение изображений реальных предметов по пространственному расположению, нахождение сходств и отличий. | 2 |
17. | Развитие зрительного гнозиса. Различение контурных изображений предметов. | 2 |
18. | Развитие зрительного гнозиса. Различение силуэтных изображений предметов. | 2 |
19. | Красная строка. Блок «Точка» - учимся ставить точки в клетках по образцу. | 3 |
20. | Развитие зрительного гнозиса. Различение перечеркнутых контурных изображений предметов. | 2 |
21. | Развитие зрительного праксиса. Цветная обводка контуров предметов. | 2 |
22. | Развитие зрительного гнозиса. Различение наложенных друг на друга предметов. | 2 |
23. | Задания на формирование зрительного слежения в различных направлениях: сверху вниз, слева направо, по кругу, против часовой стрелки. | 1 |
24. | Подкрепление навыка зрительного слежения движениями руки: сверху вниз, слева направо, по кругу, против часовой стрелки по пунктирным линиям. | 1 |
25. | Блок «Палочка» - вертикальные, горизонтальные палочки, наклонные влево, вправо по образцу. | 3 |
26. | Обведение рисунков, не отрывая руки, в направлениях, указанных стрелкой. | 1 |
27. | Блок «Элементы геометрических фигур» - элементы фигур в разных направлениях. | 3 |
28. | Блок «Геометрические фигуры, зигзаги» | 3 |
29. | Дорисовка недостающей детали предмета по образцу. | 2 |
30. | Дорисовка недостающей половины предмета. | 2 |
31. | Обведение по контуру рисунка в зашумленной среде. | 2 |
32. | Нахождение и раскрашивание всех частей одного предмета. | 2 |
33. | Блок «Дуга» | 4 |
34. | Блок «Простейшие графические диктанты» | 4 |
ИТОГО | 72 |
Второй год обучения.
№ | Тема занятия | Колич. часов |
Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии. | ||
1. | Правильная поза при письме и чтение. Учимся правильно держать тетрадь и ручку. (для праворукого, леворукого ребенка). | 1 |
2. | Развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «кулак-ребро-ладонь»), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели). | 1 |
3. | Формирование навыка подбора антонимов. | 2 |
4. | Работа с простыми и сложными предлогами. | 2 |
5. | Формирование навыка образования родственных слов. | 2 |
6. | Формирование навыка образования однокоренных слов. | 1 |
7. | Формирование навыка подбора синонимов. | 2 |
8. | Дифференциация существительных, прилагательных и глаголов по вопросам. | 2 |
9. | Согласование существительных с прилагательными, с глаголами, с числительными. | 1 |
10. | Составление связного рассказа по данному началу и концу текста. | 2 |
Профилактика дисграфии и дислексии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов. | ||
11. | Совершенствование мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками. | 1 |
12. | Придумывание слов на данный звук в определенной позиции. | 2 |
13. | Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. | 2 |
14. | Дифференциация звуков с- ш, з – ж, ц – ч на слух в словах, словосочетаниях, в скороговорках. | 2 |
15. | Дифференциация звуков ш – щ, ч – щ, ч - ть на слух в словах, словосочетаниях, скороговорках. | 2 |
16. | Дифференциация звуков р – л, рь – ль на слух в словах, словосочетаниях, скороговорках. | 2 |
17. | Составление схем слогов, чтение слогов по слоговым таблицам. Письмо. | 2 |
18. | Деление слов на слоги, ударный слог. | 1 |
19. | Отгадывание ребусов. Письмо слов и словосочетаний. | 2 |
20. | Составление звуковых схем слов. Письмо слов и предложений. | 2 |
21. | Чтение слов в обратном порядке. Игры «Слово рассыпалось», «Потерялась буква», «Кто быстрее, кто больше?» | 2 |
22. | Составление сложных слов путем сложения двух основ. | 2 |
23. | Составление предложений по схеме, составление схем предложений. | 2 |
24. | Выделение слов и предложений в слитном тексте. Выделение границ предложений в тексте. | 1 |
25. | Соединение частей разорванных предложений. | 1 |
Профилактика оптической дисграфии и дислексии. | ||
26. | Совершенствование представлений о форме и величине предметов | 1 |
27. | Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги. | 1 |
28. | Совершенствование навыков обводки, штриховки, работы с ножницами. | 1 |
29. | Профилактика зеркального письма. | 1 |
30. | Дифференциация «зеркального» и правильного написания букв. | 1 |
31. | Развитие зрительного и тактильного гнозиса и праксиса, с использованием букв изготовленных из разного материала. | 2 |
32. | Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками. | 2 |
33. | Совершенствование тактильных ощущений: посредством дермалексии. | 1 |
34. | Демонстрация букв в разном положении, разного шрифта. Нахождение букв в геометрических фигурах. | 2 |
35. | Поиск букв, наложенных друг на друга. | 2 |
36. | Реконструирование букв, конструирование букв из элементов. | 1 |
37. | Чтение слов по полбуковке. | 1 |
38. | Работа с изографами. | 2 |
39. | Чтение деформированных текстов. | 2 |
40. | Дифференциация сходных по написанию букв Г – П, Н – П. | 2 |
41. | Дифференциация сходных по написанию букв З – Э. | 1 |
42. | Дифференциация сходных по написанию букв У – Х. | 1 |
43. | Дифференциация сходных по написанию букв А – Л, А – Д. | 1 |
44. | Дифференциация сходных по написанию букв С – О. | 1 |
45. | Дифференциация сходных по написанию букв Г – Т. | 1 |
46. | Дифференциация сходных по написанию букв Б – В. | 1 |
47. | Дифференциация сходных по написанию букв Ц – Щ, Ш – Щ. | 1 |
48. | Чтение деформированных текстов. | 1 |
ИТОГО: | 72 |
Работа ведётся по следующим направлениям:
- Профилактика акустической дисграфии и дислексии.
- Профилактика акустико – артикуляторной дисграфии и дислексии.
- Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии.
- Профилактика оптической дисграфии и дислексии.
- Профилактика дисграфии и дислексии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Все содержание работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников реализуется через игровые упражнения в занимательной форме.
Формируются фонематические процессы:
- фонематический слух;
- слуховое внимание;
- фонематическое восприятие;
- фонематические представления;
- фонематический анализ.
Развиваются оптико-пространственные функции, оптико-кинестетические движения:
- ориентация в собственном теле;
- ориентация в трёхмерном пространстве;
- ориентация в двухмерном пространстве.
Развиваются языковой анализ и синтез:
- анализ предложений на слова;
- слоговой анализ и синтез;
- фонематический анализ и синтез.
Развиваются грамматический строй речи, словоизменение и словообразование:
- употребление предложно-падежных конструкций;
- согласование существительного и прилагательного в роде и числе;
- дифференциация глаголов единственного и множественного числа в настоящем времени;
- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
- согласование существительного и глагола прошедшего времени в роде и числе.
Развивается зрительный гнозис:
- знание букв;
- узнавание букв в сложных условиях («зашумлённых», изображённых пунктиром, недописанных, стилизованных, написанных зеркально);
- узнавание букв, наложенных друг на друга;
- узнавание сходных по начертанию букв;
- развитие способности реконструировать печатные буквы.
Формы контроля.
Для контроля за ходом работы по программе имеются следующие виды проверок:
- Текущая – на каждом занятии проводится оценка деятельности детей;
- Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.
Формы подведения итогов реализации авторской программы. В конце каждого учебного года проводятся родительские собрания в форме соревнования родителей с детьми командами.
Результативность.
К концу 2-х лет обучения дети должны овладеть элементарными навыками чтения и письма без ошибок.
Программа реализуется учителем-логопедом.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
детей.
В основу программы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.
Основа программы – это соблюдение принципа развивающего обучения.
При реализации программы используются следующие принципы:
- Объективность;
- Доброжелательность;
- Активность;
- Личный интерес;
- Творческий подход.
Методы:
- Словесные - с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.
- Наглядные – с использованием наглядных пособий.
- Практические – показ способов написания элементов, букв; использование игровых приемов.
Выбор методов зависит от стоящих перед логопедом задач, содержания коррекционно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экскурсия, экспериментирование и др. Для отдыха и снятия напряжения на каждом занятии предусмотрены физкультминутки, лого-ритмические упражнения.
Для организации образовательного процесса имеются все необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами: просторное светлое помещение, сухое с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, столы и стулья соответствуют росту детей.
В кабинете имеются шкафы для методических пособий, доска, столы детские, стулья детские, зеркала настольные, магнитная доска с кассой букв, наборное полотно. Также в полном объеме имеется дидактический и наглядный материал для проведения фронтальных занятий с детьми. Материалы и оборудование:
- Индивидуальные тетради в клетку;
- Цветные ручки;
- Цветные карандаши;
- Простой карандаш;
- Ластик;
- Магнитофон;
- Ноутбук;
- Музыкальные записи со звуками окружающего мира;
- Наглядные пособия;
- Предметные, сюжетные картинки;
- Серии сюжетных картинок;
- Доска, мел;
- Карточки с надписями слов, написанными разным шрифтом;
- Карточки с «зеркальными» и правильными буквами, ребусы;
- Изографы;
- Магнитная доска;
- Изображения букв; схем;
- Дидактические игры «логопедическое лото», «Путешествие в страну звуков», «Что здесь спрятано», «Магазин», «Веселый рыболов», «Ходит ежик вдоль дорожек», «Игровая азбука», «Цепочка слов», «Ребусы», «Кроссворды», «Слоговой аукцион», «Азбука-паззлы», «Составь слово», «Звуковой аукцион», «Сложи слово», «Почитай-ка», «Слоговая копилка», «Занимательные символы». «Схемы слов»;
- Игры по развитию психических процессов и сенсомоторные игры: «Цвет-форма», «Развиваем руку», «Жил-был кружочек», «Логическое мышление», «Пирамидка», «Вкладыши».
Список литературы.
Книга, печатное издание:
- Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду - 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. 208 с.- ISBN 5-86775-272-0. - Текст: непосредственный.
- Нищева Н. В. Комплексная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е. перераб. и доп. В соответствии с ФГОС ДО.- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-240 с. – USBN 978-5-906797-62-9. Текст: непосредственный.
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2018. - 52 с, ил. 15Б^ 5-89814-234-7
- Агранович З. Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 24 с +42 цв. ил. - ISBN 5-89814-072-7/ - Текст: непосредственный.
- Агранович З.И. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 160. - Текст: непосредственный.
- Филичева Т.Б., Ф53 Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ.пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика). ISDN 978-5-8112-3390-8. - Текст: непосредственный.
- Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи : Метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 110, [1] с. : ил., табл.; 23 см.; ISBN 5-89814-031-X/ - Текст: непосредственный.
- Мазанова Е.В. «Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ», Москва, Издательство ГНОМ, 2014. – 64 c. ISBN: 978-5-91928-807-7. - Текст: непосредственный.
- Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов», Москва, Издательство ГНОМ, 2014.- 96 c. - ISDN 978-5-00160-082-4. - Текст: непосредственный.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. — В 2-х частях. — М.: Владос, 2003. — 112 с. - Текст: непосредственный.
- Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии», Москва, Издательство ГНОМ, 2006.
- Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии», Москва, Издательство ГНОМ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...
Профилактика дисграфий и дислексий у детей с ТНР.
Методическая разработка по профилактике дисграфий и дислексий у детей с ТНР с использованием сохранных анализаторов..В работе представлены некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилакти...
Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...
«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...
консультация для воспитателей "Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста"
причины возникновения дисграфии и дислексии у первоклассников, подбор упражнений для детей старшего дошкольного возраста по профилаклике дисграфических и дислексических расстройств в помощь воспитател...
Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушением речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе....
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи».
laquo;Профилактика дисграфии и дислексииу детей 5-7 лет с нарушениями речи»....