Консультация "Речевое развитие ребенка".
консультация по логопедии
Консультация "Речевое развитие ребенка" рекомендована педагогам и родителям.
В ней рассказывается о нормах речевого развития у дошкольников с двух до шести лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rechevoe_razvitie.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Дети понимают обозначенные на простых сюжетных картинках действия и предметы.
2. Выполняют просьбы взрослого, состоящих из двух частей.
3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).
5. После полутора лет начинают задавать вопросы «Как это называется?», «Что это?».
6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к двум годам 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
7. Речь аграмматична. Пользуется простой фразой.
8. В речи много глаголов повелительного наклонения.
9.Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка.
10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.
11. Нарушена слоговая структура многосложных слов.
12. У части детей слабый, тихий голос.
1. Почти полное отсутствие аграмматизмов в речи ребенка.
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
3. В три года начинает усваивать слова-понятия: одежда, посуда, мебель в пассивной речи.
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные (р, л). Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных могут произноситься искаженно.
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его.
7. Свободного пересказа своими словами еще нет.
8. Понимает несложные сюжетные картинки.
1. Словарный запас слов достигает 2000 слов.
2. В активной речи появляются слова-понятия: одежда, обувь, овощи, фрукты.
3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
4. Появляется словотворчество.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение.
6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдается смешение шипящих и свистящих, а также отсутствие вибранта Р.
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
1. Качественный скачок в овладении связной речи: дети способны составит рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2.Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
3.Значительно обогатился словарный запас. Количество слов к концу пятого года жизни составляет примерно 3000 слов.
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов.
7.Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
В трехлетнем возрасте можно говорить лишь о подготовке к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей. Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове есть ушки, нос, рот, глаза. Затем спрашивают: «Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы.» Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка, как неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно-действенное мышление. Примеры описания предметов можно найти в потешках, народных песенках. Обращается внимание на постоянные эпитеты, которые даются в качестве речевого образца.
Петушок, петушок, Ходит Васька серенький,
Золотой гребешок, Хвост у Васьки беленький.
Масляна головушка, Глазки закрываются,
Шелково бородушка. Шерсть у Васьки пышная,
Зубы, как игла.
К четырем годам ребенок уже способен пересказывать знакомую сказку, конечно в том случае, если ему с раннего детства систематически читали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действий в сказке, сочуствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать так называемый совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребенка произносить отдельные слова и предложения.
Хорошо известную сказку дети с удовольствием разыгрывают, не утомляются повторять еще и еще раз. Взрослому нужно проявить внимание и терпение, включиться в игру, не отказываться. Такие игры – мощный стимул к развитию речи и психического развития ребенка. Драматизации подлежит любая сказка, но инициатива чаще должна исходить от ребенка. Не стоит ее сдерживать и навязывать другие, с вашей точки зрения более развивающие сюжеты. От вас зависит, что вы ему читаете. Если высокохудожественные тексты, то не все ли равно, с какой любимой сказкой будет вырастать ваш малыш. Кто-то в детстве обожал быть колобком, кому-то нравилось быть медведем и нести короб, кто-то мерз вместе с волком и ловил рыбу из проруби. Замечено, что дети выбирают из множества сказок какую-то одну и все время в нее играют. Значит, их характеру ближе те герои, в которых они перевоплощаются.
Если ваш малыш не проявляет инициативы, начните сами. Предложите ребенку выбрать героя и сами убедительно играйте, показывая образец поведения и речевого сопровождения.
Какие сказки доступны в четырехлетнем возрасте для драматизации? Это «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Три поросенка», «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Волк и козлята».
Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе для чтения книг: своевременность той или иной сказки.
1. К 6 годам дети определяют на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. К 7 годам выполняют полный звуковой анализ слова. Усваивают понятия «звук», «слог», «слово». Различают гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
2. Дошкольники усваивают слоговую структуру слова, определяют их последовательность и количество.
3. К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни.
Понятия, которыми оперирует ребенок в этом возрасте:
времена года и дни недели, месяцы;
часы и минуты;
- пространственные значения;
- данные родственников;
- названия праздников;
- названия городов;
- группы профессий;
- цвета и оттенки;
- части тела;
- виды спорта;
- природные явления;
- бытовые предметы;
- виды транспорта;
- животные и растения;
- эмоции и чувства.
4. Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам.
5.Дети подбирают однокоренные слова, образуют трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
6.Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения.
8.Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.
Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период
На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...