Познавательное развитие "Домашние животные зимой", для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Коррекционно-образовательные задачи:
- пополнить и систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде;
- уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теленок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, свинья, поросенок, ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);
- закреплять знания о предлогах В, На;
- автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_domashnie_zhivotnye_zimoy.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка подгруппового занятия с детьми старшего возраста
по теме « Домашние животные зимой.»
Фокина Юлия Сергеевна
Учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 77 комбинированного вида Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Коррекционно-образовательные задачи:
- пополнить и систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде;
- уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теленок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, свинья, поросенок, ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);
- закреплять знания о предлогах В, На;
- автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте!
- улыбнемся им и друг другу.
- Ребята, а какое сейчас время года наступило?
(Ответы детей)
- Правильно, зима. К нам упали снежинки с неба.
Белая, узорная, звездочка малютка
Ты лети мне на руку, посиди минутку
- Давайте устроим снегопад.
- Посмотрите куда упала моя снежинка!.
- Подойдите к этому столу, станьте так, чтобы вы не мешали друг другу.
- По очереди опустите руку и возьмите по одному предмету.
В контейнере среди орешков спрятаны пластиковые фигурки домашних животных: кошки, коровы, козы, собаки, лошади, свиньи, овцы.
2. Повторение
- Кто же это? (животные)
- Как называют этих животных? (домашними животными)
- Сегодня у нас в гостях у домашние животные и мы будем говорить о них.
- А почему их называют домашними?
(Домашние животные живут вместе с человеком. Он ухаживает за ними: дает им жилище и корм. А животные приносят пользу человеку).
- Если они приносят пользу человеку, значит, какие они? (полезные)
- Если они нужны человеку, значит какие они? (нужные)
- Наши гости – животные просят помочь им. У нас совсем не давно была осень, но вдруг начался сильный снегопад и наступила зима, все вокруг изменилось, стало белым-бело. И мамы животные не могут найти своих детенышей. Чтобы мы смогли им помочь, Зимушка-зима приготовила нам испытания, рассыпав снежинки с заданиями на волшебной карте. (слайд карта со снежинками)
- Какая снежинка нам даст первое задание?
Ответ детей – синяя
Подходим к снежинке.
3. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже)
Игра «Есть — нет».
- А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.
- Давайте сыграем в игру «Есть-нет». Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия:
- У меня есть кошки.
1. А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
2. А у меня нет свиней, но зато есть козы.
3. У меня нет коз, но зато есть коровы.
4. У меня нет коров, но зато есть овцы.
5. У меня нет овец, но зато есть собаки.
6. У меня нет собак, но зато есть лошади.
- Молодцы!
Какая снежинка на карте следующая?
(Ответы детей – красная)
-Да тут загадки! Слушайте внимательно.
4. Упражнение «Угадай по описанию», «Назови детеныша». Развитие речевого дыхания, голоса. Игра «Громко-тихо».
-Кто это? У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный шелковистый хвост. Она перевозит грузы. Любит — овес. (Это лошадь) выставляется фигура или картинка лошади
- Как называется детеныш у лошади? (Жеребенок)
- Кто это? Она не очень большая, добрая. Любит щипать траву, играть, прыгать. Дает людям мягкую и теплую шерсть, из которой вяжут носки и варежки. (Это овца) выставляется фигура или картинка овцы
- Как называется детеныш у овцы? (Ягненок)
Кто это? Она не очень большая. Она любит лежать в пыли или луже, хрюкает. У нее маленькие глаза, хвостик крючком, нос пятачком. (Это свинья)
- Как называется детеныш у свиньи? (поросенок)
Кто это? Она может быть разного размера — от очень маленькой до очень большой. Она любит гулять и играть. Ее называют другом человека. Она хороший помощник: сторожит дом человека, пограничникам помогает охранять границу, помогает слепым людям ходить по улице, умеет выполнять разные команды. Обожает косточки и мясо.
(Это собака)
- Как называется детеныш? (щенок)
- Кто это? Она большая, пятнистая, рогатая. У нее добрые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. (Это корова)
- Как называется детеныш коровы? (Теленок)
- Как корова подает голос? (Она мычит — мууууу)
- Сделайте глубокий вдох, задержите немного дыхание, а на плавном длительном выдохе произнесите: муууууу
- Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Представим, что мы с вами коровы! Будем произносить Мууууу….
- а теперь помычим громко,
- а теперь тихо, почти шепотом!
-Молодцы, справились с заданием!
- Кошка хвостиком махнула
И на ушко мне шепнула.
Предлагает поиграть и снежинку отыскать!
