Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с детьми раннего возраста с проблемами в развитии
календарно-тематическое планирование по логопедии
Данное планирование составлено по методическому пособию "Цикл занятий по развитию речи у детей 1-3 лет с проблемами в развитии", авторы Т.Б. Кротова, О.А. Минина, А.В.Можейко, Н.Н. Саранчин, В.М. Чернышова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедические занятия проводятся в соответствии
с календарно-тематическим планированием ( Т.Б. Кротова, О.А. Минина, А.В.Можейко, Н.Н. Саранчин, В.М. Чернышова. Цикл занятий по развитию речи у детей 1-3 лет с проблемами в развитии )
Месяц | Тема занятия | Цели, задачи | Содержание |
Сентябрь 1 -2 неделя | Диагностика | ||
3 неделя | Занятие 1 | Задачи: - формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений; - учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки; - развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребёнка к произвольному произнесению звукоподражания. | Оборудование: яркое колечко от пирамидки на ниточке, мешочек, небольшая игрушка. Ход занятия 1. Упражнение «Ладушки-ладошечки» 2. Упражнение «Поймай колечко» 3. Сюрпризный момент «В гости пришла игрушка» |
4 неделя | Занятие 2 | Задачи: - формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений; - учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение; - побуждать ребёнка к произвольному выдоху. | Оборудование: игрушка, султанчик. Ход занятия 1. Упражнение «Прилетели гули» 2. Упражнение «Где же кукла Маша?» 3. Дыхательное упражнение с султанчиком. |
Октябрь 1 неделя | Занятие 3 | Задачи: - развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей; - формировать произвольный ротовой выдох; - учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение. | Оборудование: мисочка с тёплой водой, вата, жесткая щётка, шарик для пинг-понга, тазик с водой, игрушка, ширма, бубен, лист плотной бумаги. Ход занятия 1. Упражнение «Хлоп-хлоп, моя рученька» 2. Игра «Шарик» 3. Игра «Прятки» |
2 неделя | Занятие 4 | Задачи: - развивать ощущения собственных движений с помощью лёгких массажных действий руками; - формировать произвольный выдох; - учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребёнка к произвольному произнесению звука «а-а-а», развивать слуховое внимание. | Оборудование: пёрышко, лёгкий ватный шарик, знакомая кукла. Ход занятия 1. Упражнение «С горки – бух!» 2. Игра «Пёрышко» 3. Игра «В гости кукла к нам пришла» |
3 неделя | Занятие 5 | Задачи: - активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей; - формировать произвольный выдох; - учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребёнка к произвольному произнесению звука «а-а-а», развивать слуховое внимание. | Оборудование: гладкая поверхность, детский крем, бахрома, зайка, неваляшка, крокодил. Ход занятия 1. Упражнение «По ровненькой дорожке» 2. Игра «Занавесочка» 3. Игра «Айболит» |
4 неделя | Занятие 6 | Задачи: - активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятии с педагогом; - привлекать внимание ребёнка к звучащему предмету (колокольчику); - учить соотносить игрушки с сопряжённым, отражённым или произвольным звукоподражанием и различать их. | Оборудование: колокольчик, мишка, кукла, крокодил, волк, заяц, ширма или чудесный мешочек. Ход занятия 1. Пальчиковая игра «Сорока-белобока» 2. Упражнение «Колокольчик» 3. Игра «У нас в гостях» |
Ноябрь 1 неделя | Занятие 7 | Задачи: - активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятии с педагогом; - учить продолжительному ротовому выдоху; - активизировать зрительное восприятие ребёнка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности. | Оборудование: игрушечная веточка с листочками, игрушечный одуванчик, 2-3 разноцветные ленты (удочки), игрушки. Ход занятия 1. Пальчиковая игра «Этот пальчик…» 2. Игра «Ветерок» 3. Игра «Удочка» |
2 неделя | Занятие 8 | Задачи: - учить ребёнка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом; - учить продолжительному ротовому выдоху; - учить ребёнка определять направление звука. | Оборудование: бабочка, вырезанная из цветной бумаги, закреплённая по центру ниткой, два колокольчика, погремушки, звуковые коробочки. Ход занятия 1. Пальчиковая игра «Поехали-поехали…» 2. Игра «Бабочка, лети!» 3. Упражнение «Где же колокольчик?» |
3 неделя | Занятие 9 | Задачи: - использовать разницу температурных ощущений, побуждать ребёнка к произвольным эмоциональным восклицаниям: «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!» - учить ребёнка произвольному ротовому выдоху. | Оборудование: мисочки с тёплой водой, куском льда, пинг-понговый шарик, чашечка. Ход занятия 1. Пальчиковая игра «Поехали-поехали…» 2. Игра «Горячий чай» |
4 неделя | Занятие 10 | Задачи: - формировать представления о схеме тела; - учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки); - формировать длительный произвольный выдох. | Оборудование: колокольчик, погремушки, звучащая коробочка, барабан, бумажный или пластмассовый кораблик, тазик с водой. Ход занятия 1. Речь с движением «Вова хлопать как умеет 2. Упражнение «Бом-бом» 2. Игра «Кораблики» |
Декабрь 1 неделя | Занятие 11 | Задачи: - активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое); - формировать представления о схеме лица, выполнять воображаемые действия (вместе с педагогом или вслед за ним) с помощью стихотворного текста; - учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки). | Оборудование: два одинаковых широких бокала (в одном – крупа, в другом – вода), колокольчик, погремушки, звучащая коробочка, барабан. Ход занятия 1. Упражнение «Мокрый и сухой» 2. Упражнение «Водичка» 2. Упражнение «Играет – не играет» |
2 неделя | Занятие 12 | Задачи: - учить ребёнка действовать в соответствии со звуковым сигналом; - учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряжённому, отражённому или произвольному звукоподражанию «уа»; - формировать представления о схеме лица, выполнять воображаемые действия (вместе с педагогом или вслед за ним) с помощью стихотворного текста с использованием игрушек. | Оборудование: ширма, чудесный мешочек, колокольчик или барабан, игрушки. Ход занятия 1. Упражнение «Бух! Бом!» 2. Упражнение «Уа!» 2. Игра «Покажи у куклы» |
3 неделя | Занятие 13 | Задачи: - развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом; - организовывать зрительное восприятие ребёнка: находить игрушку (мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты; - учить соотносить игрушку с её изображением на предметной картинке, называть её, используя звукоподражания или лепетные слова. | Оборудование: ширма, чудесный мешочек, колокольчик или барабан, игрушки. Ход занятия 1. Упражнение «Тук-тук» 2. Упражнение «Найди» |
4 неделя | Занятие 14 | Задачи: - формировать представления о схеме тела с использованием стихотворного текста; - учить ребёнка различать звучание простейших музыкальных инструментов (барабана, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика), развивать слуховую память. | Оборудование: барабан, погремушки, дудочки, бубен, колокольчик. Ход занятия 1. Речь с движением «Заболела кисонька» 2. Упражнение «Сначала и потом» |
Январь 2 неделя | Занятие 15 | Задачи: - развивать моторику руки; - формировать длительный направленный ротовой выдох; - учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, и соотносить их с частями собственного тела. | Оборудование: бумажный или ватный «мячик», картинка с изображением человека. Ход занятия 1. Игра «Колобок» 2. Упражнение «Загоним мяч в ворота» 3. Игра «Найди и покажи» |
3 неделя | Занятие 16 | Задачи: - активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных движений руками педагога), побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами; - формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. | Оборудование: свеча. Ход занятия 1. Упражнение «Покажи» 2. Игра «Задуй свечу» |
4 неделя | Занятие 17 | Задачи: - развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; - учить ребёнка различать звучание разных музыкальных инструментов, развивать слуховую память; - учить соотносить реальные объекты (игрушки) с потешками, стихами. | Оборудование: барабан, погремушки, дудочки, бубен, колокольчик, знакомые игрушки. Ход занятия 1. Упражнение «Весёлые маляры» 2. Упражнение «Сначала и потом», «Поиграй как я» 3. Упражнение «Угадай игрушку» |
Февраль 1 неделя | Занятие 18 | Задачи: - учить ребёнка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов, закреплять представления о частях тела; - учить продолжительному и целенаправленному выдоху. | Оборудование: несколько маленьких пузырьков с узким горлышком для лекарств и духов. Ход занятия 1. Упражнение «У слона большие уши» 2. Игра «Чей паровоз громче гудит» |
2 неделя | Занятие 19 | Задачи: - развивать моторику обеих рук с использованием пальчикового бассейна; - учить ребёнка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки), выделять одинаковые по звучанию. | Оборудование: пальчиковый бассейн, звуковые коробочки. Ход занятия 1. Упражнение «Стираем платочки» 2. Упражнение «Коробочка гремит» |
3 неделя | Занятие 20 | Задачи: - развивать моторику обеих рук; - формировать целенаправленную струю выдыхаемого воздуха; - закреплять представления о частях лица, определять недостающие детали изображения по предметной картинке. | Оборудование: бумажный мячик, картинки с изображением лица, на котором отсутствуют отдельные его части: нос, рот, уши, глаза, волосы, брови. Ход занятия 1. Игры с бумажным мячиком 2. Игра «Погреем ручки» 3. Упражнение «Найди и покажи» |
4 неделя | Занятие 21 | Задачи: - учить узнавать предметы по их функциональному назначению, побуждать к произвольному звукоподражанию, развивать внимание и память; - учить ребёнка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. | Оборудование: цветные картинки (самолёт, кукла, паровозик, волк) и контурные изображения тех же предметов, звуковые коробочки, Ход занятия 1. Игра «Покажи и назови» 2. Игра «Найди лишнюю» |
Март 1 неделя | Занятие 22 | Задачи: - учить ребёнка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию; - побуждать ребёнка к непроизвольному звукоподражанию, развивать внимание и память. | Оборудование: звуковые коробочки, три предметных картинки. Ход занятия 1. Игра «Найди пару» 2. Игра «Что пропало?» |
2 неделя | Занятие 23 | Задачи: - развивать моторику руки; - учить различать холодную и тёплую струю выдыхаемого воздуха. | Оборудование: два тазика с холодной и тёплой водой. Ход занятия 1. Упражнение «Поймай капельки» 2. Игра «Зайка |
3 неделя | Занятие 24 | Задачи: - учить контролировать силу ротового выдоха; - включать звукоподражания в стихотворные тексты, произнесение сопровождать имитационными движениями; - учить ребёнка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие. | Оборудование: картинка с изображением курицы, вороны, кукушки, свеча, предметные картинки с изображением животных. Ход занятия 1. Упражнение «Напугаем свечку» 2. Игра «Кто как кричит?» |
4 неделя | Занятие 25 | Задачи: - развивать мелкую моторику обеих рук с использованием пальчиковой гимнастики; - соотносить звукоподражание с изображением на предметной картинке, побуждать к сопряжённому, отражённому или произвольному произнесению звукоподражаний «ух», «ах», «ох»; - учить различать и запоминать цепочку звукоподражаний. | Оборудование: пальчиковая игрушка-животное, картинка с изображением звукоподражаний «ух», «ох», «ах». Ход занятия 1. Игра с пальчиковой игрушкой 2. Упражнение со звукоподражаниями 3. Игра «Кто сначала – кто потом?» |
Апрель 1 неделя | Занятие 26 | Задачи: - снятие напряжения мышц пальцев рук; - формирование понимания направленности действий; - формирование названий признаков предметов. | Оборудование: тазик с тёплой водой, картинка с изображением девочки за столом, предметы окружения, хорошо знакомые ребёнку. Ход занятия 1. Игра с пальчиковой игрушкой 2. Упражнение со звукоподражаниями 3. Игра «Кто сначала – кто потом?» |
2 неделя | Занятие 27 | Задачи: - совершенствование мелкой моторики; - формирование направленного ротового выдоха; - стимулирование аморфных слов. | Оборудование: игрушечный бассейн с манкой, соломинка для коктейля, вата, знакомые игрушки. Ход занятия 1. Игры с манкой 2. Дыхательное упражнение с соломинкой и ватой 3. Игра «Позови» |
3 неделя | Занятие 28 | Задачи: - развивать мелкую моторику руки; - развивать движение органов артикуляции; - стимулировать использование активного словаря. | Оборудование: игрушечный бассейн с манкой, игрушка лягушка, картинки с предметами, знакомыми ребёнку. Ход занятия 1. Игры с манкой 2. Дыхательное упражнение с соломинкой и ватой 3. Игра «Позови» |
4 неделя | Занятие 29 | Задачи: - развивать мелкую моторику рук; - развивать речевое дыхание; - выполнять дыхательно-голосовые упражнения на удлинение речевого выдоха. | Оборудование: две тарелки, зёрнышки крупных злаковых, тазик с водой, бумажный кораблик, картинки символы звуков. Ход занятия 1. Игры с манкой 2. Дыхательное упражнение с соломинкой и ватой 3. Игра «Позови» |
Май 1-2 неделя | Занятие 30 | Задачи: - развивать подражание движениям рук; - формировать длительный выдох; - активизировать речевое высказывание. | Оборудование: бабочка из картона, знакомые игрушки. Ход занятия 1. Речь с движением «Ладошки вверх – ладошки вниз» 2. Дыхательное упражнение с бабочкой 3. Упражнение на стимуляции речевых высказываний «на», «дай», «где», «вот», «тут». |
3-4 неделя | Итоговая диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные логопедические занятия с детьми раннего возраста
Рассматривается индивидуальная работа с детьми раннеговозраста на логопедическом пункте....
Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития
Направления коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития...
статья "Коррекционно- логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"
статья "Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"...
Организация и проведение логопедических занятий с детьми раннего возраста.
Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит формирование психики ребенка. Наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предмет...
Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста.
Тема: «Насекомые»Цель: развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.Задачи:Коррекционно-образовательные:- развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков;- развивать...
Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста по развитию речи.
Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста по развитию речи....
Логопедические занятия с детьми раннего возраста
Логопед рекомендует...