«Использование нейропланшета в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Борисова Ксения Владимировна

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционной работы для детей с особыми образовательными потребностями.

Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении нейрокоррекционных технологий, позволяющих развить и компенсировать высшие психические функции головного мозга. На сегодняшний день нейропсихологические методы и приёмы являются эффективным направлением в коррекционно-развивающем и здоровьесберегающем обучении.  На мой взгляд, их применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по коррекции   речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование нейропланшета в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционной работы для детей с особыми образовательными потребностями.

Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении нейрокоррекционных технологий, позволяющих развить и компенсировать высшие психические функции головного мозга. На сегодняшний день нейропсихологические методы и приёмы являются эффективным направлением в коррекционно-развивающем и здоровьесберегающем обучении.  На мой взгляд, их применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по коррекции   речи детей.

Пособие, которое я хотела бы представить вашему вниманию – это деревянный нейропланшет с кинезиомешочками. В данном пособии собран ряд заданий и игр, способствующих развитию и активизации познавательных процессов как: внимание, память, мышление, воображение, речь, развитию межполушарного взаимодействия, пространственной ориентации и зрительной координации.

  Преимущества использования нейропланшета:

-игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-коррекция речевого развития в сочетании с двигательной активностью, а не статичное - выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

Нейрокоррекционные игры и упражнения с использованием нейропланшета оказывают положительное воздействие на формирование мозговых процессов детей, создают новые нейронные сети. У детей развивается не только речь, но и пространственные представления, мелкая и крупная моторика, улучшается память, внимание. Кроме этого, у дошкольников снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. Игры с использованием нейропланшета привлекают интерес и внимание детей, повышают мотивацию, создают позитивный настрой на занятиях, помогают детям преодолеть психическое напряжение. Всё это способствует достижению качественных изменений в речевом развитии детей.

Хочу представить вашему вниманию игры, которые входят в данный комплект и игры, разработанные лично мной. Я разделила игры по направлениям.

Игры для развития артикуляционной моторики

Под цифрой спрятаны артикуляционные упражнения. Я выбираю комплекс для

определенного звука. Ребёнку нужно попасть мешочком в цифру, посмотреть, что за упражнение под ней и выполнить столько раз, какая цифра изображена на квадратике. Можно усложнить задание и добавить пальчиковые позы. Применение кинезиологической артикуляционной гимнастики с одновременным подключением рук способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, способствует не только развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, но совершенствованию координации движений, пространственной ориентировки, развитию памяти, зрительного и слухового внимания, мышления.  

Игры для автоматизации и дифференциации звуков.

Игра «Запомни, назови, покажи» На планшете выложены 3 цветных кружка. На желтый говоришь-ра, на синий - ро, на красный-ру. Добавляешь позу пальцев рук. Ребёнок проговаривает заданный слог и одновременно выполняет пальчиковую позу. Затем меняет синий на жёлтый и спрашивает: Где был ро, а где ра?

Игра «Самый меткий».

В окошечках лежат картинки с автоматизируемым звуком, на них сверху кладём, эмоции и цифры от 1 до 9. Ребёнок бросает мешочек в цифру и говорит удивленно или с радостью слова с автоматизируемым звуком нужное количество раз.

Можно сыграть без цифр: под картинку с эмоцией положить картинку с автоматизируемым звуком. Ребенок бросает мешочек и называет слово с эмоцией, которая выпала.

Игра «Угадай-ка». В окошках планшета лежат геометрические фигуры. Игроки закрывают глаза. Под любую фигуру кладется любая из карточек со звуком Р. Открыв глаза дети задают вопросы. Твой кораблик под кругом, квадратом или треугольником? Этот круг красный, розовый или серый? Проанализировав все признаки, игрок находит описанную геометрическую фигуру и бросает в нее мешочек. Проговаривает четко: Кораблик под красным квадратом….

Игра «Копилка слов». (Гласные звуки).

В секциях планшета лежат гласные буквы. Ребёнок бросает в любую букву мешочек и придумывает столько слов с заданным звуком, какая цифра на оборотной стороне.

Игра «Измерь слово». (Слоговой анализ).

Ребёнок измеряет слово хлопками, распределяет картинки под нужной цифрой (Цифры располагаются в верхних секциях планшета). Или дошкольник определяет количество слогов в слове и попадает мешочком в нужную цифру.

Игра «Помести картинки в домик». (Звукобуквенный анализ + пространственная ориентировка).
Найди все картинки, в названии которых есть звук С. Слева положи картинки, которые начинаются со звука С, в середину картинки со звуком С в середине, справа картинки со звуком С в конце слова.
 

В коррекции дефектов звукопроизношения самым эффективным является кинезиологический метод, т.е. сплав слова, движения и эмоции.
Поэтому часто стараюсь подключать кинезиологические упражнения, которые
 развивают не только межполушарное взаимодействие, у детей повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, память, внимание, речь.

Игра «Самолёты»-для дифференциации звуков.

Направление самолётов подсказывают, во-первых, какой из пары звуков необходимо произнести в данном слове, во-вторых, какой рукой надо ударить по столу. Самолёт летит вправо говори Р, влево Л, с одновременным ударом ладонью по столу. Или самолет летит вверх Ш, вниз С. Аналогично с картинками – называй картинку, если слышишь в слове р- удар правой рукой, л-левой.  Это упражнение ребенок может выполнять стоя, топая при этом то правой, то левой ногой или подпрыгивая на месте, если в слове есть оба дифференцируемых звука.

Игра «Прыгалки».

В секциях планшета расположены различные схемы тела, позы пальцев.
Ребёнок кидает мешочек, повторяет позу (например, руки наверх, нога согнута) и проговаривает слоги, слова, чистоговорки, потешки.

Можно под цифру положить картинку с автоматизируемым звуком и картинку с животным или каким-то предметом. Ребенок бросает мешочек и называет слово с автоматизируемым звуком так, как будто бы он кенгуру или как мяч.

Игра «Найди картинку». 

Ребенок бросает мешочек, попадает в букву, ищет среди картинок слова на заданный звук.

         "Логопедический" вариант таблиц Шульте, дает возможность закреплять навыки произношения корригируемого звука. Кроме всего прочего, улучшает периферийное зрение, способствует концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Развитие этих навыков помогает освоить технику скорочтения. Инструкция:
Читать слова, последовательно находя в таблице буквы этих слов.
Четко произносить звук Р в каждом слове.
Расстояние от таблицы до глаз было таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см. При выполнении важно избегать передвижений взгляда из центра и искать буквы только периферическим зрением. Прочитай слова:
Рак, рот, рама, роза, рыба, рама, робот, рыбак
Комар, торт, крот, забор, марка, краб, трактор, корка, карта, март, мотор и т.д.

Собери слова из 3х букв - по диагонали и вертикали
расставлены буквы, ребёнок составляет слова из трёх букв (сок, сом, мак, кок)
 

Дополнением к нейропланшету служат квадраты – зашумления для работы над зрительным гнозисом: работа с буквами (запоминание/узнавание деталей букв), автоматизация звуков, работа с пространством.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения закрепляется ориентировка в пространстве, развивается слухоречевая память. Возьми не красный мешочек брось левее синего круга, (ниже жёлтого, выше красного). А под геометрической фигурой картинка с автоматизируемым звуком.

Расположить картинки в первом ряду, во втором ряду, в третьем ряду. В первом столбике, втором, третьем. Положи жука справа по середине, жабу в правом верхнем углу или вверху справа и т.д.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи  и связной речи

Игра «Магазин».
Под каждой цифрой расположена картинка с продуктами или игрушками (любая лексическая тема). Ребёнок бросает мешочек в цифру, поднимает её и говорит:
Я хочу купить 5 груш, 4 яблока, 3 лимона, 5 диванов, 9 стульев.
ВИДЕО. Матвей Ксюша.

Игра «Один-много».

Брось в карточки мешочек - назови один - много предметов. Собака-много собак.

Игра «Прятки».

Под геометрическими фигурами спрятана картинка, ребёнок бросает мешочек в любую геометрическую фигуру и проговаривает «под красным кругом спрятан кораблик».

       Игра «Бывает-не бывает».

Под каждым цветным кружочком расположена картинка с изображением животного. Например, кошка под красным кружком. Ребёнок сочетает цвет и предмет. Красная кошка. (И. П). Не бывает красной кошки (Р. П) 

Игра «Каждый знает, что (красным, чёрным, белым) бывает». Ребёнок бросает в цветные кружочки мешочек. Ребёнок переворачивает цветной круг и называет столько красных (белых) предметов, какая цифра на оборотной стороне.

«Назови, слова – признаки, слова – предметы»

Попадаем в цифру мешочком, под ней различные изображения предметов.
Например карандаш. Назови столько действий с карандашом, какая, цифра выпала.
И так с каждым выпавшим предметом.

Игра «Я знаю 5 (4, 3...)»
Ребёнок попадает мешочком в цифру, попадает в 3, называет "Я знаю 3 имени мальчика", попадает в 4, Я знаю 4 животных жарких стран. И т.д.

Игра «Назови детеныша животного или птицы» (дикие животные, животные севера, дом птицы). Ребёнок попадает мешочком в животное – называет его детёныша.

Обобщающие слова 

В каждом квадрате 1 предмет из разных лексических тем. Ребёнок попадает в любой предмет (например ЛУК) - задача - назвать сразу обобщающее слово: Лук - это   овощ и т.п. 

Составь предложение.

Одновременно бросаем 2 мешочка, называем слова, с двумя выпавшим словами придумываем предложение. (используем для автоматизации звуков, закрепления лексической темы)

Игры для развития памяти.

Игра «Мемо». (Автоматизация звуков, отработка слоговой структуры слова, лексической темы). Парные картинки расположены под цветными кружочками. Нужно вспомнить, где была такая же картинка и назвать её. Когда силуэты откроются подключаем кинезиологические упражнения - показать первую пару картинок указательными пальцами, вторую пару – средними, третью – безымянными, четвёртую пару картинок показать мизинцами. Для развития слухоречевой памяти - игрок повторяет четвёрку слов, заданных педагогом.

Игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»

В хаотичном порядке раскладываются игрушки или картинки на секторах (4-9 в зависимости от возраста). Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет 2 картинки местами или прячет. Ребёнок должен вспомнить, что изменилось. (используем также для автоматизации звуков).
      Вспомни предмет по цвету. Ребёнку зачитывают 4-5слов, в зависимости от возраста (роза, огурец, помидор, ночь, кошка, небо). Ребенок должен к каждому слову подобрать цвет (розовая роза, чёрная ночь). Цвета расставляет по порядку на планшете. Затем, он должен вспомнить, о каком предмете шла речь, глядя на каждый цвет. Игра проводится в начале занятия. И в конце занятия логопед сам показывает цвета, ребенок вспоминает слова, названные в начале занятия.

Игра «Спрячь животное, птицу, насекомое».

Под цветными кружочками домашние животные (любая лексическая тема)
Ребёнок сам открывает и закрывает по очереди кружочки, вспоминая, какое животное было под тем или иным цветом.
 

Для развития слухоречевой памяти добавляем инструкцию: «Положи жука под красный квадрат, а пчёлку на розовый круг».

Игры с использованием кинезиомешочков.

В комплекте с нейропланшетом идут кинезиомешочки. Их можно использовать в упражнениях на переключение. Игры с кинезиомешочками развивают ориентировку в пространстве, координацию, регулируют силу и точность броска, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функций головного мозга ребенка.

  1. Просто (подкинуть мешочек вверх и поймать двумя руками).

Хлопок (подкинуть мешочек вверх и хлопнуть)

Накрест (подкинуть мешочек вверх и перекрестить руки)

На бок (подкинуть мешочек вверх и руки положить на бока).

Затем добавляем автоматизацию звуков в слогах, словах ра-ро-ру-ры.

  1. Кирпичи (ударяем руками о коленки)

Калачи (сжимаем кулачки)

Палочки(ладошки выпрямляем)

Галочки (соединяем ладошки вместе в виде галочки)

Девочки (показываем юбочку)

Мальчики (приседаем)

  1. Когда эти движения ребёнок сможет делать хорошо, можно добавить:

Спереди, сзади (хлопок перед собой, затем за спиной).

Сзади, спереди (хлопок за спиной, затем перед собой).

  1. И самое сложное: просто, хлопок, накрест, на бок, спереди, сзади, сзади-спереди, колесо, свеча, просто, два кирпича.

Нейрокоррекционные игры и упражнения с использованием нейропланшета оказывают положительное воздействие на формирование мозговых процессов детей, создают новые нейронные сети. У детей развивается не только речь, но и пространственные представления, мелкая и крупная моторика, улучшается память, внимание. Кроме этого, у дошкольников снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. Игры с использованием нейропланшета привлекают интерес и внимание детей, повышают мотивацию, создают позитивный настрой на занятиях, помогают детям преодолеть психическое напряжение. Всё это способствует достижению качественных изменений в речевом развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....