«Последовательность звуков по мере их появления в речи детей»
методическая разработка по логопедии
Последовательность звуков по мере их появления в речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_k_prakticheskomu_zanyatiyu_1_ontogenez.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания к практическому занятию 1
1. Определите последовательность формирования дифференциальных признаков фонем в онтогенезе.
Начальная стадия дифференциации фонем характеризуется усвоением наиболее противопоставленных дифференциальных признаков речевых звуков. Внутри группы гласных первым дифференцируется широкий гласный [а], затем наиболее противопоставленные по артикуляции и звучанию [иу], [ио], [эу], [эо], несколько позднее более близкие [иэ]. В последнюю очередь дети различают близкие звуки [иы] и [оу]. В целом данный период завершается к полутора годам жизни ребенка и плавно переходит в следующий.
Завершающая стадия дифференциации фонем характеризуется бурным развитием фонематического слуха – закрепляются противопоставления лабиализованных гласных [оу], усваивается система фонологических оппозиций согласных звуков. Так, первыми в группе согласных начинают различаться звонкие сонорные звуки. Основой этого процесса является их противопоставленность шумным согласным по звучности. Следующий дифференциальный признак, который усваивает ребенок, – палатализованность согласных звуков. В результате формируется различение мягких и твердых согласных.
Затем ребенок учится дифференцировать звуки с менее выраженными признаками. Звонкие и глухие согласные противопоставляются друг другу на основе интенсивности их звучания, взрывные и щелевые – на базе длительности, свистящие и шипящие – на основе их акустического эффекта, сонорные [л, ль] и [р, рь] – на основе наличия голосовых вибраций. Дифференциация передне, задне– и среднеязычных звуков осуществляется на основе формирования и закрепления речевых кинестезий в процессе совершенствования артикуляционных возможностей ребенка.
Четвертая и пятая стадии фонематического развития классифицируются как стадии формирования фонематического восприятия. К среднему дошкольному возрасту (4–5 лет) у ребенка отмечается общая готовность к элементарному звуковому анализу. В этом возрасте дошкольник способен выделить из состава слова первый ударный гласный звук, несколько позднее первый и последний согласные звуки.
Стадия формирования навыков звукового анализа и синтеза характерна для старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Дети усваивают понятия «звук», «звуковой состав», «буква», учатся определять место звука в слове (в начале, конце, середине слова), их количество и последовательность, подбирают слова с заданным звуком, составляют из звуков (букв) слоги и слова.
Таким образом, развитие фонематических процессов происходит поэтапно и в целом заканчивается к 7 годам. Сформированность фонологических представлений проявляется у ребенка в наличии образов-представлений об акустических эталонах речевых звуков. Стремясь к их воспроизведению, дошкольник постепенно совершенствует свое произношение.
2. Составьте схему «Последовательность звуков по мере их появления в речи детей».
№ п/п | Последовательность появления звуков | Возрастные границы |
1 | [б] | 1 год – 1 год 1 мес. |
2 | [м] | 1 год – 1 год 2 мес. |
3 | [п] | 1 год 1 мес. – 1 год 4 мес. |
4 | [й] | 1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. |
5 | [к] | 1 год 5 мес. – 2 года 6 мес. |
6 | [г] | 1 год 5 мес. – 2 года 5 мес. |
7 | [в] | 1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. |
8 | [ф] | 2 года – 2 года 4 мес. |
9 | [ть] | 1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. |
10 | [нь] | 1 год 10 мес. – 2 года 3 мес. |
11 | [дь] | 1 год 11 мес. – 2 года 3 мес. |
12 | [ль] | 1 год 11 мес. – 2 года 4 мес. |
13 | [кь] | 1 год 10 мес. – 2 года 7 мес. |
14 | [гь] | 2 года 1 мес. – 2 года 6 мес. |
15 | [сь] | 2 года 1 мес. – 2 года 6 мес. |
16 | [зь] | 2 года 2 мес. – 2 года 7 мес. |
17 | [т] | 2 года 1 мес. – 2 года 7 мес. |
18 | [д] | 2 года 3 мес. – 2 года 7 мес. |
19 | [х] | 2 года 2 мес. – 3 года 10 мес. |
20 | [хь] | 2 года 2 мес. – 3 года 3 мес. |
21 | [бь] | 2 года 3 мес. – 2 года 9 мес. |
22 | [мь] | 2 года 4 мес. – 2 года 10 мес. |
23 | [пь] | 2 года 5 мес. – 2 года 9 мес. |
24 | [вь] | 2 года 5 мес. – 3 года |
25 | [фь] | 2 года 8 мес. – 3 года 3 мес. |
26 | [з] | 2 года 8 мес. – 3 года 2 мес. |
27 | [с] | 2 года 8 мес. – 3 года 1 мес. |
28 | [л] | 2 года 11 мес. – 3 года 6 мес. |
29 | [ц] | 3 года 2 мес. – 4 года 10 мес. |
30 | [ч] | 3 года 1 мес. – 4 года 4 мес. |
31 | [щ] | 3 года 5 мес. – 4 года 5 мес. |
32 | [ш] | 3 года 8 мес. – 5 лет |
33 | [ж] | 3 года 8 мес. – 5 лет |
34 | [рь] | 4 года 8 мес. – 5 лет |
35 | [р] | 5-6 лет |
3. Определите закономерности развития звукопроизношения в онтогенезе
В онтогенезе становление звукопроизношения происходит, с одной стороны, на основе развития фонематических представлений ребенка, с другой – в результате совершенствования его артикуляционных возможностей. Соответственно опережающее развитие фонематического слуха и артикуляции подготавливают основу для формирования нормативного звукопроизношения.
Первой произносительной реакцией ребенка является крик новорожденного. В звуковом отношении он представляет собой нерасчленимый звуковой поток. Со временем, к 2–3 месяцам, крик видоизменяется, и с его помощью младенец может выразить разные состояния (голод, боль, усталость и т. д.).
Постепенно к 2 месяцам частота крика снижается и у ребенка появляется новая произносительная реакция – гуление. Данный возрастной период является чрезвычайно важным в плане формирования координаторных механизмов речевой деятельности. Как известно, в этом возрасте у ребенка начинает формироваться «комплекс оживления».
К 4–5 месяцам активность гуления постепенно снижается, и у ребенка появляется новая предречевая реакция – лепет. Кроме того, в довербальный период осуществляется развитие дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, составляющих энергетическую основу звучной речи.
Собственно развитие активной речи ребенка начинается с появления первых слов. Время их произнесения существенно отличается у разных детей.
Дальнейшее развитие произносительной стороны речи связано с увеличением речевой активности детей в возрасте 2–3 лет. Ребенок третьего года жизни активно осваивает фонетическую систему родного языка. К трем годам увеличиваются возможности произвольного управления движениями органов артикуляции, нормализуется мышечный тонус, и ребенок начинает правильно воспроизводить в речи артикуляционные различия твердых и мягких согласных.
В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) происходит дальнейшее совершенствование произносительных умений и навыков ребенка. Произношение большинства звуков родного языка становится нормативным. Устойчивое произношение всех звуков формируется к 5,5–6 годам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']
Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']...
Консультация для родителей "Последовательность появления звуков в речи детей""
Данный материал поможет во время обратится родителям к специалисту с помощью....
Последовательность работы по подготовки руки к письму у детей с нарушением речи
Последовательность работы по подготовки руки к письму у детей с нарушением речи...
РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"
Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...
Консультация для родителей "Последовательность появление звуков в речи детей"
Данный материал поможет во время обратится родителям за помощью к специалисту....