Летние игры с малышами (в помощь родителям)
статья по логопедии (младшая группа)

Подборка игр для развития речи и мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnie_igry_s_malyshami.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Летние игры с малышами

(в помощь родителям)

Дошкольный возраст – это период возникновения у детей представлений об окружающей действительности. Дети осваивают мир природы, вещей, человеческих отношений. Освоение окружающего мира происходит с помощью органов чувств. Конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой дети вступают в общение как  друг с другом, так и со взрослыми  является мощным стимулом развития мышления и речи ребёнка. В процессе действий с предметами у ребёнка появляется побудительный мотив для собственных высказываний. Словесное обобщение своих действий ребёнком способствует развитию мыслительной деятельности.

Лучше всего ребёнок усваивает то, что ему интересно, затрагивает его эмоции. Родители, семья являются самыми близкими людьми для ребёнка. В семье он чувствует себя спокойным и защищённым. Поэтому так важно создать эмоциональный контакт между родителями и ребёнком. Лето – замечательное время года для совместных игр с детьми. Множество игр можно проводить на свежем воздухе, используя различный природный материал.

Предлагаю вам небольшую подборку игр с малышами на летний период.

Рекомендации логопеда на лето

  1. Игровая артикуляционная гимнастика

Сказка про гнома

Жил-был весёлый гном с белой бородой, в красной шапочке.

Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора! Тик-так, гулять пора!»-пели часы.

Гном вскочил, сделал зарядку. Вверх – вниз, Вверх – вниз поднимал он руки.

Поел гном вкусного варенья и побежал гулять.

Перелез через забор.

Скатился с горки и  вдруг увидел красивую бабочку.

Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не думала улетать.

Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день.

Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом.

Открыл кран, пустил воду, умылся и почистил зубы.

Задул на ночь свечу и улёгся спать.

  • Губы в улыбку.

  • Губы в улыбке, кончик языка качается влево-вправо.

  • Рот приоткрыт, кончик языка вверх – вниз.

  • Язычком облизать верхнюю губу делая движения сверху – вниз. «Слизываем варенье». Нижняя губа язык не придерживает.
  • «Забор». Губы в улыбке, зубы сжаты.
  • «Горка»   Губы в улыбке, кончик языка упирается в основание нижних резцов, спинка языка выгибается.
  • Поморщить нос.

  • Высунуть язык, подуть на кончик.

  • «Горка», «забор».

  • Кончиком языка упираемся в одну щёку, в другую.
  • Рот приоткрыть, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать так некоторое время.

  1. Повторяйте дыхательные упражнения. Можно сдувать с ладошки кусочки бумаги, вату, дуть на водичку, делая волны или пуская кораблики. Можно сделать бабочек на ниточках и посоревноваться, чья бабочка дольше «летает».

Обязательно следите, чтобы вдох ребёнок делал через нос, не поднимал плечи. Выдох спокойно через рот.

Можно поиграть «Чья песенка длиннее». Вдох и на выдохе поём гласный звук.

  1. Играйте в игры для развития слухового внимания. «Где звенел колокольчик», «Что звучало», «Повтори за мной» (повторять можно гласные звуки, сочетания двух гласных АУ. ИО и т. д.)

      Наступает лето, самое подходящее время для игр с песком и водой.

  1. Игры с водой

«Тучки»

  В ёмкости с водой плавают разноцветные «тучки» (поролоновые губки округлой формы). Ребёнок погружает их в воду, надавливает на них, затем достаёт из воды и выжимает над тазиком, изображая дождь.

«Запускаем лодочки»  

Опустить ладошки в воду и водить ими туда-сюда, изображая волны, шторм. Двигать руками по кругу, создавая круговорот. Коробочки от киндер-сюрприза изображают лодочки. Превращаем лодочки в подводные лодки (заполняем водой, они опускаются на дно). Опять изображаем волны и шторм, наблюдаем, как ведут себя «подводные лодки».

«Рыбаки и рыбки»

В ёмкость с водой опустить разноцветные шарики, камешки. Ребёнку даётся пластиковый стакан и ложка. С помощью ложки надо выловить все камешки (рыбки) и сложить их в стакан.

«Мой плот»

В ёмкость с водой опустить поролоновые губки или пластины из пенопласта. Подуть на плот, чтобы он быстрее передвигался. Положить на «плот» небольшие лёгкие игрушки и переправить их на другой берег. Здесь важно, чтобы ребёнок расположил груз правильно на поверхности плота (плот не переворачивается).

