Логопедическое занятие с использованием нетрадиционного метода «Фокусы» по автоматизации свистящих звуков в предложениях и связной речи у детей старшей группы «Как Лисы Зайцев догоняли».
план-конспект занятия по логопедии
Логопедическое занятие с использованием нетрадиционного метода «Фокусы» по автоматизации свистящих звуков в предложениях и связной речи у детей старшей группы «Как Лисы Зайцев догоняли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie._ochnyy_etap.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Савинский детский сад № 3
Логопедическое занятие с использованием нетрадиционного метода «Фокусы» по автоматизации свистящих звуков в предложениях и связной речи у детей старшей группы «Как Лисы Зайцев догоняли».
Разработала и провела:
Смирнова Ирина Владимировна,
Учитель-логопед
Цель: закрепление и дифференциация у детей правильного произношения свистящих звуков в предложениях и связной речи.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания детей о предлогах –за; - из; - в, и их правильном употреблении.
- Закрепить использование существительных в родительном падеже единственного числа.
- Дать возможность применить на практике правильное произношение и дифференциацию звуков С и З в предложениях и связной речи.
Развивающие:
- Продолжить развивать умение детей менять темп и ритм речи.
- Продолжать развивать чувствительность нервных окончаний ладоней и моторики рук детей.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Формировать познавательную активность, внимание и логическое мышление у детей-логопатов.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Действующие лица и оборудование: главный фокусник (учитель-логопед), картинки четырёх зайцев, четырёх лис, четырёх замков и четырёх сторожей; «волшебная книжечка»; «волшебная клетка»; детский массажный мячик с шипами, аудиозапись «Послание Зайца».
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем вы догадаетесь, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие, хочу вас спросить: вы любите фокусы?
- Ответы детей (Да! Конечно!)
- Тогда смотрите и слушайте внимательно. Обратите внимание, какие звуки будут встречаться чаще остальных.
Демонстрация учителем-логопедом фокуса «Зайцы и Лисы».
Логопед начинает рассказ о зайцах и лисах, выкладывая на стол соответствующие тексту картинки. При повторах фокуса дети сами поочерёдно пересказывают эту историю, упражняясь в дифференциации свистящих звуков в речи.
«Четыре зайца и четыре лисы пришли в гостиницу. Зайцев поселили парами в два номера, а лис поселили парами в другие два номера. Для безопасности хозяин гостиницы каждый номер закрыл на замок и поставил к дверям по сторожу».
Собрав все четыре стопочки картинок, логопед спрашивает у детей, сколько часов спал хозяин гостиницы, и столько же раз снимает и перекладывает в низ стопки любое количество карточек. Затем он раскладывает картинки рисунками вниз по одной штуке в четыре угла, продолжая свой рассказ:
«И вот что увидел хозяин гостиницы: все сторожа спокойно спят в одном номере, четыре замка сложены в другом номере, а лисы забрались в номера зайцев!».
- Итак, ребята, вы уже догадались, с какими звуками мы будем сегодня работать и кому будем помогать?
- Со звуками С и З,будем помогать зайцам убегать от лис.
- Верно. Я буду главным фокусником, а вы будете моими помощниками. Согласны?
- Да!
-Проходите к стульчикам и присаживайтесь поудобнее.
- Основная часть
Фокус «Заяц гонится за Лисой»
- Посмотрите, у меня есть маленькая «волшебная книжечка» (логопед демонстрирует детям, что в ней всего 2 страницы с картинками). Ребята, что вы видите? Дети по картинкам составляют предложение:
- Лиса гонится за Зайцем.
Логопед взволнованно закрывает книжечку, опасаясь за жизнь Зайчика. Он напоминает зрителям о том, что книжечка эта волшебная, и предлагает попросить её:
-Волшебная книжечка, спаси Зайчишку!
Фокусник вновь раскрывает «волшебную книжечку». И дети с удивлением видят, что теперь уже…
- Заяц гонится за Лисой.
- Кто хочет попробовать себя в роли главного фокусника? Логопед выбирает одного ребенка для самостоятельной демонстрации фокуса и напоминает о правильном произношении свистящих звуков.
- Дима, тебе понравилось «волшебничать?»
- Ответ ребёнка.
- Ребята, какое «маленькое, специальное» слово вы здесь использовали?
-Ответы детей. Если у них возникают трудности, то логопед задаёт наводящие вопросы, помогает вспомнить о предлогах.
- Замечательно, ребята, так как лисы пробрались в номера к зайцам, предлагаю их спасти! У меня есть «волшебна клетка», куда можно «посадить» лису!
Демонстрация фокуса с клеткой
Фокусник-логопед закатывает рукава и вытягивает вперёд руки с «волшебной клеткой» и картинкой «лиса». Всё это должно убедить зрителей в том, что картинка во время фокуса не будет спрятана в рукаве. На глазах у детей фокусник «сажает в клетку» лису, т.е. вставляет в клетку картинку с её изображением. Зрители вместе с фокусником чётко произносят волшебное заклинание:
- Глаззззза ззззакрой, глаззза открой, и ссстанет клеточка пуссстой!
Причём, говоря «Глаззза зззакрой», зрители действительно на мгновение закрывают глаза. Открыв глаза, дети видят, что клетка пуста. По просьбе логопеда один из детей комментирует произошедшее:
- Лиса исчезла из клетки. (Лиса вылезла из клетки).
Затем дети вместе с фокусником чётко произност другое волшебное заклинание:
- Глазззза зззакрой, глаззза открой, и ссстанет клетка не пуссстой!.
Зрители открывают глаза и видят, что в клетке снова появилась лиса. Один из детей снова поясняет:
- Лиса снова залезла в клетку. (Лиса сидит в клетке).
Фокус нужно закончить в тот момент, когда лиса снова исчезнет из клетки (сказать детям, что лиса сбежала и для зайцев снова возникла угроза), для продолжения дальнейшего «спасения» зайцев.
На протяжении всего фокуса логопед акцентирует внимание детей на используемых «маленьких, специальных» слов – предлогов.
Динамическая пауза «Заяц»
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться. Выходите в центр зала и становитесь в круг. Повторяйте за мной движения и слова.
Быстро-быстро Зайка мчится
Не догнать его лисице.
Пусть с ним наши язычки
Скачут наперегонки:
Я скачу, скачу, скачу,
скачу, скачу, скачу...
Я скачу, скачу, скачу..
…всё! Больше не хочу!
Не скачу я, а шагаю
И шаги всё за — мед — ля — ю..
Всё! Ус — та — ли
И на месте встали.
- Замечательно мы отдохнули! Вдруг, зазвучала устрашающая музыка.
- Ой, ой,ой! Что же это?
-Звучит запись голоса Зайца: «Лиса страшилки сочиняет, хитрость лисы не нова: просто лиса переставляет в предложениях слова!».
- Логопед предлагает детям правильно произнести предложения, превращенные Лисой в «страшилки». Для этого логопед бросает массажный мяч детям по очереди и предлагает исправить предложения.
Сушка съела старушку.
В пассажира сел самолет.
Сок налили в стакан — (да!).
Салатом посолили соль.
К стулу поставили стену.
Колбаса ест Сережу.
Стол постелили на скатерть.
Сарафан стирает Свету.
Сосна села на сороку.
- Отлично! Ну а теперь я предлагаю окончательно «разобраться» с Лисами и спасти наших Зайцев. Вы готовы, дети?
- Да!
-В этом нам поможет новый фокус «Фокус – покус». Подходите поближе ко мне.
Фокус-покус
Фокусник-логопед беспорядочно раскладывает на столе перед зрителями 12 карточек. На карточках с белым, синим и зелёным фоном изображены 3 зайца, 3 лисы, 3 сторожа и 3 замка. Дети чётко называют каждую картинку:
- Заяц, замок, замок, лиса, сторож и т.д.
Затем фокусник-логопед небрежно собирает карточки в стопку.
Фокусник-логопед раскладывает перевёрнутые рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:
-Покус-мокус! Посмотрите фокус!
Когда каждая стопочка карточек открывается, дети с удивлением обнаруживают:
- В стопке слева – все: и заяц, и лиса, и сторож, и замок – на белом фоне.
- В стопке справа – все на зелёном фоне.
- В стопке посередине – все на синем фоне.
Затем фокусник-логопед снова собирает все карточки. Все вместе повторяют «волшебное заклинание», затем логопед раскладывает карточки на 4 стопки. Раскрывая их, дети удивляются:
- В стопке слева – все зайцы.
- В стопке справа – все замки.
- В двух стопках посередине – все лисы и сторожа.
- Ура, ребята! Мы спасли всех зайцев!
- Рефлексия
- Итак, ребята! Наше увлекательное перевоплощение в фокусников подошло к концу. Понравилось ли вам побывать в этой роли? Как вы считаете, всё ли у вас получилось? Может, возникали трудности с пониманием, произношением?
Логопед слушает ответы детей.
- Спасибо вам за вашу активность, надеюсь, что наши следующие встречи будут такими же интересными и весёлыми! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект: Использование нетрадиционных технологий в развитии связной речи для детей старшей группы по теме "Времена года"
Цель исслевования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных технологий....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.Лексическая тема: «Фрукты».Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (Для детей старшей группы с ОНР).
Тема: "Овощи". Цель: формирование лексико-грамматических средств языка....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР
Конспект. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схем. ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР
Конспект логопедического занятия по лексической теме :"Одежда"....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР ( Гомзяк)...