Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_artikulyatsiya_bioenergoplastika.docx92.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Артикуляционная гимнастика

с биоэнергопластикой"

Тип проекта:

  • по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
  • по целевой установке – информационно – творческий; практико-ориентированный.
  • по срокам реализации – среднесрочный (с 1 сентября 2019г. по 31 января 2020г.)

Актуальность

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.

Формирование правильной речи, а в частности правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учится: управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью.

Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения органов артикуляции становятся точными, сильными, уверенными, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

Проблема

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать необычный и нестандартный метод – биоэнергопластика.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога.

Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, на основе применения биоэнергопластики.

Задачи:

  1. Исследовать понятие «биоэнергопластика». Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений.
  2. Обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе; проследить эффективность применения биоэнергопластики в коррекционном процессе.
  3. Объяснить, как средства биоэнергопластики могут способствовать развитию артикуляционной моторики.
  4. Повысить профессиональный уровень.
  5. Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями.
  6. Развивать координацию артикуляционного аппарата и  мелкой моторики пальцев рук; активизировать  память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
  7. Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода.
  8. Проанализировать результативность работы.

Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Основные направления реализации проекта – индивидуальные и подгрупповые  занятия с детьми.

Ожидаемые результаты:

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.

В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный (с 02.09.19г. – 14. 10.19г.)

  1. Диагностика речевого развития детей (с 02.09.19г. по 14.09.19г.), определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики».
  3. Разработка проекта.
  4. Изготовление и подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  5. Работа с детьми:
  • знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике);
  • лепка «Язычки».
  1. Работа с родителями:
  • консультация «Строение артикуляционного аппарата»,
  • проведение семинара-практикума «Артикуляционная гимнастика – основа звукопроизношения";
  • выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.

II. Основной (с 14.10.19г. по 31.12.19г.)

  1. Работа с детьми:
  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:
  • упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка;
  • упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
  • артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).

  • придумывание сказок о Веселом Язычке;
  • рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке;
  • оформление альбома «Артикуляционная гимнастика в картинках»;
  • оригами «Лягушки», «Шапка для маляра»
  1. Работа с родителями:
  • консультация «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии»,
  • изготовление буклета «Использование метода биоэнегргопластики в логопедической работе с детьми»;
  • индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков;
  • оформление альбома «Артикуляционная гимнастика в картинках»;
  • сочинение артикуляционных историй; придумывание сказок о Веселом Язычке;
  • приглашение на индивидуальные занятия.
  1. Работа с воспитателями:

‒ семинар – практикум для педагогов группы компенсирующей направленности ДОУ «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнегропластики»

  1. Создание картотеки упражнений, сказок.

III. Итоговый (с 09. 01. 20 по 31.01.20г.)

  1. Показ театра пальчиков и языка. 
  2. Демонстрация альбома «Артикуляционная гимнастика в картинках».
  3. Презентация «Сказок о Веселом Язычке», артикуляционных историй.
  4. Диагностика звукопроизношений детей.
  5. Обобщение опыта работы по проекту и его представление.

Риск проекта: частые пропуски детей без причины, болезни, карантин.

Результативность

Анализ проделанной работы показал, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Это позволяет сделать вывод о целесообразности применения данной методики в логопедическом работе и привлечь воспитателей  и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Что такое биоэнергопластика?

В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. Л. Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей шестилетнего возраста.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., с заиканием – Белякова Л. И., Рычкова Н. А., с дизартией – Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия«био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Этапы работы артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:

1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.

2. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.

3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.

4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.

6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.

7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.

Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:

  • Учитывать индивидуальные особенности детей;
  • Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
  • Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
  • Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Правила биоэнергопластики:

1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Упражнения для развития подвижности

артикуляционного аппарата

I. Упражнения для нижней челюсти
Все упражнения повторяются 4-6 раз.

1. «Окошко» - широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть.

Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук).

3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты.

Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней; губы в улыбке.

Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот).

II. Упражнения для губ

1."Улыбка" - "Трубочка". 
Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка". 

2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами.

Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна. 
Ладонь вверх – двигаются только пальцы. 
Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна)

1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед.

Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

2. "Часики" движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево.

3. "Качели" - движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх.

