Мнемотехника
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
«Использование мнемотаблиц
при заучивании стихотворений детьми
старшего дошкольного возраста с ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие | 688.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 172”
Ленинского района г. Саратова
«Использование мнемотаблиц
при заучивании стихотворений детьми
старшего дошкольного возраста с ТНР»
Составила:
воспитатель
старшей группы с ТНР
Привалова Татьяна Викторовна
«Использование мнемотаблиц
при заучивании стихотворений детьми
старшего дошкольного возраста с ТНР»
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, память, формируется культурный уровень ребёнка. Каждое стихотворение, усвоенное ребенком, обогащает его словарный запас, что в свою очередь формирует речь дошкольника.
Чем больше ребёнок будет учить наизусть, тем больший объём памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.
Дети по-разному запоминают текст стихотворений: кто-то быстрее,
кто-то медленнее, один ребёнок запоминает текст надолго, другой быстро
его забывает. Особенно трудно запоминать стихотворения детям
с ТНР. Заучивая стихи, эти дети часто забывают слова, переставляют
их местами, подолгу не могут вспомнить, что же дальше. Поэтому дети
с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты,
не владеют приёмами и методами запоминания. Такая работа вызывает у них быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Как же сделать, чтобы непосильный труд превратился
в привлекательный и интересный для детей вид деятельности.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,
и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный
же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков. В данном случаи на помощь педагогу приходит мнемотехника.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко запоминает и воспроизводит текстовую информацию.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Для автоматизации поставленного у ребенка звука эффективно заучивание стихов. Я изготовила к каждому стихотворению мнемотаблицу.
Этапы работы с мнемотаблицей:
1 этап. Рассматривание таблицы и того, что на ней изображено.
2 этап. Перекодирование информации, т. е. преобразование из символов
в образы.
3 этап. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы) т. е. отработка метода запоминания.
Стихотворение заучиваем целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти).
После заучивания стихотворений мнемотаблицу не убираю несколько дней, желающие дети свободно подходят к ней, припоминают стихотворение.
Для примера предоставляю свою индивидуальную работу с ребенком по автоматизации звука [л'].
Индивидуальное занятие с ребенком по автоматизации звука [л']
Цель: автоматизация звука [л'] в словах.
Задачи:
Обучающие:
1) уточнить произнесение звука [л'] в слогах;
2) учить правильно произносить звук [л'] в словах.
Развивающие:
1) развивать умение отвечать полным предложением;
2) развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;
3) развивать речевое дыхание;
4) работать над интонационной стороной речи (развивать силу голоса);
5) развивать высшие психические функции (зрительное внимание, мышление);
6) развивать пространственную ориентировку;
7) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.
Ход индивидуального занятия:
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Воспитатель просит ребенка присесть за стол. - Какой звук мы училась произносить на прошлом занятии? -Правильно, а сейчас мы будем учиться произносить звук [л']. в слогах и словах. Как мы будем заниматься? - Посмотри, кто изображен на картинке? - Правильно, это улитка. Давай поможем улитке научиться произносить звук [л']! |
- мы учились произносить звук [л']. - хорошо, внимательно. - улитка. |
1. Артикуляционная гимнастика. - Давай научим улитку правильно выполнять зарядку для язычка. Воспитатель показывает ребенку картинки, изображающее то или иное артикуляционное упражнение. «Лопатка», «Иголка», «Заборчик», «Трубочка», «Грибок», «Качели», Чашечка», «Чистим зубы». При необходимости воспитатель показывает и объясняет выполнение. 2. Дыхательная гимнастика. - Молодец. Наша улитка хочет проползти в сад, но вся дорожка засыпана листьями. Давай поможем улитке расчистить дорожку от листьев. Воспитатель выкладывает на столе листочки. - Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола. - Все листочки на земле. Давай соберем их в ведерко. 3. Слоги с изменением ритмического рисунка. - Улитка очень любит слушать песенки. Давай споем для нее песенку. Воспитатель произносит слоги с изменением ритмического рисунка. Ля-ля-ля – ля-ля; Лю-лю-лю – лю-лю; Ли-ли-ли – ли-ли; Лё-лё – лё-лё-лё; Ле-ле – ле-ле-ле. 4. Автоматизация звука ЛЬ в слогах «ле», «лё». - Молодец! Чудесная песенка у тебя получилась. - А сейчас, давай расскажем улитке, как много слов со звуком ЛЬ ты знаешь. Лев, лента, лебедь, билет, олень, поле, колен, полено, тюлень, телега, хлеб, клетка, ледоход, плен, летать, бледный; лёд, лён, Лёва, лёгкий, полёт, далёкий, пелёнка, уголёк, фитилёк, мотылёк, клёв, клён, плёнка, полёт. 5. Счет от 1 – до 10. - На поляне гуляет много оленей. Давай поможем улитке сосчитать их. - В лесу растет много клёнов. Нужно сосчитать клёны. 6. Игровое упражнение «Чего не стал?», «Что с чем поменялось местами?» - с картинками со звуком [л'] (на отработанном речевом материале). - Улитка любит играть в прятки. Хочешь помочь улитке? Нужно определить, какой картинки не стало? Воспитатель показывает и раскладывает картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л']. Затем воспитатель убирает одну из картинок. Ребенок должен определить, какой картинки не стало, и какие картинки поменялись местами. 7. Заучивание стихотворения со звуком [л'] в словах. - А сейчас мы выучим и расскажем нашей улитке красивое стихотворение. Она будет рада услышать стихотворение про себя и свою подругу. - Посмотри, что изображено на картинках? Воспитатель вместе с ребенком рассматривают картинки. Затем воспитатель читает ребенку стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Как-то летом у калиток Мы увидели улиток. Путь не длинный до калитки Одолели две улитки. |
Ребенок выполняет все упражнения. Ребенок сдувает листья со стола. Ребенок собирает листики. Ребенок повторяет слоги за воспитателем. Ребенок повторяет слова за воспитателем. Ребенок считает оленей от 1- 10. Ребенок считает клёны от1 – 10. Ребенок выполняет задание.
Ребенок повторяет стихотворение за воспитателем, с опорой на мнемоталицу. |
- Молодец! Благодаря тебе улитка узнала сегодня много нового, научилась правильно проиносить звук [л']. - Чем мы сегодня занимались? - Что тебе понравилось? | Ребенок отвечает. |
Как-то летом | до калитки |
Мы увидели | улиток |
Путь не длинный | до калитки |
Одолели две улитки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...