Речевые игры и упражнения на тему "Моя семья"
картотека по логопедии (старшая группа)

Суслова Анна Михайловна

Подборка лексико-грамматических заданий на тему «Семья». Такие речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевые игры и упражнения716.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –    ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

detsadrodnichok

«Речевые игры и упражнения на тему «Семья»

F:\проект моя семья\_20170601_1522664718.jpg

Учитель-логопед: Суслова А.М.

г.Бердск

Игры на развитие фонематического восприятия.

 «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: воспитатель говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукиваем ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Воспитатель предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.шллшлл

«Три медведя».

Цель: развитие слухового восприятия, тембр голоса, дикцию, фонематическое восприятие.

Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом.

Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама-медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.

«Гном и Великан»

Цель: формировать умение произносить слова с различными акустическими свойствами, изменяя их громкость, высоту, длительность. Развивать тембр голоса, дикцию, фонематическое восприятие.

Ход игры: перед ребенком лежат картинки Гнома и Великана. Педагог говорит, что у Гномика всё маленькое, и носик, и ручки, и глазки, и голосок у него тихий, высокий и быстрый. А у Великана всё большое, и носище, и ручища, и глазища, и голос у него низкий, грубый и громкий. Затем педагог показывает предметы или картинки, и называет их голосом Гномика или Великана. Ребёнок должен положить предмет перед соответствующим персонажем.

Усложнение: ребенок сам называет предметы голосом Гномика или Великана.

«Кто позвал «Ау»?»

Цель: учить узнавать детей друг друга по голосу, совершенствовать звуковое восприятие.

Ход игры: дети стоят спиной в круг, внутри круга ходит педагог и затрагивает за плечо кого-нибудь из ребят. Кого задели, нужно громко сказать «Ау». Остальные должны угадать, чей это голос.

Упражнение «Скажи по-разному»

Цель: учить произносить звуки и слова, изменяя их характер, тембр и эмоциональный окрас; развивать фонематическое восприятие.

Ход игры: педагог объясняет, что один и тот же звук может звучать по-разному, показывает это, а потом ребёнок самостоятельно выполняет упражнение.

А – плачет малыш

А – показывают горло врачу

А – мама качает малыша

А – девочка укололась иголкой

О – удивляется мама

О – стонет бабушка

О – поёт певица

О – потягивается папа

О – кричит охотник в лесу

У – гудит пароход

У – звучит дудочка

У – плачет мальчик

«Прятки»

Цель: учить различать неречевой звук по акустическому признаку (громкость), анализировать и правильно принимать решение; совершенствовать фонематическое восприятие.

Ход игры: ребёнок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, например бубна или колокольчика. Чем громче звучит бубен, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.

«Испорченный телефон»

Цель: формировать фонематическое восприятие, умение дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звуками; учить играть по правилам, проявлять терпение и выдержку.

Ход игры: дети сидят в ряд, педагог называет слог или серию слогов на ушко первому ребёнку. Он шепотом передаёт следующему и т.д. Последний игрок вслух произносит то, что услышал. Если допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяют где «сломался телефон».

Развитие мимических мышц

Изобразить добродушную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.

Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку.

«Мы умеем сердиться». 

Хмурим брови. Выражение лица сердитое. Если упражнение не получается, сдвигаем брови к переносице указательными пальцами. Следить, чтобы губы не участвовали в движении. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Не хотела каши Маша,

Рассердилась мама наша,

Брови хмурила вот так.

Каша – это не пустяк!

Надуваем губы.

Выражение лица капризное. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Капризуля наша Люба,

Как карась надула губы!

Говорит карась большой:

- Дуться так не хорошо!

Поджимаем губы.

Повторяем упражнение 3-5 раз.

Рассердилась наша Люба

И теперь поджала губы!

Ну и Ну! Моя подружка

Так похожа на лягушку.

Игры на развитие лексико – грамматических категорий

и связной речи

«Моя семья»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением

Материал: семейные фотографии детей.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы: 

- С кем ты живёшь?

 - Кто самый старший в вашей семье?

 - Кто самый младший?

 - Для мамы ты кто?

 - А для бабушки?

 - Ты любишь своих близких?

 - Кто чем занимается в семье?

 - Кто о тебе заботится?

 - Как ты заботишься о других?

«Кто что делает»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

- активизировать в   речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.

Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.

Ход игры:

Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.

F:\проект моя семья\ЛОТО-768x432.jpg

«Моя семья самая…»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- пополнить словарь детей определениями, характеризующими семью.

Материал: мяч

Ход игры:

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, задавая вопрос: «Саша, какая у тебя семья?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Моя семья самая дружная». После ответа ребенок возвращает мяч педагогу.

«Подарки»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

- учить детей образовывать существительные в дательном и винительном падежах.

Материал: предметные картинки

Ход игры:

Педагог говорит детям, что на праздники всем дарят подарки и надо их выбрать для всех членов семьи. Ребенок выбирает картинку и озвучивает, кому он делает подарок: «Я подарю бабушке корзинку», «Я подарю папе мяч».

«Помоги бабушке навести порядок» (старший возраст)

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- учить детей образовывать притяжательные прилагательные в единственном и множественном числах.

Материал: предметные картинки, кукла – бабушка Настя.

Ход игры:

Педагог просит детей помочь бабашке Насте навести дома порядок. Педагог показывает детям картинку и спрашивает: «Чья эта сумка?», «Чей это шарф?», «Чьи это очки?» и т.п..

Инструкция: если дети ограничиваются прилагательными «папины», «мамина», то можно предложить им другие образцы: «дочкина», «внучкина», «дядин».

«Скажи, о ком говорю»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи.

Ход игры:

Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.

«Любимая, заботливая, нежная - мама»

«Добрая, милая, ласковая - бабушка»

«Младший, смешной, непоседливый – брат»

«Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа»

«Веселая, умная, красивая - сестра»

«Добрый, серьезный, умный - дедушка»

«Подбери признак»

Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая… 

Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…

Бабушка (какая?) - ...        Дедушка (какой?) - …

«Рисуем портрет»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

- учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: опорная схема

Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему.

Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления портрета.F:\проект моя семья\ya_i_moya_semya.jpg

 «Скажи по - другому» (старший возраст)

Цель: обогащение активного словаря детей

Задачи:

- учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»

Материал: цветные картинки с изображением членов семьи.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по - другому»: «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по - другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»

У папы серые глаза – Папа сероглазый

У брата румяные щеки – Брат румянощекий

У сестры карие глаза – Сестра кареглазая

 «Назови ласково»

Цель: обогащение активного словаря детей

Задачи:

- активизировать в речи детей определения, характеризующие человеческие качества, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Материал: картинки с изображением членов семьи.

Ход: педагог говорит, что каждому члену семьи очень приятно, когда его называют ласково. Предлагает вспомнить, как можно назвать каждого из членов семьи. Любой из детей берет картинку с изображением члена семьи и называет ласковые имена. Если ребенок затрудняется, другие дети или педагог помогают ему.

Брат - братик

Дед - дедушка

Мама - …Папа - …Дочка - …Бабушка - …Сын -…Внук-…

 «Один - много»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- учить детей образовывать существительные во множественном числе .

Материал: мяч

Ход игры:

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.

«Кто больше»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова по теме «семья»

Материал: карточки с изображением смайликов

Ход игры:

Педагог предлагает детям назвать ласковые слова для своей мамы (папы, бабушки). За каждое слово вручает ребенку смайлик. В конце игры подсчитывают, кто больше получил смайликов.

«Кто возле кого»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

- обогатить речь детей пространственными предлогами.

Материал: сюжетная картинка по теме «семья»

Ход игры: педагог задает детям вопросы по картинке: «Кто возле мамы», «Кто рядом с дедушкой», «Кто около папы»

Инструкция: дети должны давать полный ответ: «Возле мамы сестра» и т.п.F:\проект моя семья\cYoFcOHaH0o.jpg

«Вместе»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

- учить детей составлять предложения со словом «вместе», активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: педагог задает вопрос, что ты любишь делать вместе с мамой (папой, дедушкой, братом и т.д.). Ребенок должен дать полный ответ «Я вместе с мамой люблю гулять»

 «Договори предложение»

Я ем и папа ... (ест).

Я пою и мама … (поет),

Яшью и бабушка ... (шьет).

Я готовлю и сестра ...(готовит).

Я играю и брат ...(играет).

Я пилю и папа ...(пилит).

Я вяжу и мама ...(вяжет).

Я строгаю и дедушка ... (строгает).

«Кто старше (младше)?» (старший возраст)

Папа — сын -папа старше, а сын младше

Папа — дедушка - …….Дядя — племянник - ……

Внук — дедушка - …….Мама – дочка - ……

«Наоборот» (старший возраст)

Мальчик полный – мальчик худой      Сильный – слабый          

Человек больной – здоровый               Пожилой – молодой    

Веселый – грустный                            Старший – младший      

Толстый – тонкий                               Высокий – низкий          

Взрослая – маленькая                       Добрый – злой

«Посчитай»

Один брат, три брата, 5 братьев

(сестра, бабушка, дед, дочка, тётя)

«Чей, чья, чьё, чьи». (старший возраст)
Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин

Папа носит галстук. Галстук чей? – папин

У мамы есть шарф. Шарф чей? - ….

У Пети есть мяч. Мяч чей? - …

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? - …

Мама носит шляпу. Шляпа чья? - …

Таня носит платье. Платье чьё? - ….

Папа надел пальто. Пальто чьё? - …

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? - …

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? –

6-7 лет

Игра «Назови много»

Брат - братья

Сестра – сёстры

Мама - …….Бабушка - …..Дядя - …..Сын - …..Дочь - ……Внук - ……Внучка -…………

«Какой, какая? Что делает?»

Бабушка какая? (Нежная, добрая, заботливая…) Бабушка что делает? (кормит, готовит, вяжет, учит….)

Папа какой? Папа что делает?

Мама какая? Мама что делает?

Дедушка какой? Дедушка что делает?

Брат какой? Брат что делает?

Сестра какая? Сестра что делает?

Дыхательные упражнения

«Мама кормит малыша»

Поднести руку ко рту – вдох; на выдохе произносить «Ешь! Ешь! Ешь!» Повторить 3 – 4 раза

«Старая бабушка»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза

«Бабушка ругается»

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

«Малыш плачет»

«Качать малыша» - вдох носом; на выдохе произносить «Уа –уа – уа!» Повторить 3 – 4 раза

«Малыш идёт»

Медленно переваливаться с ноги на ногу – вдох; на выдохе произносить «Топ – топ – топ!» Повторить 3 – 4 раза

«Малыш бежит»

Бег на месте – вдох; на выдохе быстро произносить «Топ – топ – топ, топ – топ – топ!». Повторить 3 – 4 раза

Игры на координацию речи с движениями

«Кто живет у нас в квартире»

Цель: развитие активного словаря детей

Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.

Ход игры: в дети выполняют движения по показу воспитателя

Раз, два, три, четыре

Хлопают в ладоши

Кто живет у нас в квартире?

Энергично сгибают и разгибают пальцы

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопают в ладоши

Всех могу пересчитать

Энергично сгибают и разгибают пальцы

Папа, мама, брат, сестренка

Поочередно загибают пальцы

Кошка Мурка, два котенка,

Мой  сверчок, щегол и я -

Вот и вся моя семья

Энергично сгибают и разгибают пальцы

«Устала наша бабушка»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать интонационную выразительность речи, воспитывать уважение к людям старшего поколения.

Устала наша бабушка

Дети стоят в кругу, руки за спиной

Присела на порог

Приседают

Куда пропал, куда пропал

Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону

Куда пропал внучок

Подумала, поохала

Указательные пальцы к щекам

Потом тихонько встала

Выпрямляются в полный рост

Пошла вокруг да около -

Идут друг за другом по кругу

Искать внучка сначала

Поворачивают голдову влево, вправо, руки за спиной

«Мамины помощники»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие действия, воспитывать желание помогать маме.

Ход игры: дети выполняют движения, одновременно проговаривая слова.

Маму я свою люблю

Обнимают себя за плечи

И всегда ей помогу

Поворот с хлопком вправо, влево

Пыль я чисто вытираю

Круговые движения ладонями

А еще белье стираю

Движения рук, имитирующие стирку

Пол я быстро подмету

Движения  рук перед собой вправо - влево

И цветы еще полью

Правая рука сжата в кулак – горшок, левая сжата в кулак, большой палец оттопырен – лейка.

Маме надо отдыхать

Поза, имитирующая сон человека, ладони справа

Маме хочется поспать

Поза, имитирующая сон человека, ладони слева

Я на цыпочках хожу

Движения по тексту

И ни разу,  и ни разу

Ни словечка не скажу

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- обогатить словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.

Как у нас семья большая, да весёлая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана сметаной объедаются,

Две Дашки кашкой питаются,

Две Ульки в люльке качаются,

Попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками

Загнуть большие пальцы на обеих руках

Загнуть указательные пальцы

Загнуть средние пальцы

Загнуть безымянные пальцы

Загнуть мизинцы

«Кто приехал»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.

Кто приехал?                     

Мы, мы, мы!                    

 Мама, мама, это ты?      

 Да, да, да                          

 Папа, папа, это ты?         

Да, да, да!                        

 Братец, братец, это ты?

 или:

 Ах, сестричка, это ты?     

Да, да, да!                         

Дедушка, а это ты?

 или:

 Бабушка, а это ты?           

Да, да, да!                         

Все мы вместе, да, да, да!  

Ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев

Теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза

Хлопает кончиками больших пальцев

Хлопает кончиками указательных пальцев

Хлопает кончиками больших пальцев

Хлопает кончиками средних пальцев

Хлопает кончиками больших пальцев

Хлопает кончиками безымянных пальцев

Хлопает кончиками больших пальцев

Хлопает кончиками мизинцев

Хлопает в ладоши

 «Я покажу, а вы отгадайте»

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи:

- учить передавать действия в движениях, развивать двигательное творчество.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в центре ведущий. Ведущий, обращаясь к детям говорит: «Я покажу, что делает (называет какого – либо члена семьи)». Ведущий показывает какое – то движение, а дети должны ответить «Мама моет посуду».

Инструкция: педагог должен обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.

Как у бабушки Маланьи»

Цель: обогащение активного словаря детей

Задачи:

- учить соотносить слова с движениями, развивать чувство юмора,

Дети стоят в кругу, педагог стоит в центре. Дети произносят текст и выполняют движения:

Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,

Было семь сыновей, все они без бровей!

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой

Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!

Закрывают руками брови

Показывают руками круглые глаза

Оттопыривают уши

Показывают большой нос

Большую голову

Наклоняются, показывают руками длинную бороду

После слов «Делали вот так!»  Педагог дает задание детям: показать, как мама шьет и т. п.

«Зарядка» - развитие общей моторики.

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Осенью, весной, летом и зимой.

Хлопки руками.

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Маршируют на месте.

Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.

Взявшись за руки, образуют круг

Мама руки поднимает,

Руки поднять вверх и опустить.

Папа бодро приседает,

Присесть и встать.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.

Руки на пояс, повороты туловища.

А я сам бегу трусцой

Бег на месте.

И качаю головой.

Наклоны головы вправо-влево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры и упражнения

В предлагаемом материале мною собраны различные игры и упражнения для развития речевых и вокальных навыков детей, чувства ритма и памяти, развития дыхания и укрепления различных групп мышц. Этот матер...

Речевые игры и упражнения по теме "Профессии"

В данном файле систематизирован дидактический материал по лексико-грамматической теме "Профессии": 1. Задачи ознакомления с темой "Профессии". 2. Рекомендации родителям по ознакомлению детей с темой "...

Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи....

Речевые игры и упражнения

Игры на звукоподражания и ритм, тихое и громкое произношение....

Речевые игры и упражнения для детей средней группы

Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно стави...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми Грамматическая игра

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьмиГрамматическая игра ...