4. «Чистим зубки» - круговые движения языком под губой в одну и другую стороны.

Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке. 

5. "Лошадки" - щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу.

7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак.

8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Скрестить указательный и средний палец руки. 

9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть.

11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу. 

12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ.

Постукивание подушечками пальцев по столу.

Стихи для биоэнергопластики

Упражнение «Улыбка»

Поёт с утра лягушка:

«Ква-ква, ква-ква, ква-ква!

Иди сюда, подружка!

Здесь сочная трава».

Упражнение «Птенчики»

Воробьишка прыг-прыг-прыг!

Быстро двигаться привык.

Звонок воробьиный хор,

Им ареной служит двор.

Упражнение «Индюк»

Индюк, смотри, какой герой –

За индюшат стоит горой!

Распустит хвост, зальётся краской,

Все на него глядят с опаской.

Упражнение «Лошадка»

Зебра в белую полоску,

Зебра в чёрную полоску,

Точно кто-то шутки ради

Нарядил её в матроску.

Упражнения «Грибок, Чашечка»

Принесу грибы в корзинке,

Стану их перебирать,

Словно на лесной тропинке

Побываю я опять.

Упражнение «Иголочка»

Ель зайчишку приютила,

Веткой от врагов укрыла…

Ёжик – быстренькие ножки,

Протоптал в лесу дорожки.

Упражнение «Дятел»

Дятлу клювом бить не лень

Целый день, целый день!

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Выходи из щёлки жук!

Упражнение «Грибок»

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Упражнение «Киска сердится»

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

Упражнение «Маляр»

Красной краскою Егор

Красит крышу и забор.

Упражнение «Змейка»

Удав, огромнейший удав,

Лежит кольцом средь пышных трав.

Он гордый повелитель змей,

И трогать ты его не смей.

Упражнение «Орешки»

Хомячок живёт в квартире,

Нет зверька милее в мире.

Он за щёчки прячет ужин.

Что ж! Запас, конечно, нужен.

Упражнение «Самолёт гудит»

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Упражнение «Хоботок»

Шмель лохматый, шмель пушистый,

Держит путь на луг душистый,

Басом целый день поёт

И нектар цветочный пьёт.

Упражнение «Лопаточка»

Лопата копала,

Копала, копала,

Потом улеглась,

Видно, очень устала.

Упражнение «Часики»

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Упражнение «Змейка»

Увидев свой хвост, удивилась змея:

- Неужто, друзья, это всё ещё я?

Упражнение «Горка»

В парке высокая горка стоит.

На горке сердитый Егорка сидит.

Боится Егорка

Съехать с крутой горки.

Упражнение «Заборчик»

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Упражнение «Вкусное варенье»

Я достал в шкафу варенье,

Я к животным всей душой.

- На, поешь для подкрепленья,

Будешь толстый и большой.

Упражнение «Киска сердится»

Весёлые мыши забрались на крышу

И лезут упрямо всё выше и выше.

Совсем не боятся они высоты!

Какие, однако, отважные мыши! –

Сказали, взбираясь за ними коты.

Упражнение

«Кто дальше загонит мяч?»

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

Упражнение «Чашечка»

Чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали.

Упражнение «Лопаточка»

Яблоки румяные,

В них медовый сок!

Испечёт нам мама

Яблочный пирог.

Упражнение «Почистить зубы»

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

Упражнение «Иголочка»

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ёжик, даже глупый самый

Хочет жить с ежихой-мамой.

Два цыплёнка, (упражнение «Птенчики»)

Два мышонка (упражнение «Иголочка»)

Учат бегать лягушонка. (упражнение «Улыбка»)

Расшумелась мелкота –

Видно, близко нет кота! (упражнение «Киска сердится»)

Ходит по двору индюк (упражнение «Индюк»)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача,

(упражнение «Птенчики»)

Рассердился сгоряча.

Кот Тимошка жил на крыше. (упражнение «Киска сердится»)

Ниже, в доме, жили мыши.

(упражнение «Иголочка»)

По стене взбирались мыши,

Не боясь кота на крыше.

На берёзе поутру

Дятел продолбил кору.

(упражнение «Дятел»)

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит. (упражнения «Киска сердится, Иголочка»)

Телевизор вместе с нами

Смотрит наша киска.

