Консультация "Речевое развитие ребенка".
консультация по логопедии

Консультация "Речевое развитие ребенка" рекомендована педагогам и родителям.

В ней рассказывается о нормах речевого развития у дошкольников с двух до шести лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevoe_razvitie.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

           

1. Дети понимают обозначенные на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2. Выполняют просьбы взрослого, состоящих из двух частей.

3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).

5. После полутора лет начинают задавать вопросы «Как это называется?», «Что это?».

6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к двум годам 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.

7. Речь аграмматична. Пользуется простой фразой.

8. В речи много глаголов повелительного наклонения.

9.Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка.

10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.

11. Нарушена слоговая структура многосложных слов.

12. У части детей слабый, тихий голос.

1. Почти полное отсутствие аграмматизмов в речи ребенка.

2. Связь слов в предложении налажена  с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

3. В три года начинает усваивать слова-понятия: одежда, посуда, мебель в пассивной речи.

4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные (р, л). Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных могут произноситься искаженно.

6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его.

7. Свободного пересказа своими словами еще нет.

8. Понимает несложные сюжетные картинки.        

1. Словарный запас слов достигает 2000 слов.

2. В активной речи появляются слова-понятия: одежда, обувь, овощи, фрукты.

3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4. Появляется словотворчество.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение.

6. У многих   детей  звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдается смешение шипящих и свистящих, а также отсутствие вибранта Р.

7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.        

 

1. Качественный скачок в овладении связной речи: дети способны составит рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2.Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

3.Значительно обогатился словарный запас. Количество слов к концу пятого года жизни составляет примерно 3000 слов.

4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.

5. Звукопроизношение  полностью нормализовалось.

6. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов.

7.Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

В трехлетнем возрасте можно говорить лишь о подготовке к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей. Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные   детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове есть ушки, нос, рот, глаза. Затем спрашивают: «Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы.» Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка, как неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно-действенное мышление. Примеры описания предметов можно найти в потешках, народных песенках. Обращается внимание на постоянные эпитеты, которые даются в качестве речевого образца.

Петушок, петушок,             Ходит Васька серенький,                                                    

Золотой гребешок,              Хвост у Васьки беленький.      

Масляна головушка,           Глазки закрываются,    

Шелково бородушка.         Шерсть у Васьки пышная,

                                              Зубы, как игла.      

К четырем годам ребенок уже способен пересказывать знакомую сказку, конечно в том случае, если ему с раннего детства систематически читали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действий в сказке, сочуствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать так называемый совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребенка произносить отдельные слова и предложения.

Хорошо известную сказку дети с удовольствием разыгрывают, не утомляются повторять еще и еще раз. Взрослому нужно проявить внимание и терпение, включиться в игру, не отказываться. Такие игры – мощный стимул к развитию речи и  психического развития ребенка. Драматизации подлежит любая сказка, но инициатива чаще должна исходить от ребенка. Не стоит ее сдерживать и навязывать другие, с вашей точки зрения более развивающие сюжеты. От вас зависит, что вы ему читаете. Если высокохудожественные тексты, то не все ли равно, с какой любимой сказкой будет вырастать ваш малыш. Кто-то в детстве обожал быть колобком, кому-то нравилось быть медведем и нести короб, кто-то мерз вместе с волком и ловил рыбу из проруби. Замечено, что дети выбирают из множества сказок какую-то одну и все время в нее играют. Значит, их характеру ближе те герои, в которых они перевоплощаются.

Если ваш малыш не проявляет инициативы, начните сами. Предложите ребенку выбрать героя и сами убедительно играйте, показывая образец поведения  и речевого сопровождения.

Какие сказки доступны в четырехлетнем возрасте для драматизации? Это «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Три поросенка», «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Волк и козлята».

Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе для чтения книг: своевременность той или иной сказки.

1. К 6 годам дети определяют  на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. К 7 годам выполняют полный звуковой анализ слова. Усваивают понятия «звук», «слог», «слово». Различают гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

2. Дошкольники усваивают слоговую структуру слова, определяют их последовательность и количество.

3. К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни.

Понятия, которыми оперирует ребенок в этом возрасте:

времена года и дни недели, месяцы;

часы и минуты;

  • пространственные значения;
  • данные родственников;
  • названия праздников;
  • названия городов;
  • группы профессий;
  • цвета и оттенки;
  • части тела;
  • виды спорта;
  • природные явления;
  • бытовые предметы;
  • виды транспорта;
  • животные и растения;
  • эмоции и чувства.

4. Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам.

5.Дети подбирают однокоренные слова, образуют трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

6.Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения.

8.Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период

На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...