Методы диагностики речи
тест по логопедии

Горлова Шахноза Ибрагимовна

Методы диагностики речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_na_rech.docx169.84 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ

Методика  «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов

– ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов

– ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов

– ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла

– ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 балл

– ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.


Методика «Расскажи по картинке»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 9 и рис. 10. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 11 и рис. 12. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

Рис 9. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»

Рис 10 Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»


Рис. 11. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

Рис. 12. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Таблица 1

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

1

Существительные

2

Глаголы

3

Прилагательные в обычной форме

4

Прилагательные в сравнительной степени

5

Прилагательные в превосходной степени

6

Наречия

7

Местоимения

8

Союзы

9

Предлоги

10

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов

10 баллов

– в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

8-9 баллов

– в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6-7 баллов

– в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4-5 баллов

– в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

2-3 балла

– в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи

0-1 балл

– в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу

Выводы об уровне развития

10 баллов    — очень высокий.

8-9 баллов  — высокий

4-7 баллов   — средний

2-3 балла    — низкий.

0-1 балл    — очень низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Методы диагностики и приемы работы при стертой дизартрии"

В данной методической разработке описаны методы диагностики и приемы работы с детьми со "стертой" дизартрией....

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

}Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.1. К п...

Современные методы диагностики

Современные методы диагностики...

Методы диагностики сигматизма у детей с дизартрией.

В данном материале описаны методы диагностики и симптомы проявления сигматизма у детей с дизартрией....

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников можно использовать на всехвозрастных группах....

Метод диагностики психофизиологического развития детей 4-5 лет

Метод диагностики психофизиологического развития детей 4-5 лет ...

Методы диагностики музыкальных способностей.

В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей ниже предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способносте...