круглый стол «Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности у дошкольников»
материал по логопедии

Смирнова Ирина Владимировна

Выступление на круглом столе на тему: «Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности у дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Савинский детский сад №3

Выступление на круглом столе на тему:

«Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности у дошкольников»

Разработала:

Смирнова Ирина Владимировна,

учитель-логопед

«С ребёнком надо делать всё через игру…»

Д.Б. Эльконин

Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения. Игра – эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребёнка целиком.

Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте согласно возрастной периодизации развития Д.Б. Эльконина – сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра глубоко  изучена в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,         Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца  др.

В игре рождается и формируется воображение. Воображение – это действие в смысловом поле, которое является предпосылкой символического мышления.

Важный аспект игры связан с проблемой овладения ребёнком собственным поведением. Именно в сюжетно-ролевой игре необходимо возникает процесс подчинения ребёнка определённым правилам. Л.С. Выготский отмечал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали.

Значение игры для психического развития ребёнка дошкольного возраста велико. Д.Б. Эльконин подчёркивал,  что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребёнка в целом, развития его сознания»[2].

Главные линии влияния игры на развитие психики:

  1. Развитие мотивационно-потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов; формирование общественных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.
  2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.
  3. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действия (через этап размышления о предмете-заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственному действию.
  4. Преодоление познавательного эгоцентризма ребёнка. Закладываются основы рефлексивного мышления – способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносит и с общечеловеческими ценностями.
  5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.
  6. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность.
  7. Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания [2].

Актуальность

Учитывая огромное значение детской игры, не может не вызывать тревоги тот факт, что в современном обществе игра находится в кризисном состоянии. Современные родители равнодушно, а часто и неодобрительно относятся к детской игре как к несерьёзному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие, интенсифицировать его, происходит вытеснение свободных игр детей обучающими занятиями. Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребёнка, которые не компенсируются обученностью[3].

Выделяются следующие классы игр: самостоятельные игры; игры по инициативе взрослого, внедряемые с воспитательной и образовательной целями (в нашем случае дидактические игры); народные игры.

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме [4].

С каждым годом увеличивается число детей с речевой патологией.  Нарушается не только звукопроизношение, но и остальные компоненты речи – бедность словаря, нарушение грамматической стороны речи, низкий уровень связной речи. Так же страдают и психические процессы – внимание, память, мышление и воображение.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью:

  • Расширение словаря и грамматического строя речи; феномен детского словотворчества;
  • Убывание эгоцентризма детской речи;
  • Развитие функций речи:
  • Речь как орудие общения.
  • Речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения [1].

Исходя из всего вышеперечисленного, на своих логопедических занятиях я широко использую дидактические игры как средства развития не только  речи, но и таких важных качеств самостоятельности и инициативности.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Исходя из направлений своей работы, я сделала небольшую подборку игр, которые использую на занятиях.

Один из важнейших разделов «Звукопроизношение», т.к. по результатам диагностики у 94,4% детей (17 из 18) выявлены нарушения звукопроизношения. При проведении работы по звукопостановке, их автоматизации и дифференциации с другими звуками важна разнообразность используемых материалов.

  1. Дидактическая игра «Узнай букву и правильно её произнеси».

Ребёнок должен узнать оптический образ изучаемой буквы и раскрасить/отметить цветным камешком/помпоном/ определённого цвета (приложение 1).

  1. Дидактическая игра «Посчитай-ка»

Ребёнку предлагается сосчитать, сколько каждого предмета изображено. Так отрабатывается согласование существительных с числительными, а так же дети проявляют инициативу, ведь им нужно закрыть правильно названные картинки цветным камешком (приложение 2).

  1. Дидактическая игра: «Маша поймала…»

Цель: автоматизация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях (приложение 3).

  1. Дидактические игры с фонариком:
  1. «У бабушки и дедушки под подушкой…»
  2. «Кира и Рома рисуют…»
  3. «В машине едет…»
  4. «Акула Акулина съела…»
  5. «У Эльзы во льду…»
  6. «В киндер сюрпризе спрятано…»
  7. «Пирожок с…»
  8. «Дядя Шнюк шьёт на швейной машинке…»
  9. «Щенок ищет...»
  10. «У Маши и Миши в пушке…»
  11. «У улитки…».

Дети с удовольствием «подсвечивают» фонариком карточку и самостоятельно называют предмет, который там спрятан (приложение 4).

  1. Дидактическая игра «Звуковая улитка» с использованием камешков марблс.

Дети называют слово, правильно произнося изучаемый звук, и закрывают его камешком. Можно еще добавить задание – составить предложение с данной картинкой или определить местонахождение звука в слове или разделить слово на слоги (приложение 5).

  1. Дидактические игры на липучках (приложение 6).
  1. Игра «У дяди Шнюка в большом шкафу…»
  2. Игра «Витамики»..
  3. Игра «В автобусе едут…»
  4. Игра «Времена года и дни недели».

  1. Звуковые ходилки/бродилки.

Дети с огромным интересом и желанием играют в них, а слова правильно произносятся на одном дыхании! (приложение 7).

  1. Дидактические игры для артикуляционной гимнастики (АГ).

Развитие речевого аппарата на самых ранних этапах работы с ребёнком имеет наиважнейшее значение. И, для того, чтобы этот процесс происходил интереснее, чтоб ребёнок сам хотел выполнять упражнения, на помощь приходят дидактические игры (приложение 8):

  1. АГ «Три кота»
  2. АГ «Сладкие и вкусные дыни»
  3. АГ «Маша и Медведь»
  4. АГ «Весёлый сёрфинг»
  5. АГ «Пасхальная корзинка»
  6. АГ «Забавные карточки»

  1. Дидактические игры с магнитными цветными стёклышками.

Здесь можно придумать огромное количество вариантов игр. У  меня пользуется «популярностью» у детей игра «Осеннее дерево» (приложение 9).

 Дети должны на листочках найти нужный звук и закрыть его определённого цвета стёклышком. После того, как все звуки найдены, ребёнок берёт магнитный жезл и собирает все стёклышки, тем самым имитируя осенний листопад. Эта дидактическая игра прекрасно мотивирует детей на правильное звукопроизношение и развивает их инициативность и самостоятельность.

В заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют развитию речевой активности детей, развитию их инициативности и индивидуальности, а так же  повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие речи в ходе игровой деятельности  дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Список используемой литературы:

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). -  М.: Гардарики, 2005. – 349с.
  2. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. №3. С. 23.
  3. Эльконин Д.Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. №3.
  4. https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.

Приложение 1.

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211104_134301.jpg

Приложение 2.

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211111_201452.jpg

Приложение 3.

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211111_201529 (1).jpg

Приложение 4.

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211115_213031.jpg

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211115_213212.jpg

Приложение 5.

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211115_214128.jpg

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211111_204441.jpg

Приложение 6.

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211111_201640 (1).jpg

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211111_201853.jpg

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211111_202227.jpg

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211115_214719.jpg

Приложение 7.

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211115_214008.jpgC:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211115_213951.jpg

Приложение 8.

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211115_215438.jpg

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211115_215456.jpg

Приложение 9.

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20211115_213926.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития мышления и речи старших дошкольников

Взаимосвязь развития речи и мышления старших дошкольников, примеры дидактических игр....

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

Доклад: Дидактическая игра, как средство развития и активизации речевого общения дошкольников

Игра на занятиях в детском саду и в режимных моментах необходима для снижения нагрузок у детей.  Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи.  Ведь дошкольный возраст – это время эн...

МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...

" Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ"

Презентация личностно-ориентированного подхода для формирования  математических представлений у дошкольников с ОВЗ...