Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании детей с ОВЗ
материал по логопедии

Богданова Наталья Васильевна

Презентация к выступлению на районном методическом объединении учителей-логопедов с опытом работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mo_23.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Слайд 2

Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной интеграции обучающихся с ТНР будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителями (законными представителями). Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса.

Слайд 3

С емья , в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье . Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.

Слайд 4

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Семья – это сложная, динамичная система Она подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности. Педагоги и специалисты должны учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности, ценности и ожидания. Грамотное планирование работы, учитывая возрастные особенности детей Дети на разных этапах своего развития нуждаются в разной поддержке и воспитании. Педагоги и специалисты должны знать, какие задачи стоят перед детьми определенного возраста, и вместе с родителями разрабатывать подходящие стратегии. Использование активных форм работы, включая родителей в процесс О рганизация мероприятий , на которых родители могут учиться, обсуждать вопросы воспитания и развития детей, а также активно участвовать в жизни дошкольного учреждения. Проявление психологической грамотности и предотвращение конфликтных ситуаций Педагоги и специалисты должны быть готовы к адекватной реакции, проявлять эмпатию и умение слушать родителей, а также уметь находить конструктивные решения для разрешения конфликтов

Слайд 5

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Слайд 6

Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО. Просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей. Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи. Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Слайд 7

Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка : в соответствии с Законом об образовании у родителей обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Открытость: для родителей должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье. Взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей: при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями ; важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей в интересах детей. Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье : при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей в совместное решение образовательных задач. Возрастосообразность : при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями , обусловленные возрастными особенностями развития детей.

Слайд 8

Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач. Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми. Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.

Слайд 9

Основные формы взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее. Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

Слайд 10

Учитывая то, что конкретно в нашем ДО группы комбинированной направленности, и наряду с детьми, которым созданы СОУ, воспитываются дети с временными (ситуативными) трудностями, а также чистоговорящие , не все вышеперечисленные формы, методы работы с родителями приемлемы. Работу приходится выстраивать исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям . Логопедическая работа с семьей строго индивидуальна: сбор анамнестических данных, индивидуальные беседы о ходе коррекционного процесса, консультации о правильности выполнения заданий, упражнений. Использование форм взаимодействия, включающих родителей в образовательный процесс: родители в курсе всей проводимой с ребенком коррекционной работы (письменные согласия, ознакомление с АОП и ИОМ). Имеют право присутствовать на консилиуме и знакомится с его материалами (касательно своего ребенка). Индивидуальные тетради помогают держать родителей в курсе текущего коррекционного процесса.

Слайд 11

Про светительское и консультационное направления. Профилактическая работа, включая младшие группы (на собраниях, буклеты, раскладушки и т.д.). Страничка логопеда на сайте ДОУ.

Слайд 12

Взаимодействие с родителями в рамках Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования – это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение наилучших результатов для детей. Понимание особенностей семей, грамотное планирование, активное вовлечение родителей и умение управлять конфликтами позволяют создать партнерские отношения, способствующие всестороннему развитию детей и их успешному старту в школе и жизни в целом. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию у детей бережного отношения к миру природы»

Форма проведения: игра – путешествие.Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формиро...

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....

«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»

Сотрудничество детского садаи семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это св...

Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе (обмен опытом).

Обмен опытом по формированию у детей готорвности к обучению в школе....

«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»

В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это связано с интенсивным образом жизни молодых мам и пап. Надо признать, что в глазах родителей ...