«Пенная встреча»

Ёмкость заполняют водой и делают пену. На дно опускают игрушки. Ребёнок, опустив ручки в воду, ищет и достаёт игрушки.

«Салют»

В прозрачный пластиковый стаканчик налить воду и опустить туда конфетти. Ребёнку дать соломинку для коктейля. Ребёнок делает вдох и дует в трубочку. Щёки не надуваем.

«Постираем»

Ребёнку даётся тряпочка небольшого размера. Опускаем тряпочку в воду, водим ею туда-сюда, вынимаем, сжимаем в ладошке (отжимаем).

Обращать внимание ребёнка, что сухая тряпочка лёгкая, когда её опустили в воду, она потяжелела и изменила цвет. Когда тряпочку отжимаем, с неё капает вода.

В завершении тряпочку надо расправить и повесить сушиться, можно закрепить прищепками.

  1. Игры с песком

«Необыкновенные следы»

  • «Медвежата».

Ребёнок с силой надавливает на песок кулачками и ладонями.

  • «Зайцы».

Ребёнок ударяет по песку кончиками пальцев в разных направлениях.

  • «Змейки».

Ребёнок пальчиками проводит волнистые линии.

  • «Жучки-паучки»

Ребёнок двигает по песку всеми пальцами, имитируя движения жучков.

«Узоры на песке»

Взрослый рисует на песке узор. Ребёнок повторяет его.

Можно начертить на песке дорожку или другую фигуру и выложить  по этому контуру любые мелкие предметы.

«Поиск сокровищ».

Сначала взрослый прячет какие-либо предметы в песок. Затем можно поменяться и ребёнок спрячет предметы, а взрослый будет их искать.

«Отпечатки»

Эта игра проводится на мокром песке. Можно отпечатывать свои ладошки, различные формочки, геометрические фигуры. Спросите ребёнка, что он отпечатывал, какой узор у него получился.

  1. В дождливый день можно полепить с ребёнком из солёного теста

Приёмы лепки.

  • Разминание пальцами. Детям предлагается надавливать на комочек теста в разных направлениях всеми пальчиками рук, изменяя первоначальную форму теста.
  • Разминание ладонями. Надавливаем на комочек теста сначала ладонью одной, потом другой руки.
  • Сплющивание. Ребёнок надавливает на комочек теста одной, потом  другой рукой, равномерно распределяя силу нажима.
  • Шлёпанье. Ладошкой ударяем по комочку теста, равномерно распределяя силу ударов.
  • Отщипывание. Ребёнок отщипывает небольшие кусочки теста от крупного комка теста.
  • Раскатывание. Ребёнок катает скалкой, палочкой по уже расплющенному кусочку теста.
  • Вдавливание твёрдого предмета. Ребёнку предлагается поместить на поверхность расплющенного теста предмет (фасоль, горох, семечки).
  • Прищипывание.  Ребёнку предлагается соединить края сплющенного теста, сжимая их между большим пальцем и всеми остальными.
  • Отрезание кусочков теста. Ребёнок использует стеку.
  • Вырезание с помощью формы. Используется любая формочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в помощь родителям

Решение нескольких задач - общение с детьми и развитие зрения....

Игры с непоседами в помощь родителям

Есть дети, которых трудно удержать на месте, а тем более усадить за стол для  занятий. Об одном упоминании слова «заниматься» он ускользает от вас под любым предлогом. Очень трудно пр...

Пальчиковые игры для малышей. Консультация для родителей.

Пальчиковые игры для малышей. Консультация для родителей.Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка и не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками....

Консультация для родителей "Нейропсихологические игры с мячом в помощь родителям для детей 5-7 лет"

Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра требует от ребенка одновременного выполнения нескольких действий и задействования нескольких зон мозга, что, несомненно, вызывает трудности. В ходе игры мы не...

Методическая разработка на тему автоматизации звуков речи с помощью игры «Путешествие малыша» для детей 5-7 лет

Методическая разработка на тему автоматизации звуков речи с помощью игры «Путешествие малыша» для детей 5-7 летИГРА «Путешествие малыша»Цель: Автоматизация звука в ре...

«Летние игры с детьми» Консультация для родителей

laquo;Летние игры с детьми» Консультация  для родителей в родительский уголок....