Упражнения для развития воздушной струи
картотека по логопедии

Манахова Наталья Николаевна

         Буклет содержит перечень упражнений для развития воздушной струи на определенные группы звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_vozdushnoy_strui.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития воздушной струи

                   Звуки С, З, Ц

1. «Гармошка»

И.п. стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

2. «Холодный ветер»

Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

3. «Загоним мяч в ворота»

Вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребенку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздается своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»).

Следить за тем, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно придерживать пальцами.

4. «Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается

вовнутрь. Боковые края языка касаются уголков рта. Не сжимать язык зубами. Выдох спокойный.

5. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

6.»Погаси свечу»

Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

7. «Ветерок качает листок»

Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для развития воздушной струи

                  Звуки Ш, Ж, Ч, Щ

1. «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох плавный, длительный.

2. «Погреем ручки»

Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

3. «Погасим свечу»

Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков  а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

4. «Сильный ветер гонит листочки»

Положить широкий язык «лопаткой» на нижнюю губу. Дутье с образованием по середине линии «желобка».

5. «Слоненок пьет водичку»

Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Упражнения для развития воздушной струи

                  Звук Р

1. «Наслаждаемся запахами духов»

Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

2. «Футбол»

Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

3. «Лошадки фыркают»

Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

4. «Кучер останавливает лошадку»

Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррр.

5. «Спутник»

Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

6. «Буря»

Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

Выработка правильного диафрагмального дыхания.

1. Исходное положение: встать, плечи развернуть; голову держать прямо; одну руку положить на диафрагму, другую – на ребра. Глубокий вдох на счет «раз», задержка дыхания; плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5 (считать вслух).

2. И. п., как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет 1, 2, 3 плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5.

3. И. п. как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет «раз», плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, (вслух), затем добрать воздух и продолжить считать до 8-10.

4. «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые»

Дутье на полоски, листочки, подвешенные бумажные игрушки – жуков, бабочек, птичек.

5. Громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков. Сделать короткий вдох на счет»раз» (рот открыт). Задержать воздух на счет «два» и произвести протяжный, плавный выдох с произнесением одного из гласных звуков а, э, о, у   или   и.

6. Длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний звуков: аа-ууууу; ааа-иии-ууу; ооо-иии-ааа-ууу.

7. Произнесение согласных звуков ф, х, по мере появления звуков используются согласные с, з, ж,ш.

8. «Погреем ручки»

Произносится на выдохе звук х-х-х-х-х.

9. «Проколотый мяч»

Произносятся звуки шшшш или ссс.

10. «Комары и комарики»

Произносится звук зззз, зьзьзь

11. «Большие и маленькие жуки»

Произносится звук жжжж, жьжьжь

12. «Насос»

Произносится звук сссс.

13. «Разговор игрушек»

Произнесение слоговых сочетаний: па-по-па-по; пу-бу-пу-бу.

14. «Разговор инопланетян»

Произнесение слоговых сочетаний:

вы-ву-вы-ву; ва-фа-вы-фы.

15. « Кто как голос падает»

Кукушка: Ку-ку, ку-ку. Лошадка: Иго-го-о-о. Кошка: Мяууу. Собака: Гавввв, Аффффф. Курочка: Ко-ко-ко-ко. Петух: ку-ку-ре-ку.

Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи.

(произнесение на одном выдохе от 2-4 слов и фраз, содержащих от 5-до 7 слов).

1. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе. Например: на одном выдохе слова: шапка, шуба, куртка, шорты.

2. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3-4 слов на выдохе. Например: Лола мыла куклу.

3. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом:

Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила.

Для формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:

— Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5—6 раз).

— Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

— Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

— При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

— Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

— Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раз).

— Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5—6 раз).

— Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.

Развитие речевого дыхания

• «Игра со свечой».

Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается тонкой, упругой и плавной струей через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

•   Игра «Чудо-лесенка».

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой—ша-га-ю,

Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:

Шаг—на—го-ры,

Шаг—на—ту-чи...

А—подъ-ем—все—вы-ше,

кру-че...

Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо—к—солн-цу—я—ле-чу!

Встретил петушок кота

И спросил его тогда:

— Почему ты черный, кот?

— Лазал ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану ел.

— Почему ты серым стал?

— Пес меня в пыли валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие воздушной струи.

Для родителей от учителя-логопеда...

Брошюра для родителей Игры и игровые упражнения на развитие воздушной струи.

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляционную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе п...

Упражнения на развитие воздушной струи

Правильное речевое дыхание ребенка – база для развития речи Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки бу...

Игры и игровые упражнения на развитие воздушной струи

Регулярное и систематическое применение упражнений по воспитанию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляцио...

Игры и игровые упражнения на развитие воздушной струи.

Игры и игровые упражнения на развитие воздушной струи....

Дыхательное упражнение на развитие воздушной струи

В данном видео вы можете увидеть одно из упражнений на развитие воздушной струи у детей с нарушением речиhttps://www.youtube.com/watch?v=g2o2MaNxPxQ&feature=emb_logo...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ «ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ»

Правильное дыхание очень важно для развития речи, дыхание влияет на звукопроизношение, развитие голоса, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха....