Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей детских садов
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал будет полезен воспитателям детских дошкольных образовательных учреждений при организации работы над развитием лексико- грамматического строя детей. В нем представлены игры и упражнения для разных возрастных категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматический строй речи – это * Владение приемами словоизменения и словообразования * Умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова Эти умения делают нашу речь организованной и понятной для окружающих.
За счет чего речь ребёнка становится правильной? * врожденное языковое чутье; * нахождение в благоприятной языковой среде, дающей образцы грамотной речи; * форма общения взрослых между собой; * стиль общения педагога с детьми; * специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок. Важно не только включение в занятия с детьми заданий для развития грамматического строя речи, но и пример культурной, грамотной речи воспитателя ! Забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.
* морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам); * словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п); Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям: * синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).
Дидактические игры для развития грамматического строя речи * «Волшебная палочка» или «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). («У меня есть волшебная палочка. К чему бы она ни прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик… Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …, воробей -…» и т.п.); * «Волшебная палочка» или «Великаны» (образование имен существительных с помощью суффикса – ищ : (1-ый вариант: Волшебная палочка делает всё огромным; 2-ой вариант: Мы пришли в гости к Великану, там все огромное: кровать – кроватище , заяц– зайчище , снег– снежище… и т.п.); * «Прятки» (употребление предлогов: над, под, из, из-под, из-за, около, перед, с, со, рядом). Взрослый прячет предмет, например, игрушку мишку под стул, ставит на стул, за стул, мишка выглядывает из-за стула, из-под стула, мишка над столом, рядом с книгой и т.п. «Где мишка?»; * «Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета». Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п. Взрослый: «У меня две конфеты». Ребенок: «А у меня пять конфет» (словоизменение); * «Монстрик». «Пришел монстрик и перепутал все слова в предложении. Исправь его и скажи пра- вильно : ДЕТИ, ГУЛЯТЬ, УЛИЦА, НА и т.п. (Дети гуляют на улице) (составление предложений по опорным схемам). * «А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже) Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?) (словоизменение) * «Чей, чья, чье, чьи?» (образование притяжательных прилагательных по образцу) Хвост собаки – чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда… Cумка бабушки – бабушкина сумка… платье мамы -… Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Шапка из лисы Накидка из соболя … Плед из шерсти верблюда … Подушка из пуха кролика … * «Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных) Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева… Рыбка из стекла … Снегурочка из ваты … Хлопушка из бумаги … Лошадка из картона … Звёзды из пластмассы … Машина из металла… Снежинка из полиэтилена … Баба из снега
* «Веселый поваренок» Веселый поваренок на кухне много лет готовит из продуктов для ребят обед (словообразование) Варенье из вишни… Пирог из слив… Компот из абрикосов … пюре из картофеля -… Суп из гороха * «Где хранится?» (словообразование) хлеб – в хлебнице, суп – в…, конфеты – в …, сахар в …, салат – в …, перец – в …, селедка -…, соль – в …, масло – в… * «Скажи ласково» Черный - черненький Холодный -… Новый -… Лёгкий -… Сладкий -… Грязный -… Добрый -… Тонкий -… и т.п. * «Что делает?» (образование и использование в речи глаголов с различными приставками. Используйте в этом задании игрушки (например, машина и гараж) или соответствующие картинки: «Назови действия»: ходит- уходит- заходит- переходит- входит машина- едет, подъезжает, заезжает, переезжает, корабль – плывет, переплывает, уплывает…самолет – летит, перелетает, подлетает… * «Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает). * «Кто (или что) делает это?» Образование сложных слов (словообразование) Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -… * «О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже) Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о… * «Чем делают?) (употребление существительных в творительном падеже) Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? * «Один – много» (употребление существительных во множественном числе) Дом- дома, рука- руки, окно- окна, стул – стулья… * «Много – один» (употребление существительных в единственном числе) Столы- стол, губы- губа... * «Много чего?» (существительные множественного числа в родительном падеже) В магазине продается много игрушек: не один мяч, а много мячей, не одна кукла, а много… В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т.п.
* «Про что можно сказать…» Большой - … (стол, нос, палец…); большое – (озеро, солнце…); большая - … ; большие - … (согласование прилагательного с существительным в роде, числе) * «Скажи правильно» Исправь предложение и скажи правильно В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке. * «Измени предложения по образцу»: Он сидит на диване. – Они сидят на диване. Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …Он хочет есть – они … * «Прятки» Употребление предлогов (над, под, из, из-под, из-за, около, перед, с, со, рядом). Взрослый прячет, например, мишку под стул , ставит на стул, за стул, мишка выглядывает из-за стула, из-под стула, мишка над столом, рядом с книгой и т.п. «Где мишка?» * «Добавь словечко» Правильно ли я сказала? Лампа висит … столом. Мышка выбежала … шкафа. Кот спит … шкафом. Мальчик перелез … забор. Брат пришёл … школы. Береза растёт … дома. Ложка упала … стола. Спортсмен добежал … финиша. Солнце выглянуло … тучи. Машина стоит … домом. «Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета». Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п. * «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными) Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки. * «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…». У меня есть свежая капуста. – А у меня нет свежей капусты. * «Есть-нет». У меня есть два мяча – а у меня нет двух мячей. У меня есть пять кубиков – а у меня нет пяти кубиков.
Уважаемые воспитатели! При подготовке к занятиям по развитию речи всегда учитывайте возраст детей, а также уровень их речевого развития.
Во второй младшей группе основным в работе педагога является развитие лексического строя речи (накопление и активизация словаря, который становится базой для развития грамматического строя речи). Ведущим приемом является образец правильной грамматической формы, который дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его. Регулярно организовывайте игры на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных. В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места и имеет важнейшее значение для всего последующего развития детей. Расширяется круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала. Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляются в процессе обучения связной речи. В старшей группе у детей должны быть усвоены основные грамматические формы: падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по числам и родам. Дети в своей речи пользуются сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений вызывают затруднения. Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. В подготовительной группе работа по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Так же, как и в предшествующие годы, она осуществляется на специальных занятиях и в связи с другими видами деятельности. Большое внимание уделяется составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин. Педагог должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)
Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...
Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».
Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...
Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством словесных игр. (Доклад на ГМО) Подготовила воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Зейналова Сара Нажмудиновна
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.В ряду задач, сто...
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством словесных игр. (Доклад на ГМО) Подготовила воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Зейналова Сара Нажмудиновна
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством словесных игр....
Презентация- консультация для воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
В презентации- консультации рассмативаются вопросы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...