(упражнение «Киска сердится»)

Видит мышку на экране,

Мышка вроде близко.

(упражнение «Иголочка»)

Мог бы славный быть обед,

Только хвать, а мышки нет.

 

 

«Сказка о язычке»

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

 

Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?

(М.Синицына)

 

Покажи, как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось, как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.

(О.Петрова)

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

(М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.

(М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!

(М.Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи, чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук —
Раздается громкий звук.

(М.Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.

(М.Синицына)

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.

(О.Перова)

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

(М.Синицына)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Сказка «ЗООПАРК»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

БЕГЕМОТИКИ

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.

ЛЯГУШКИ

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были … Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.

СЛОН

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же…слон! Давай покажем, какой у слона хобот.

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до счета «десять»), вернуться в исходное положение.

Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка.

Описание упражнения: вытянуть губы вперед трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю
И ребяток поливаю.

ЗМЕЯ

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это…змея. Давай изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем.
Только так, а не иначе.

ЛОШАДКА

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка прокатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!». Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.

Я — веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.

РАСЧЁСКА

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался!  Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами.

«Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его.

С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовет меня…(расчёска).

ЧАСИКИ

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как, работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?

ШАРИКИ

Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.

Сказка «Спящая красавица»

Давным-давно в одной далекой стране у короля с королевой родилась прекрасная девочка. Они были счастливы этому событию, и мы покажем, как умеем радоваться  (Упр-е «Улыбочка»).

Устроили пир на весь мир со сладостями (упр-е «Вкусное варенье»), запивая все ароматным чаем (упр-е «Чашечка»). Пригласили музыкантов, они играли на барабане, гармошке  (упр-е «Барабан», «Гармошка»), циркачей (упр-е «Слоник»). К вечеру устроили скачки на лошадях (упр-е «Лошадка»). Время близилось к вечеру (упр-е «Часики») и гости разошлись, а король с королевой уложили колыбель спать свою маленькую принцессу (упр-е «Лопатка», «Блинчик»).

Сказка «Репка»

Посадил дед репку за высоким забором (упр-е «Заборчик»). За репкой нужно ухаживать, поэтому дед часто ходил в огород через калитку, то открывая, то закрывая ее (упр-е «Ворота»). Выросла репка большая-пребольшая (упр-е «Надуй щеки»). Дед сначала удивился, потом обрадовался, а затем призадумался: «Что же с такой большой ему репкой делать?» (Выполняются соответствующие мимические упражнения)

Решил дед выкопать репку и принес лопату (упр-е «Лопатка»), но не смог и стал тянуть репку. Тянул-тянул, устал  (дуют на кончики пальцев с широкого язычка). Позвал дед бабку, а она в это время пирожки печет (упр-е «Накажем язычок»).

Список литературы:

  1. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  3. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  4. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2015.
  7. О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». СПб.:Изд. Дом «Литера», 2004.
  8. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
  9. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.
  10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  11. Статьи из журнала «Логопед в детском саду», «Дошкольная педагогика».

Использованные сайты

  1. http://logoped18.ru/logopedist/bioenergoplastika-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.php - Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками.
  2. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/13/netradicionnye_metody_v_logopedii_-_bioenergoplastika.pptx Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.
  3. http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/logopedicheskoe-zanyatie-s-ispolzovaniem-bioenergoplastiki.html Логопедическое занятие с использованием биоэнергопластики.
  4. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac779.html - Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике.
  5. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-bioyenergoplastiki-v-rabote-logopeda-iz-opyta-raboty.html Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика с использованием БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

Цикл упражнений с использование биоэнергопластики...

"Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики"

Бионергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и св...

Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики

В данном материале представлено  комплекс артикуляционных упражнений с использованием содружественных движений руки и языка....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ на тему: Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. ( 4 этап) ( дислалия )

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, со временем снижают интерес детей . Поднять и поддерживать эмоциональный настрой ребенка и логопеда помогут занятия с использованием биоэне...

«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы с применением артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики»

«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы с применением артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики». Цель: закрепить навык правильного пр...

Методическая разработка "Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики"

Методика разработана для развития и совершенстованния артикуляционной и пальчиковой моторики, для постановки автоматизации звуков речи, для формирования фонематических процессов, развития познавательн...

Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики

Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики...