Мастер-класс для педагогов "Как выучить стихи с детьми"
презентация по логопедии
Мастер-класс для педагогов и родителей "Как выучить стихи с детьми. Традиционные и инновационные формы работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneni_na_-_vyuchit_stihi_-_kopiya.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБДОУ №244 Способы разучивания стихов для детей дошкольного возраста Подготовила: учитель логопед Хайрутдинова Ю.Ш.
ЧТО НЕГАТИВНО ВЛИЯЕТ НА РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОВ : отсутствие мотивации, многократное повторение текста, слабо развитое мышление, слабо развитая память, монотонность процесса разучивания, негативный предыдущий опыт, нарушения здоровья (слух, зрение, речь)
ВИДЫ ПАМЯТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ СТИХОВ : ЗРИТЕЛЬНАЯ, ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ, СЛУХОВАЯ
Способы разучивания стихотворений ТРАДИЦИОННЫЕ - ИННОВАЦИОНЫЕ
Традиционные способы разучивания стихов Визуальный Слуховой Логический
Особенности запоминания стихотворений в разных возрастных группах: В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат образность, лаконизм, предметность. Малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями. Это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные. Задача выучить стихотворение ставится не всегда. Воспитатель предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Воспитатель читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его инсценизация (разыгрывание по ролям).
Особенности запоминания стихотворений в разных возрастных группах: В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа, семья, детский садик). Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет 2-3 четверостишия. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д.), а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить. Приемы, помогающие лучшему запоминанию : выполнение игровых действий с предметами во время чтения; договаривание детьми слов, которые рифмуются; чтение стихов-диалогов по ролям; драматизация. Внимание! Стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы. .
Особенности запоминания стихотворений в разных возрастных группах: В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения. Приемы, помогающие лучшему запоминанию : образец выразительного чтения взрослого (как основной прием); подсказывание нужной интонации; напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства; анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая))
Нетрадиционные приемы заучивания стихотворений «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский МЕТОД ИЛЛЮСТРАЦИИ установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание. Для детей младшей группы – 3-4 картинками, старшей группы 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8. Для базового обучения можно использовать стихотворение Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»
Нетрадиционные приемы заучивания стихотворений МЕТОД ИЛЛЮСТРАЦИИ
Нетрадиционные приемы заучивания стихотворений МЕТОД КИНЕСТЕТИКИ (В ДВИЖЕНИИ) воспитатель выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или детям). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения. Воспитатель предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. После рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Принцип для запоминания - подкрепление запоминания двигательным актом (нанизывание бусин, складывание шариков/кубиков и т.д.в блюдо)
Нетрадиционные приемы заучивания стихотворений МНЕМОТЕХНИКА (НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ) НАЧАЛО работы с построения МНЕМОКВАДРАТОВ (учим детей прятать/зашифровывать слова/символы) ПРОДОЛЖЕНИЕ работы с МНЕМОДОРОЖКАМИ - поэтапное кодирование сочетаний слов/сочетаний символов, запоминание и воспроизведение предложений по условным символам ИТОГОВАЯ работа по построению МНЕМОТАБЛИЦ, в которых слова, которые нужно запомнить, НАПИСАНЫ в том же порядке, что и в тексте. ВНИМАНИЕ! Вместо слов в таблицах можно использовать картинки-символы, расположенные в том же порядке, что и слова в стихотворении
Нетрадиционные приемы заучивания стихотворений МНЕМОТЕХНИКА (НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ)
Нетрадиционные приемы заучивания стихотворений МНЕМОТЕХНИКА (НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ) НАЧАЛО работы с построения МНЕМОКВАДРАТОВ (учим детей прятать/зашифровывать слова/символы) ПРОДОЛЖЕНИЕ работы с МНЕМОДОРОЖКАМИ - поэтапное кодирование сочетаний слов/сочетаний символов, запоминание и воспроизведение предложений по условным символам ИТОГОВАЯ работа по построению МНЕМОТАБЛИЦ, в которых слова, которые нужно запомнить, НАПИСАНЫ в том же порядке, что и в тексте. ВНИМАНИЕ! Вместо слов в таблицах могут использоваться картинки-символы, расположенные в том же порядке, что и слова в стихотворении. ребёнок, не знающий грамоты, быстро усваивает смысл фразы, «читая» картинки. зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Нетрадиционные приемы заучивания стихотворений РАЗУЧИВАНИЕ ПОСТРОЧНО воспитатель читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». Воспитатель, раздавая строчки, обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Нетрадиционные приемы заучивания стихотворений ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ быстро помогают запомнить ДЕТЯМ текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой: Пальчиковый театр (возраст: 3-4 года, 5 лет), Перчаточный театр (возраст: 5 лет), Все виды театра + выступление перед микрофоном (возраст: 6 лет), ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА подготовка детей к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз); чтение стихотворения детьми.
РЕКОМЕНДАЦИИ для воспитателей для заучивания стихотворений Общие рекомендации для разучивания стихотворений Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников: коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание речевой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении Предметные рекомендации для разучивания стихотворений Прочтите стихотворения с выражением. (лучше знать педагогу стихотворение наизусть) Объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения. Прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты. После повторного прочтения расскажите детям об авторе этого произведения и о том, как и когда оно написано. Рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы. Прочтите стихотворение еще раз. Вместе с ребенком нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения. Можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки – схемы. Предупредите ребенка, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте его на заучивание.
Почему дыхательная гимнастика нужна при заучивании стихотворений? Медленный выдох помогает ребенку: расслабиться, успокоиться, справиться с волнением, справиться с проявлениями агрессии и раздражительностью (как результата возможного нервного напряжения).
Упражнения для дыхательной гимнастики Подуй на одуванчик . ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Упражнения для дыхательной гимнастики Вырасти большой. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х!» или «ха!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для родителей "Как учить стихи с детьми быстро и весело"
Тема: Как учить стихи с дошкольниками в домашних условиях легко, быстро, эффективно, в игровой форме с применением элементов мнемотехники.Цель: ознакомить родителей с игровыми и мнемотехническими приё...
Консультация для родителей дошкольников. Как выучить стих с детьми наизусть
Консультация для родителей дошкольников. Как выучить стих с детьми наизусть...
Как выучить стих с детьми
Консультация для родителей....
Как выучить стих с детьми наизусть
Консультация для родителей дошкольников. « Как выучить стих с детьми наизусть »Стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ...
Консультация для родителей дошкольников. Как выучить стих с детьми наизусть.
Консультация для родителей дошкольников. Как выучить стих с детьми наизустьСтихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнк...
Как выучить стих с детьми наизусть
Стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка. А именно:У ребенка развивается память.Увеличивается активный словар...
Консультация для родителей дошкольников. Как выучить стих с детьми наизусть
Стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка....