Буклет Звуковой анализ слов.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29._buklet_zvukovoi_analiz_slova.docx533.54 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковой анализ слов.

сканирование002

Уважаемые родители!

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение — это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв(звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук — то, что мы слышим и произносим.
  • Буква — то, что пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) • в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:

Б          В         Г          Д         Ж        З    -   ЗВОНКИЕ

П         Ф         К         Т          Ш        С    -   ГЛУХИЕ

  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква- это знак звука. 

    http://www.college5.msk.ru/stud/inform_resyrs/raz_rech/_private/BD10267_.GIFЗнакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить - ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению- слияние двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков - это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную память и чуть-чуть чистолюбивых родителей, иногда к двум годам узнают и называют все буквы, но даже к семи годам не начинают их складывать, если предварительно не знакомятся со звуками. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.     Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью. Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова- речевые звуки- с самого его рождения наиболее значимы.  

   http://www.college5.msk.ru/stud/inform_resyrs/raz_rech/_private/BD10267_.GIF Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. 

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: 

жжжук, жууук, жуК.

     Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. 

    Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.

Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Ознакомление  с гласными звуками.

 Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э], кит-[и], дым-[ы]. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Гласные звуки обозначаем красной фишкой.

Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками.

    Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия , что-то "мешает",- губы, зубы, язык, называются согласными. Твердый согласный звук будем обозначать синей фишкой, а мягкий согласный звук- зеленой фишкой. 

ЛУНА

ЛИСА

ЮЛА

ГУСИ

[л][у][н][а]

[ль][и][с][а]

[й][у][л][а]

[г]][сь][и]

Ознакомление с ударным гласным звуком.

     После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Выполните звуковой анализ слова ГУСИ

ГУСИ

Назовите гласные звуки.    ([у], [и] )        

Сколько слогов в слове?    (Два)     

Назовите их. (ГУИ)

Назовите ударный слог. (ГУ)

Произнесите слово с ударением. (ГУУУСИ)

В ударном слоге протяжно произносится гласный звук. (УУУ)

Читаем слово с ударением, ведя указкой под схемой.

Взрослый произносит ГУСИИИ. 

Какой звук выделен? (И)

Как правильно сказать? ГУУУСИ.

Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится более протяжно.

 

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… . Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Звуковой анализ слов"

Буклет для родителей - поможет грамотно  заниматься дома с детьми: звуковой анализ слов, разбор слов по частям, приводится таблица слогов....

Буклет "Шпаргалка для родителей.Звуковой анализ слов".

Рекомендации учителя-логопедаТрясковой Т. С. для родителей2013 г....

Буклет "Звуковой анализ слова"

Алгоритм выполнения звукового анализа слова....

буклет для родителей и педагогов "Звуковой анализ слова"

в буклете содержится самая важная и главная информация о звуках родного языка...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Информационный буклет для родителей "Такие разные звуки! Звуковой анализ слова."

В буклете отражена информация для родителей воспитанников старшей логопедичекой группы....

Буклет для родителей "Звуковой анализ слов"

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова....