мир живой природы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Растения, животные, птицы солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды, рыбы ,звери ,лес, степь, горы, почва, радуга, ветер, дождь, метель, пурга, вьюга, иней, роса и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_nezhivaya_priroda.docx | 41.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Существительные
Растения, животные, птицы солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды, рыбы ,звери ,лес, степь, горы, почва, радуга, ветер, дождь, метель, пурга, вьюга, иней, роса и т.д.
Прилагательные
Разнообразная, яркая, сверкающая, необычная, живая, прекрасная, красивая, нетронутая, суровая, щедрая, чудесная, великая, богатая, мудрая, удивительная, ясная, родная, настоящая, неживая, живописная, великолепная и т.д.
Глаголы
дышит, питается, растет, размножается, наградить, создать, одарить, позаботиться, сотворить, брать, оказаться, получить, замереть, очаровывать, устроить, поместить, требовать, подарит, оживать, пробуждаться, ликовать, научить, затаить, содрогаться, дышать, выглядеть, отпустить, приходить, создавать, успеть, придать, лишить, радоваться, совершить, украсить, находиться
Знать, что мир живой природы - это растения, животные.
Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.
Знать, что растения очень разнообразны.
Среди них есть деревья, кустарники, травы.
*У трав стебли мягкие, сочные.
*У деревьев и кустарников- твердые, деревянистые. У дерева от корня отходит один толстый стебель -ствол.
*У кустарников несколько довольно тонких стеблей- стволиков.
Без растений не существовало бы животных Растения предоставляют пищу и кров многим животным. В свою очередь животные разносят семена, из которых вырастают новые растения.
Среди животных есть насекомые, рыбы, птицы, звери.
Насекомые – животные, у которых шесть ног (три пары). Насекомые в основном невелики. Их тело состоит из трех частей: голова, грудь (середина) и брюшко (задняя часть). Тело насекомого защищено прочной оболочкой.
Рыбы – водные жители, их тело покрыто скользкой чешуей. Они изумительные пловцы. Бывают рыбы величиной с головастика, бывают и длиннее крокодила.
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Существуют тысячи птиц самой разнообразной величины и формы. Большинство птиц умеет летать. Самая маленькая из птиц не больше бабочки. Самая крупная – выше человека.
Звери – животные, тело которых покрыто шерстью. Млекопитающие – животные, выкармливающие своих детенышей молоком. Существует множество различных млекопитающих. Почти все они живут на суше, но есть и такие, домом которых является море.
Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показать картинки).
И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Выучить стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Словесно-дидактическая игра: "Закончи предложение"
Предложить ребенку назвать объекты живой или неживой природы, подходящие по смыслу к определенному глаголу. Напомнить, что про одушевленные предметы отвечают на вопрос "Кто", а неодушевленные "Что"
Плавает- рыбы, жук-плавунец, кит…
Блестит- водная рябь, камни…
Гремит- гром
Светит- Солнце, луна, звезды, светлячки…
Летает- птицы, насекомые…
Беседа по стихотворению
(Назовите объекты живой/неживой природы. Поговорите о роли природы в нашей жизни)
1.Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
— он у мамы под крылом.
2.Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо, светло-голубое,
Солнце светит золотое
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг природа.
Наглядно-дидактическая игра: Взрослый предлагает ребенку картинки и просит разделить их на две группы:
1-относящиеся к живой природе;
2- относящиеся к неживой природе
Живая природа: Неживая природа:
дерево камни
медведь звезды
бабочка вода
дети солнце
цветок сосулька
Игра «Закончи предложение»
- Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
- Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
- Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы).
Конкурс загадок и проблемных вопросов
- Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
- Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
- С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
- Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
- Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
- Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).
- Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей).
- Чем до неба докинешь? (взглядом)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
Образная игра «Посадим дерево»
Если мы решили посадить дерево.
Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю).
- Чтобы зерно взошло, надо его... (полить).
- Еще растению нужно... (солнце)
- Пройдет время и появится... (росток)
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.
Физкультминутка
Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба)
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята
– прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. (Прыжки на месте)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех! (Лёгкий бег на месте: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой!
Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках побежим.
На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Словесная аналитическая игра: Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку выделить из него объекты живой и неживой природы.
На грядках росли огурцы и помидоры. Огурцы и помидоры – растения (живая природа) растут на почве (неживая природа).
В небе летел гордый сокол. Сокол – птица (живая природа), небо – неживая природа.
Маша купалась в пруду. Маша – это человек (живая природа), пруд – неживая природа.
Зайчик кушал зеленую травку. Зайчик – животное (живая природа), травка – растение (живая природа)
Вода покрывала камни на берегу. Вода – неживая природа, камни – неживая природа.
Бабушка смотрела на солнце. Бабушка – это человек (живая природа), Солнце – небесное светило (неживая природа)
Кошка охотилась на птичек. Кошка и птички – представители животного мира, а значит - относятся к живой природе.
Ветер срывал листья с дерева. Листья – это живая природа, ветер – неживая природа.
Если дождь стучит в оконце,
Но при этом светит солнце,
То украсит небеса
Семицветная краса.
(радуга)
2. Яркий, светлый огонёк
Кто - то в небе нам зажёг.
Пусть она горит всегда –
Эта дальняя …(звезда)
3. Рядом со звездой соседка,
В небе круглая «конфетка»,
Ночью светит всем она –
Жёлто – белая …(луна)
4. Гнутся ветки и пшеница,
Почему им не стоиться?
Потому что целый вечер
Шумно дует сильный …(ветер)
5. Если выпал первый снег,
Надел шубу человек,
Значит, к нам пришла сама –
Белоснежная …(зима)
6. Круглые льдинки с неба летят,
Бьют и ломают. Это же …(град)
7. В тёмном небе он гремит,
Всё вокруг меня дрожит.
Сотрясается мой дом,
Потому что в небе …(гром)
8. Дождик капал на крыльцо,
Сделал дождик озерцо,
Коль откроешь дверь наружу,
То наступишь прямо в …(лужу)
9. С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный …(снег)
10. Воздух сделался холодным,
Цвет зелёный стал не модным,
Пожелтел наш старый сад,
Значит скоро …(листопад)
11. По небу летела вата,
Вся кудрява, кучковата,
Белая, как пух легка,
Может это - …(облака)?
12. Мы его в походе жгли,
В нём картошку напекли,
Чтоб не сжечь лесной ковёр,
Потушили мы …(костёр)
13. С неба падают, летят,
Осыпают шапки, спинки,
Под ногой моей скрипят,
Тают на руках …(снежинки)
Игра на внимание:
Если я буду называть объекты живой природы, нужно встать, неживой – хлопать в ладоши, если я ошибаюсь- топать.
1. Дом без окон, без дверей
В нем 6 кругленький детей
В темноте проводят дни.
Угадайте, кто они? (горошины в стручке)
2. Возле елок из иголок летним днем построен дом.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион. (муравейник)
3. Один пьет, другой льет, третий растет. (земля, дождь, трава).
4. Спинка, доска и четыре ноги. Что я задумал, скорей назови. (стул, сделан руками человека)
5. Летит птица. Крылья распластала – небо застлала. (Туча)
6. Один сторож, много веток: все по горнице гуляют, сор повсюду собирают (веник сделан руками человека)
Лексико-грамматическая игра:
«Скажи правильно». Образец: «Кобра быстрее черепахи»
Кто быстрее? (Черепаха или кобра?)
Кто тяжелее? (Крокодил или кенгуру?)
Кто сильнее? (Тигр или зебра?)
Кто больше? (Слон или лев?)
Кто выше? (Жираф или тигр?)
«Зачем?»
Зачем обезьяне хвост?
Зачем слону хобот?
Зачем верблюду горбы?
Зачем черепахе панцирь?
Зачем кенгуру сумка?
Зачем тигру клыки?
Зачем жирафу длинная шея?
Зачем крокодилу зубы? И т.д.
«Кто за кем охотиться?» (По двум картинкам)
Лев – кенгуру. (Лев охотиться за кенгуру.)
Пантера – зебра. (Пантера охотиться за зеброй.)
Крокодил – антилопа. (Крокодил охотиться за антилопой). И т.д.
«Один – много»
Зеленый крокодил – зеленые крокодилы
Быстроногая антилопа – быстроногие антилопы и т.д.
«Сосчитай» (Лев, черепаха, слон, полосатая зебра, пятнистый жираф, двугорбый верблюд)
«Назови детенышей»
У львов – львенок, львята
У верблюдов – верблюжонок, верблюжата
У слонов – слоненок, слонята
У черепах – черепашонок, черепашата. И т.д.
«Исправь предложения»
Львица не охотится потому, что это за нее делают львята.
Крокодил – ласковое и доброе животное.
У черепахи – мягкая шерсть.
Слон – самое легкое животное, которое ходит по земле.
«Кто где?» Расставить игрушки в разных местах. Отработка предлогов места: НА, ПОД, НА, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
«Сравни!»
Слон высокий, а жираф еще …выше.
Бегемот тяжелый, а слон еще…
Лошадь выносливая, а верблюд еще…
Заяц прыгает далеко, а кенгуру еще…
Беседа: «Кто где живет»:
- Жилище — сооружение, место, в котором живут люди или животные.
Какую функцию выполняют жилища?
- Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.
Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища - беда,
Но людям без дома – совсем никуда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная деятельность( живая и не живая природа)
Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...
"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...
Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...
Живая природа. Растения как живые организмы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....
Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе
Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...
Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...