5. Развитие общей моторики. Физминутка
Кошка хвостиком играла
Вот так! Вот так (руки на поясе, полуприсед на месте с поворотом вправо-влево)!
Веселилась, хохотала.
Вот так! Вот так (наклоны туловища вперёд-назад)!
Мячик по полу катала.
Вот так! Вот так (присесть; имитация движения)!
И по комнате скакала.
Вот так! Вот так (встать, прыжки на месте)!
А потом устала кошка (присесть)
И поплакала немножко (закрыть лицо руками).
Раз, два, три, четыре, пять
Будем кошку утешать (подняться, погладить себя по плечам).
Посмотрите на схему, куда нам нужно двигаться дальше?
(Ответы детей – желтая снежинка)
5. Совершенствование грамматического строя речи.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
- Давайте поиграем в мяч.
Игра называется «Скажи наоборот». Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение и вернуть мне его.
- Конь большой, а кот… …маленький.
- У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.
- Бык сильный, а теленок… …слабый.
-Лошадь высокая, а собака… …низкая.
- Кошка послушная, а котенок… …озорной.
-У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.
- Собака большая, а щенок … … маленький.
- Ах, какие вы смышленые!
-Давайте посмотрим куда нам нужно отправляться дальше?
(снежинка + снегопад) – слайд
6. Дыхательная гимнастика
Заметает тропы вьюга.
Эх, Морозова подруга!
Злится, пыжится, пурга
Да несет с собой снега.
-Возьмите каждый по коробочке, и подуйте в нее сильно сильно, чтобы увидеть как красиво кружится вихрь снега. (прозрачные контейнеры с пенопластом и трубочками для сока)
_молодцы, у вас прекрасно получилось.
Какая у нас будет следующая снежинка?
Ответы детей – белая
6. Развитие психических процессов, игра «Найди лишнего»
- Белая снежинка предлагает нам сесть за столы и поиграть в игру «Найди лишнего».
Закройте красным кружком того на своей карточке, кого вы считаете лишним. (карточки разные)
- Опрос детей – кто лишний и почему.
8. Упражнение «Где детеныши» знакомство с предлогами НА, В
И вот последняя снежинка, и снова задание! Чтобы мамы встретились со своими малышами, нужно угадать его по голосу и сказать где он спрятался.
- звук мяу- кто это – котенок – где он? – ответы- котенок на заборе
- звук – гав – кто это? – щенок - Где спрятался щенок? – на санках
- звук – му – кто это? – теленок – Где спрятался теленок? – в загоне
- звук – ме – кто это? – козленок – где спрятался козленок? – на столе?
- звук – ржание жеребенка – кто это? – жеребенок – где спрятался жеребенок? – в сундуке
- звук –хрю – кто это? – поросенок – где спрятался поросенок? – в тазу
- звук – бе- кто это? – ягненок – где прятался ягненок? – в сарае
- Мы говорим маленькое слово НА – когда предмет находится сверху другого предмета (слайд). Это маленькое слово мы будем обозначать вот такой схемой (выставляется модель предлога). Мы говорим маленькое слово В – когда предмет находится в другом предмете (слайд). Это маленькое слово мы будем обозначать вот такой схемой (выставляется модель предлога).
У вас на столах лежат карточки с этими моделями маленьких слов. Посмотрите НА и В. Чтобы мамы встретились со своими малышами, давайте вспомним где они спрятались. Поднимите ту карточку, которая показывает, что
- котенок спрятался НА дереве!
- щенок спрятался НА санках
- теленок спрятался В загоне
- козленок спрятался НА столе
- жеребенок прятался В сундуке
- поросенок спрятался В тазу
- ягненок спрятался В сарае
Молодцы! Наконец мамы встретили своих детенышей и все они очень рады и благодарны нам за помощь.
12. Итог занятия
Ребята, помогли мы мамам и детенышам встретиться? А чем мы занимались? Что вы запомнили?
Снежинка
А Зимушка-зима прислала нам самую последнюю снежинку. Она очень рада, что мы помогли домашним животным, и дарит вам подарки!
А сейчас, поднимите руки в верх и помашите мне, если вам понравилось и было интересно. А если кому-то было скучно, спрячьте ладошки за спину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ
В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...
КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему « Птицы зимой » для детей старшего дошкольного возраста.
конспект занятия...
Развитие познавательной активности и компетентности у детей старшего дошкольного возраста в познавательно - исследовательской деятельности
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно расс...
Познавательно-творческий проект на тему: «Зимушка-зима» для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: познавательно – творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность проекта: среднесрочный - месяц (декабрь 2019г).Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.Акту...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Краткосрочный познавательно- творческий проект «Зимушка- зима». для детей старшего дошкольного возраста.
Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природ...