Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект "Артикуляционная гимнастика
с биоэнергопластикой"
Тип проекта:
- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
- по целевой установке – информационно – творческий; практико-ориентированный.
- по срокам реализации – среднесрочный (с 1 сентября 2019г. по 31 января 2020г.)
Актуальность
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.
Формирование правильной речи, а в частности правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учится: управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью.
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения органов артикуляции становятся точными, сильными, уверенными, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Проблема
К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать необычный и нестандартный метод – биоэнергопластика.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога.
Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, на основе применения биоэнергопластики.
Задачи:
- Исследовать понятие «биоэнергопластика». Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений.
- Обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе; проследить эффективность применения биоэнергопластики в коррекционном процессе.
- Объяснить, как средства биоэнергопластики могут способствовать развитию артикуляционной моторики.
- Повысить профессиональный уровень.
- Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями.
- Развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
- Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода.
- Проанализировать результативность работы.
Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.
Основные направления реализации проекта – индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
Ожидаемые результаты:
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.
В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный (с 02.09.19г. – 14. 10.19г.)
- Диагностика речевого развития детей (с 02.09.19г. по 14.09.19г.), определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики».
- Разработка проекта.
- Изготовление и подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Работа с детьми:
- знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике);
- лепка «Язычки».
- Работа с родителями:
- консультация «Строение артикуляционного аппарата»,
- проведение семинара-практикума «Артикуляционная гимнастика – основа звукопроизношения";
- выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.
II. Основной (с 14.10.19г. по 31.12.19г.)
- Работа с детьми:
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:
- упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка;
- упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
- артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).
- придумывание сказок о Веселом Язычке;
- рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке;
- оформление альбома «Артикуляционная гимнастика в картинках»;
- оригами «Лягушки», «Шапка для маляра»
- Работа с родителями:
- консультация «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии»,
- изготовление буклета «Использование метода биоэнегргопластики в логопедической работе с детьми»;
- индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков;
- оформление альбома «Артикуляционная гимнастика в картинках»;
- сочинение артикуляционных историй; придумывание сказок о Веселом Язычке;
- приглашение на индивидуальные занятия.
- Работа с воспитателями:
‒ семинар – практикум для педагогов группы компенсирующей направленности ДОУ «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнегропластики»
- Создание картотеки упражнений, сказок.
III. Итоговый (с 09. 01. 20 по 31.01.20г.)
- Показ театра пальчиков и языка.
- Демонстрация альбома «Артикуляционная гимнастика в картинках».
- Презентация «Сказок о Веселом Язычке», артикуляционных историй.
- Диагностика звукопроизношений детей.
- Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
Риск проекта: частые пропуски детей без причины, болезни, карантин.
Результативность
Анализ проделанной работы показал, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Это позволяет сделать вывод о целесообразности применения данной методики в логопедическом работе и привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Что такое биоэнергопластика?
В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. Л. Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей шестилетнего возраста.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., с заиканием – Белякова Л. И., Рычкова Н. А., с дизартией – Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Этапы работы артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.
2. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.
Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:
- Учитывать индивидуальные особенности детей;
- Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
- Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
- Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Правила биоэнергопластики:
1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Упражнения для развития подвижности
артикуляционного аппарата
I. Упражнения для нижней челюсти | |
1. «Окошко» - широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть. | Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки. |
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами. | Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук). |
3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты. | Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот). |
4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней; губы в улыбке. | Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот). |
II. Упражнения для губ | |
1."Улыбка" - "Трубочка". | Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка". |
2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами. | Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется. |
3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. | Кисть руки неподвижна. |
III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна) | |
1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед. | Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед. |
2. "Часики" - движения языком вправо-влево. | Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево. |
3. "Качели" - движения языком вверх-вниз. | Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх. |
4. «Чистим зубки» - круговые движения языком под губой в одну и другую стороны. | Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке. |
5. "Лошадки" - щелканье языком. | Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев. |
6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. | Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу. |
7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед. | Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак. |
8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух. | Скрестить указательный и средний палец руки. |
9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. | Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки. |
10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе. | Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть. |
11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам. | Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу. |
12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ. | Постукивание подушечками пальцев по столу. |
Стихи для биоэнергопластики
Упражнение «Улыбка»
Поёт с утра лягушка:
«Ква-ква, ква-ква, ква-ква!
Иди сюда, подружка!
Здесь сочная трава».
Упражнение «Птенчики»
Воробьишка прыг-прыг-прыг!
Быстро двигаться привык.
Звонок воробьиный хор,
Им ареной служит двор.
Упражнение «Индюк»
Индюк, смотри, какой герой –
За индюшат стоит горой!
Распустит хвост, зальётся краской,
Все на него глядят с опаской.
Упражнение «Лошадка»
Зебра в белую полоску,
Зебра в чёрную полоску,
Точно кто-то шутки ради
Нарядил её в матроску.
Упражнения «Грибок, Чашечка»
Принесу грибы в корзинке,
Стану их перебирать,
Словно на лесной тропинке
Побываю я опять.
Упражнение «Иголочка»
Ель зайчишку приютила,
Веткой от врагов укрыла…
Ёжик – быстренькие ножки,
Протоптал в лесу дорожки.
Упражнение «Дятел»
Дятлу клювом бить не лень
Целый день, целый день!
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Выходи из щёлки жук!
Упражнение «Грибок»
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Упражнение «Киска сердится»
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
Упражнение «Маляр»
Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.
Упражнение «Змейка»
Удав, огромнейший удав,
Лежит кольцом средь пышных трав.
Он гордый повелитель змей,
И трогать ты его не смей.
Упражнение «Орешки»
Хомячок живёт в квартире,
Нет зверька милее в мире.
Он за щёчки прячет ужин.
Что ж! Запас, конечно, нужен.
Упражнение «Самолёт гудит»
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Упражнение «Хоботок»
Шмель лохматый, шмель пушистый,
Держит путь на луг душистый,
Басом целый день поёт
И нектар цветочный пьёт.
Упражнение «Лопаточка»
Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно, очень устала.
Упражнение «Часики»
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Упражнение «Змейка»
Увидев свой хвост, удивилась змея:
- Неужто, друзья, это всё ещё я?
Упражнение «Горка»
В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка
Съехать с крутой горки.
Упражнение «Заборчик»
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
Упражнение «Вкусное варенье»
Я достал в шкафу варенье,
Я к животным всей душой.
- На, поешь для подкрепленья,
Будешь толстый и большой.
Упражнение «Киска сердится»
Весёлые мыши забрались на крышу
И лезут упрямо всё выше и выше.
Совсем не боятся они высоты!
Какие, однако, отважные мыши! –
Сказали, взбираясь за ними коты.
Упражнение
«Кто дальше загонит мяч?»
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.
Упражнение «Чашечка»
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
Упражнение «Лопаточка»
Яблоки румяные,
В них медовый сок!
Испечёт нам мама
Яблочный пирог.
Упражнение «Почистить зубы»
Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели чтоб они.
Упражнение «Иголочка»
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик, даже глупый самый
Хочет жить с ежихой-мамой.
Два цыплёнка, (упражнение «Птенчики»)
Два мышонка (упражнение «Иголочка»)
Учат бегать лягушонка. (упражнение «Улыбка»)
Расшумелась мелкота –
Видно, близко нет кота! (упражнение «Киска сердится»)
Ходит по двору индюк (упражнение «Индюк»)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
(упражнение «Птенчики»)
Рассердился сгоряча.
Кот Тимошка жил на крыше. (упражнение «Киска сердится»)
Ниже, в доме, жили мыши.
(упражнение «Иголочка»)
По стене взбирались мыши,
Не боясь кота на крыше.
На берёзе поутру
Дятел продолбил кору.
(упражнение «Дятел»)
Рыжий кот осенними
Листьями шуршит,
Возле стога с сеном
Мышек сторожит. (упражнения «Киска сердится, Иголочка»)
Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
(упражнение «Киска сердится»)
Видит мышку на экране,
Мышка вроде близко.
(упражнение «Иголочка»)
Мог бы славный быть обед,
Только хвать, а мышки нет.
«Сказка о язычке»
Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)
Покажи, как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.
Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).
Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….
Тесто получилось, как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)
Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.
Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)
А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)
Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М.Синицына)
Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.
А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи, чтобы сам язык не прыгал.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук —
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)
Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)
А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
(О.Перова)
Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
(М.Синицына)
Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!
Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!
Сказка «ЗООПАРК»
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
БЕГЕМОТИКИ
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
ЛЯГУШКИ
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были … Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
СЛОН
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же…слон! Давай покажем, какой у слона хобот.
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до счета «десять»), вернуться в исходное положение.
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка.
Описание упражнения: вытянуть губы вперед трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Я водичку набираю
И ребяток поливаю.
ЗМЕЯ
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это…змея. Давай изобразим змею!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем.
Только так, а не иначе.
ЛОШАДКА
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка прокатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!». Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.
Я — веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
РАСЧЁСКА
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами.
«Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовет меня…(расчёска).
ЧАСИКИ
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как, работают часики!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
ШАРИКИ
Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
Сказка «Спящая красавица»
Давным-давно в одной далекой стране у короля с королевой родилась прекрасная девочка. Они были счастливы этому событию, и мы покажем, как умеем радоваться (Упр-е «Улыбочка»).
Устроили пир на весь мир со сладостями (упр-е «Вкусное варенье»), запивая все ароматным чаем (упр-е «Чашечка»). Пригласили музыкантов, они играли на барабане, гармошке (упр-е «Барабан», «Гармошка»), циркачей (упр-е «Слоник»). К вечеру устроили скачки на лошадях (упр-е «Лошадка»). Время близилось к вечеру (упр-е «Часики») и гости разошлись, а король с королевой уложили колыбель спать свою маленькую принцессу (упр-е «Лопатка», «Блинчик»).
Сказка «Репка»
Посадил дед репку за высоким забором (упр-е «Заборчик»). За репкой нужно ухаживать, поэтому дед часто ходил в огород через калитку, то открывая, то закрывая ее (упр-е «Ворота»). Выросла репка большая-пребольшая (упр-е «Надуй щеки»). Дед сначала удивился, потом обрадовался, а затем призадумался: «Что же с такой большой ему репкой делать?» (Выполняются соответствующие мимические упражнения)
Решил дед выкопать репку и принес лопату (упр-е «Лопатка»), но не смог и стал тянуть репку. Тянул-тянул, устал (дуют на кончики пальцев с широкого язычка). Позвал дед бабку, а она в это время пирожки печет (упр-е «Накажем язычок»).
Список литературы:
- Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2015.
- О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». СПб.:Изд. Дом «Литера», 2004.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
- Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
- Статьи из журнала «Логопед в детском саду», «Дошкольная педагогика».
Использованные сайты
- http://logoped18.ru/logopedist/bioenergoplastika-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.php - Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками.
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/13/netradicionnye_metody_v_logopedii_-_bioenergoplastika.pptx Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.
- http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/logopedicheskoe-zanyatie-s-ispolzovaniem-bioenergoplastiki.html Логопедическое занятие с использованием биоэнергопластики.
- http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac779.html - Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике.
- http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-bioyenergoplastiki-v-rabote-logopeda-iz-opyta-raboty.html Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика с использованием БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Цикл упражнений с использование биоэнергопластики...
"Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики"
Бионергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и св...
Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики
В данном материале представлено комплекс артикуляционных упражнений с использованием содружественных движений руки и языка....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ на тему: Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. ( 4 этап) ( дислалия )
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, со временем снижают интерес детей . Поднять и поддерживать эмоциональный настрой ребенка и логопеда помогут занятия с использованием биоэне...
«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы с применением артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики»
«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы с применением артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики». Цель: закрепить навык правильного пр...
Методическая разработка "Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики"
Методика разработана для развития и совершенстованния артикуляционной и пальчиковой моторики, для постановки автоматизации звуков речи, для формирования фонематических процессов, развития познавательн...
Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики
Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики...