Рекомендации родителям будущих первоклассников по профилактике дисграфии.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Основной целью написания рекомендаций является повышения уровня компетентности родителей в вопросах профилактики дисграфии. Задачи: доступно просветить родителей и предоставить информацию о нарушениях письменной речи, убедить родителей о необходимости проводить профилактику дисграфии в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_budushchih_pervoklasnikov_po_profilaktiki_disgrafii.docx | 68.9 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАСНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ.
Киселева Элла Анатольевна ,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14
Основной целью написания рекомендаций является повышения уровня компетентности родителей в вопросах профилактики дисграфии. Исходя из намеченной цели, решаются следующие задачи: привлечь родителей будущих первоклассников к активном самостоятельному участию по профилактике письменной речи; знакомство родителей с доступными приёмами предупреждении нарушений письма; оказание помощи в предоставлении литературы по подготовке ребёнка к школе. Основная работа логопеда - доступно просветить родителей и предоставить информацию о нарушениях письменной речи. Убедить родителей о необходимости проводить профилактику дисграфии в дошкольном возрасте. Профилактика дисграфии дошкольников должна осуществляться не только специалистом, но и родителями. Родителей необходимо убедить, что легче предупредить ошибки на письме, чем исправлять их на коррекционных занятиях с логопедом. Для этого родителям необходимо предоставить доступные рекомендации предупреждения нарушений письменной речи, которые родители самостоятельно смогут выполнить вместе со своими детьми перед поступлением в школу. В дошкольном возрасте можно выделить предпосылки, которые в дальнейшем могут привести к нарушениям дисграфии : -не сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребёнок должен различать «на слух» все звуки речи; -дефектное произношение звуков речи и их замены могут привести к артикуляционно – акустической дисграфии; -несформированность мелкой моторики пальцев рук влияет на темп письма и почерк и появлению специфических ошибок на фоне общей усталости рук.
При составлении этих рекомендаций учитывались перечисленные предпосылки, т.к. работа по профилактике дисграфии должна проводиться в комплексе.
Рекомендации для родителей.
Развитие фонематических процессов и коррекция звукопроизношения. Перед школой родители должны вместе с ребёнком проконсультироваться у логопеда, т.к. первоклассник должен научиться правильно произносить и не путать между собой все звуки родного языка в речевом потоке. Если первоклассник всё же дефектно произносит звуки родного языка, то занятия по исправлению неправильно произносимых звуков должен проводить только специалист, т.е логопед, а не сами родители. К шести годам ребёнок должен правильно произносить слова, не переставлять и пропускать слоги типа: регулировщик, перекрёсток, термометр и т. д. У ребёнка необходимо формировать способность к различению на слух звуков речи, что поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью. Упражнения по развитию фонематических процессов можно выполнять дома, на прогулке, по дороге домой и т.д.
Игры и упражнения.
1. Взрослый произносит ряд слов (рак, рука, радио…) и попросить ребёнка хлопнуть, топнуть, поднять руку, прыгнуть, когда услышит заданный звук (Р). « Зарычи когда услышишь звук (Р) в слове». В такую игру можно играть с любым заданным звуком речи.
2. В магазине попросить ребёнка, чтобы он нашёл продукты на звук (Ш). 3.Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать 4-6 слов на заданный звук. 4.Предложить ребёнку вспомнить названия животных, продукты, фрукты, овощи на заданный звук (С). 5.Произнести ряд слов, попросить ребёнка определить на каком месте находится согласный звонкий звук в словах (зонт, сом, ива, конь, кость, зима, коса, мак..); в начале слова (лак, лось, лоб…); в середине слова ( синь, ива, астра, собака); в конце слова (кол, боль, укол, сон…). 6.Попросить ребёнка придумать слова, которые начинаются на согласный звонкий - глухой, твёрдый - мягкий согласные звуки.
Упражнения для формирования языкового анализа и синтеза.
У будущего первоклассника должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза. Для формирования у ребёнка языкового анализа и синтеза можно выполнять специальные предложения, которые можно выполнять дома, на прогулке…
Игры и упражнения
1.Сосчитай, слова в предложении: «Мама купила лук» . 2.Назвать первое и последнее слово в предложении: «Папа ловил сома. » 3.Предложить ребёнку придумать предложение, которое состоит из 2-3 слов. 4.Придумать предложение, в котором есть маленькое слово «на», «по», «под» ( с предлогом). 5.Доскажи слог, чтобы получилось слово, например: палат (ка), лод(ка). 6.Предложить ребёнку сосчитать слоги в словах, например: сом, сок, ива, мак. 7.Назвать первый звук в словах: дым, ком, кит,…согласный звук в словах, гласный звук. (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов в слове) 8. Назвать последний согласный звук или гласный звук. 9. «Назови слово». Взрослый произносит слово по звукам, делая между звуками паузу, а ребёнок называет слово полностью. Например: С,а,н,к,и – санки. 10 .«Определи место звука в слове». Взрослый предлагает ребёнку определить место звука в слове (начале, середине, конце) слова. «Где спрятался звук (С)?» в слове «сом» (начале), в слове «коса» (середине), в слове «колос» (конце) . «Буквы рассыпались». Предложить ребёнку собрать звуки, чтобы получились слова. Например: «о,к,м» - ком; «к,м,а» - мак. Это задание можно выполнять вовремя прогулки, взрослый произносит или пишет на песке, земле, по манке…
Развитие зрительно-пространственных представлений.
Игры и упражнения
1. Рисование по клеточкам различных фигур, животных.
Это развивает зрительно-пространственные представления и подготавливает руку к письму. 2.«Найти несколько отличий в картинках». 3.«Чего не дорисовал художник?», «Найти на рисунках не достающие детали» и дорисовать. Материал к упражнениям можно найти в специальной литературе или в детских книжках. «Что изменилось», перед ребёнком разложить игрушки или картинки и предложить запомнить последовательность предметов и закрыть глаза. Поменяв игрушки местами, спросить, что изменилось?
Развитие мелкой моторики способствует стимуляции речевого развития, активируя отделы коры головного мозга.
Игры и упражнения
1.Штриховка картинок, фигур, орнаментов. 2.Вырезание из бумаги геометрических фигур и фигурки животных 3.Выполнения аппликации из природного материала и бумаги. 4.Лепка из пластилина. 5.Застёгивание пуговиц и мелких деталей одежды, зашнуривание и завязывание шнурков.
6.Выкладывание фигур из счётных палочек, бисера, природного материала, крупы. 7.Вышивание, пришивание пуговиц.
Для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению в домашних условиях предлагаю родителям воспользоваться актуальной специальной литературой современных авторов.
Рекомендуемая литература для родителей: 1. О. В. Узорова, Е.А.Нефёдова. 350 упражнений для подготовки детей к школе.
М:АСТ.Астрель, 2002. 2.В.А. Калягин. Когда ребёнок плохо говорит. Советы психолога СПб.КАРО,2004.
3.О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. - СПб. ЛИТЕРА,2005. 4. Н. В. Нищева .Если ребёнок плохо говорит. СПб. ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. 5. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Н.Новгород: ФЛОКС, 1995
В заключение рекомендую родителям, как можно больше уделять ребёнку внимания, проводить с ним всё свободное время, много разговаривать, читать, спорить, развивать речь ребёнка, чтобы в школьный период у первоклассника в процессе овладения письмом меньше было трудностей.
Список литературы
1.Л.Г. Парамонова. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 2.И.Н.Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М: АРКТИ, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом....
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
СТАТЬЯ: «Рекомендации родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи»
СТАТЬЯ: «Рекомендации родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи» Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ № 2 Красногвардейского района,Журавлева ...
Рекомендации для родителей будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.
Рекомендации родителям будущих первоклассников....
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье....
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи.Исходя из намеченной цели, решаются следующие задач...