Занятие по профилактики заикания 25
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Комплексы релаксационных,дыхательных и артикуляционных упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ines.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 25
1.Релаксационная гимнастика
Упражнение № 1. Упражнение «Любопытная Варвара».
Цель: расслабление мышц шеи.
И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо…
А потом опять вперед – тут немного отдохнет
Шея не напряжена, а расслаблена».
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
И расслаблена».
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«А Варвара смотрит вниз!
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
И расслаблена».
Упражнение № 2.
Упражнение «Тишина».
Цель: саморасслабление, снятие напряжения.
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
«Тише, тише, тишина…
Разговаривать нельзя…
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать…
И тихонько будем спать».
2.Дыхательная гимнастика
Упражнение № 1 Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Упражнение № 2
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Упражнение № 3
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
3.Артикуляционная гимнастика.
Упражнение № 1«Маляр»
Артикуляционная гимнастика в стихах — Маляр
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.
Упражнение № 2 «Бульдог»
Артикуляционная гимнастика в стихах — Бульдог
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
Упражнение № 3 «Печём блинчики»
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
4. Упражнения для работы над голосом
Упражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания.
Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.
а а а у у у
а а у у
«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.
Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».
5. Движение и речь
Упражнение № 1Дети маршируют по кругу. В середине — “пруд”.
По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда,
Но подальше от воды,
Чтобы не было беды!
Упражнение № 2Двое детей становятся друг за другом. Первый идет по кругу очень большими шагами. Одновременно говорит: “Дядя Степа длинноногий по дороге зашагал”. Второй бежит за ним по кругу и говорит: ((Мальчик-с-палъчик по дорожке вслед за дядей побежал”. Первый. Дядя Степа оглянулся, но ни слова не сказал.
Второй. Мальчик-с-палъчик усмехнулся — дядю Степу он догнал.
Упражнение № 3Дети в руках держат воображаемую щетку и делают движения, как бы чистят зубы, говоря: “Раз, два, три — зубы щеткой крепко три!”
Упражнение № 4Дети становятся в круг лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. При слове “опусти” делают шаг назад и опускают руки. Затем, подставляя ногу, говоря “подними”, поднимают руки. Затем — шаг назад, говоря “закрой”, прижимают руки к груди и, подставляя ногу, говорят “открой”, руки опять вытягивают в сторону
5.Невербальные средства общения
Упражнение 1.
Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).
«Спасибо, хорошо».
«Неважно».
«Не могу даже ответить».
«Очень хорошо живу».
«Больше хорошо, чем плохо».
Упражнение 2. Состройте гримасу, которая рассмешит вас самих.
Упражнение 3. «Неожиданный гость». Покажите свое отношение к появлению неожиданного гостя.
6.Самомассаж ( или массаж точек)
. Пальчиковая игра «Родные братья»
Ивану большому — дрова рубить, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Ваське-указке — воду носить, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Мишке-среднему — печку топить, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Гришке-сиротке — кашу варить, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать. (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .
7Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи
Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).
Упражнения:
Алмаз и в мутной воде блестит.
–––
Алчный всегда в нужде.
–––
Уши обманывают,
Глаза правдивы.
–––
И волки сыты,
И овцы целы.
–––
Ищи ветра в поле.
–––
Обогащайся знанием.
–––
Ах ты, Лешка, простота,
Купил лошадь без хвоста.
–––
Один говорит –
Двое смотрят,
Двое слушают.
–––
А счастье было так возможно!..
–––
От шума вдалеке,
Живу я в городке.
–––
И тихо дремлют рощи,
И шорох по лесам...
–––
Один во тьме ночной над дикою скалою
Сидел Наполеон...
–––
Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался...
–––
Уж полем всадники спешат,
Дубравы кров покинув зыбкой.
–––
Унылая пора, очей очарованье...
–––
О вы, поэзии прелестной
Благословенные мечты!
–––
Ах! Обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
–––
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках...
–––
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...
–––
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал...
–––
А хозяйка ждет милого,
Не убитого, живого...
–––
Исполнен отвагой,
Окутан плащом,
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.
–––
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты, мне назло.
–––
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
–––
А сама-то величава,
Выступает, будто пава...
–––
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит...
–––
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть...
–––
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые...
Ядра – чистый изумруд,
Белку холят, берегут.
–––
А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее...
–––
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала...
–––
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные...
–––
А.С. Пушкин
7.Самовнушение.
Мой взгляд уверенный, поза свободная, я расслаблен и спокоен, тревоги нет, я делаю вдох и говорю легко и свободно. Я начинаю говорить и спокойствие не покидает меня. Моя речь словно вытекает плавно, красиво, спокойно.
8.Говорим. легко
Организационный момент.
- Посмотри, у нас сегодня много гостей. Они хотят с тобой познакомиться. Будешь отвечать на вопросы короткими фразами.
(Вопросы гостей):
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- В каком классе учишься?
- Как зовут твою учительницу?
2.Сообщение темы занятия.
- Что делали гости? ( Задавали вопросы)
- Что делал ты? ( Отвечал на вопросы)
- Сформулируй тему нашего занятия, чем мы будем на нем заниматься? ( Учиться задавать вопросы и отвечать на них).
А чему будут посвящены наши вопросы и ответы на них, ты узнаешь, если послушаешь сказку-загадку
ЗАГАДКА.
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
(Дерево)
Жизнь деревьев тоже меняется с наступлением разных времен года.
Итак, начинаем путешествие.
На маршрутном листе будешь отмечать месяцы разными цветами.
Послушай стихотворение:
… Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Белый ковер, мороз, снегопад,
Санки, лыжи, коньки, снегокат,
Горка, каток, сугробы, снежки,
Елка, Снегурочка, снеговики,
Валенки, шуба, штаны, рукавицы,
Дятел, сова, ворона, синица.
Быстро темнеет, снежинки порхают,
Ну и когда же все это бывает.
(Зимой)
( ученик отмечает зимние месяцы синим карандашом)
- Давай подойдем к нашему волшебному дереву. Посмотри, сколько много слов убежало из нашего стихотворения и поселилось на дереве.
Найди для каждого убежавшего слова графическую схему.
(Снеговик, валенки, горка, санки, лыжи, коньки, снежинки, снег)
- Зимой все вокруг покрыто белым снегом. Давай поиграем с этим словом . ( игра с мячом).
Игра «Доскажи словечко».
Ученик добавляет слова, связанные со словом снег.
… Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые (снежинки).
На поселки, на лужок
Все снижается (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть (в снежки).
Игра в снежки
- А ты хочешь поиграть со мной в снежки? Тогда давай поиграем.
Я буду задавать вопросы по признакам разных времен года, а ты выбирай только те, которые бывают зимой, говори «Да». Если этого зимой не бывает, говори «Нет», если ошибешься, отдаешь мне снежок.
- Деревья стоят голые?
- Часто идет дождь?
- Листья желтеют?
- Реки и лужи покрыты льдом?
- Зеленеет трава?
- Солнце светит редко?
- Люди собирают урожай?
- Земля покрыта снегом?
- Летают бабочки и жуки?
- Дети катаются на санках?
- Поиграли в снежки, замерзли. А можно заболеть от зимних забав? Что делают люди, когда болеют? ( Кашляют)
УПРАЖНЕНИЕ. «Выкашливание гласных - Э -А -О -У»
Чтобы не заболеть, мы должны с тобой погреться.
ИГРА «Погреемся»
… Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Ножками потопаем,
И себя похлопаем.
УПРАЖНЕНИЕ «Логическое ударение». Выделение главного по смыслу слова во фразе.
- Повышай голос на выделенных словах. Будешь переносить логическое ударение с одного слова на другое. В каждой фразе делай ударение только на одном слове и каждый раз на новом. В каждой фразе будет меняться интонация.
ЗИМОЙ идет пушистый снег?
Зимой ИДЕТ пушистый снег?
Зимой идет ПУШИСТЫЙ снег?
Зимой идет пушистый СНЕГ?
УПРАЖНЕНИЕ «Буря».
- В конце зимы снег начинает таять. На крышах домов появляются сосульки. Представим, что сосулька висит. Поднять руки вверх, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело.
УПРАЖНЕНИЕ «Сосулька»
У нас под крышей белый гвоздь висит,
Солнце взойдет и гвоздь упадет.
( опустить руки, расслабляя их)
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Солнышко, сосульки, почки,
Одуванчики, листочки,
Капли, лужи, ручейки,
Мухи, бабочки, жуки.
Птицы с юга прилетают,
Ну, когда это бывает?
( весной)
Отметить весенние месяцы зеленым карандашом.
- Давай походим с тобой по весенним лужам. На каждую строчку – 4 шага ( 16 луж)
… Я по лужицам шагаю,
В лужу ножкой попадаю,
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,
Принесла вода потоп.
Игра с мячом. Возьмем на другой стороне мяч. Говорим считалку и ударяем мячом об пол. (на каждую строчку – 4 удара)
… Вот идет, идет весна,
Быстроногая она.
По лужайкам: топ-топ,
А по лужам: шлеп-шлеп.
ИГРА «Без чего не бывает весны»
- Не бывает весны без солнышка, без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без листочков, без птиц и т.д.
( отвечая на вопросы, ученик кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги.)
УПРАЖНЕНИЕ «Кораблики»
( отработка правильного дыхания)
АНКЕТА
(сбор информации при помощи вопросов; по ответам учащийся придумывает вопрос)
- 12 месяцев (Сколько месяцев в году?)
- Декабрь. ( С какого месяца начинается зима?)
- Февраль. ( Назовите последний месяц зимы)
- Март. Апрель, май. ( Назови весенние месяцы)
- Подснежники. ( Назовите первые весенние цветы)
ИГРА «Прогноз погоды»
( По вопросам ученик составляет прогноз погоды на сегодняшний день, выставляя карточки.)
1.Солнце светит ярко?
2.Какое сегодня небо?
3.Идет дождь?
4.Идет снег?
5.Какой ветер?
- В конце весны солнце светит особенно ярко. Потому что…
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем
Солнце, сарафан, клубничка,
Мухомор, листва, пшеничка.
Дождик, радуга, гроза,
Крот, лягушка, стрекоза,
Розы, васильки, ромашки,
Птицы, комары, букашки…
И когда бывает это?
Ну конечно, дети летом.
(Ученик отмечает летние месяцы красным карандашом)
Разгадывание кроссворда.
- Летом солнышко яркое, теплое, ласковое.
А наше солнышко похоже на летнее? (Нет.)
- Для того, чтобы оно засветило, ты должен ответить на вопросы.
(На лучиках написаны ответы. Когда ученик отвечает на вопрос, открывается лучик.)
1.Назови часть лица.
2.Куда сваливают сено?
3.Что свисает с крыши весной?
4.Что вставляют в окно?
5.У петуха он звонкий.
6.Золотой у Златовласки.
7.Что задают кому-либо?
8.Куда летят космонавты?
( ученик отвечает полными ответами)
Игровое упражнение «Подбери нужные вещи».
- В корзине лежат разные вещи, ученик выбирает только летние.
(рюкзак, удочка, панама, ведро, очки , мяч)
Игра «Лишний предмет»
Отправляемся на рыбалку. В бассейне 5 рыбок с карточками.
Задание. Найти лишнее слово и назвать время года.
УПРАЖНЕНИЕ «Загораем»
… Мы прекрасно загораем,
Выше ноги поднимаем,
Держим, держим, напрягаем,
Загорели!
Опускаем!
Образование относительных прилагательных.
- Летом очень много цветов, они растут на лугу, в поле, в саду, в лесу.
Как называются цветы, которые растут на:
- лугу … - в поле …
- в поле… - в саду …
Ориентировка в пространстве листа
- В нашем классе тоже выросло много цветов. Мы должны найти для каждого цветка клумбу.
Задание.
Посади ромашку в правый нижний угол.
Посади розу над ромашкой. И т.д.
УПРАЖНЕНИЕ «Цветок завял»
Подбор прилагательных.
- Мы прощаемся с летом и говорим о нем ласковые слова.
Лето - теплое, ласковое, любимое, солнечное, жаркое, долгожданное…
Солнце летом – летнее, яркое, теплое, ласковое, лучистое…
Трава летом – зеленая, сочная, густая, шелковистая, высокая…
Дни летом – длинные, долгие, теплые, жаркие, радостные…
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Ветер, туча, дождь, грибочки,
Клюква, желтые листочки,
Шапка, плащ и листопад,
Голый лес и голый сад,
Птицы к югу улетают,
Ну, когда это бывает?
(осенью)
( ученик отмечает желтым карандашом осенние месяцы)
- Посмотри на наше волшебное дерево. На нем поселилось несколько осенних картин.
Как называется начало осени (ранняя осень)
середина осени (золотая осень)
конец осени (поздняя осень)
ВИКТОРИНА «Ответь на вопросы»
(употребление в речи глаголов в разных временных формах)
ВЕТЕР ЧТО ДЕЛАЕТ? ДУТЬ
ДОЖДЬ ЧТО СДЕЛАЕТ? ЛИТЬ
ЛИСТЬЯ ЧТО ДЕЛАЛ? ПАДАТЬ
ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Развитие связной речи.
Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении .
… Прошло лето и наступила………(осень).
Дни стали ……(короче)
Подул …….(ветер).
Стало …..(холодно).
Люди одеваются …..(в теплую одежду)
На деревьях ….(желтые листья)
Моросит …(дождь)
Люди собирают…(урожай).
Скоро наступит… (зима).
ИГРА-ЛОТО «Времена года»
Игра «Собери листки календаря и пронумеруй их»
ФЕВРАЛЬ СЕНТЯБРЬ
ДЕКАБРЬ ИЮНЬ
МАРТ АВГУСТ
ЯНВАРЬ ИЮЛЬ
МАЙ НОЯБРЬ
АПРЕЛЬ ОКТЯБРЬ
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
- Почему Старик-годовик махал рукавом 4 раза?
- Почему вылетало именно 3 птицы?
- Что это за птицы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация невербальных способов общения как метод профилактики заикания детей младшего дошкольного возраста
Особое значение в работе логопеда уделяется просветительской деятельности, одним из направлений которой является профилактика заикания детей младшего дошкольного возраста....
Советы про профилактике заикания для родителей
Представлены советы по профилактике заикания у детей, способы предотвращения заикания....
Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"
юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...
Профилактика заикания
Буклеты для родителей....
Профилактика заикания у детей дошкольного возраста
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.Эти признаки появляются на первых стадиях заикани...
Рекомендации родителям по профилактике заикания
Данный материал подскажет родителям, что делать в том случае,если у ребёнка появились запинки в речи (заикание)....
занятие по профилактики заикания 26
комплексы релаксационных, дыхательных и артикуляционных занятий...